Вот интересная статья. Правда, перевод убогий, - в некоторых моментах смысл прямо противоположный
оригиналу, - но основной посыл ясен: разнообразие предметов обихода, архитектура, скачок в уровне развития культуры и искусства - то что и поныне отличает городскую жизнь от жизни на лоне природы - были не следствием перехода к оседлому образу жизни и появления городов, а их необходимым условием. Об этом же говорит и храмовый комплекс
Гёбекли-Тепе, построенный до "неолитической революции". А всё дело в том, что высшие приматы испытывают сильнейший стресс от присутствия чужаков, тем более их скопления. Я уже писал об этом: "
Чужого ощущаешь позвоночником". И вот для преодоления этого стресса и понадобилось людям многообразие культурных артефактов, как и совместные пение, танцы, культовые ритуалы. Материальные атрибуты предупреждают о статусе, социальной страте незнакомого человека, которому они сопутствуют, в то время как групповые культурные ритуалы служат "социальным цементом".
Пока что такое понимание остается спорным, хотя и привлекает на свою сторону всё больше сторонников. Многих продолжает удовлетворять старое простое объяснение: появившееся в результате "неолитической революции" сельское хозяйство создало продуктовый излишек - в результате стала развиваться культура. Т.е. культура - это такая случайность, возникшая от нечего делать. Гёбекли-Тепе в эту схему, правда, не вписывается, однако сторонников такого подхода понять тоже можно: стресс - это психология, а психология как наука всё ещё продолжает оставаться у многих под подозрением. Другое дело, если бы это объяснение было представлено с точки зрения физиологии нервной системы - оно бы опиралось на вполне материальные вещи: нервные ткани не менее материальны, чем архитектура, керамика и ювелирные украшения. В общем, Поршнев всё более актуален, именно его теория раскрывает физиологию упомянутого стресса, который, несомненно, имеет интердиктивную природу.