1-го мая натолкнулся я во френдленте на краткое сообщение одного из невзаимных своих френдов - образованных и живущих в дальнем зарубежье. Ничего особенного - поздравлял всех с праздниками и сообщал, что уходит сейчас на профсоюзную демонстрацию. Буднично так, без особого энтузиазма - не распаляя себя эмоциями, без каких-то восклицательных знаков.
(
Read more... )
Человек, о котором Вы говорите, вообще-то без труда с большой вероятностью вычисляется; и если результат вычисления правилен - я бы никак не назвал этого человека "в целом аполитичным", там вполне продуманная и определенная система взглядов и оценок в применении к событиям настоящего и недавнего прошлого - добротная такая "историческая" (образца 1-й половины XX века) правая социал-демократия (при этом в нашей гражданской войне человек твердо и последовательно против большевиков и считает белых хоть и не своего романа героями, но меньшим злом - т.е. это примерно линия самых правых тогдашних меньшевиков и эсеров - уже меньшевики-центристы вроде Дана считали поддержку белых недопустимой и исключали за нее из партии). Другое дело, что человек действительно здравомыслящий, хорошо соображающий и добросовестный - в степени, редкой нынче у симпатизантов каких угодно взглядов, - это да.
Ну и по основному тезису - "когда всё это - уже полученное и даже ставшее привычным - попытаются отнять, вот тут-то организованные массы "реформистов" и "оппортунистов" себя и проявят революционерами". Как-то не похоже. Если взять Запад в целом - по мелочам отнимают уже четвертый десяток лет (считая с Тэтчер), и в лучшем случае имеем оборонительные бои на общем фоне отступления (вроде постоянно вспыхивающих массовых акций во Франции или нынешнего корбиновского взбрыка у британских лейбористов), в худшем - переход к поддержке крайне правых.
Reply
Человек тот за то время, что я его читаю (год? два? не помню), прямо ни разу о политике не высказался, постит свои литературные зарисовки с натуры, стихи, фотки экзотичных зверушек, поэтому я и посчитал его в целом аполитичным.
А по основному тезису... Да, умеете вы робкие ростки оптимизма обламывать))) Хотя, может быть, дело в том, что "по мелочам отнимают"? Сложно мне представить, чтобы трудящиеся массы постиндустриальных центров смирились с полной утратой "социального государства". Опять же, явление Сандерса в США, где "социальное государство" значительно слабее, чем в Европе, а значит его сторонники хотят того, чего еще даже в руках не держали, заставляет предполагать, что те, кто к нему привык, вцепятся в него и не отпустят. А когда окажется, что капитализм несовместим с ним по своей природе, что то, что было - скорее исключение, чем правило, то придет конец и капитализму с его государственной машиной.
Само собой, что я не думаю, будто все это будет автоматически происходить, но тенденции такие будут, а там уже действительным соотношением сил решаться будет.
Reply
Согласен, что то, что отнимают по мелочам, а не все сразу и резко, - важный фактор. Но тут надо бы добавить, что:
- шансы "покрутиться" и улучшить свою жизнь индивидуально - у большинства какие-то сохраняются, и это к тому же на фоне общего технологического прогресса, в т.ч. по части доступных благ, поэтому ощущения системного ухудшения жизни у большинства нет;
- а когда такое ощущение появляется, агрессия легко направляется на менее привилегированные группы, воспринимаемые как посягающие на благополучие "честных граждан" (те же мигранты и беженцы...).
Полной же утраты "социального государства" пока что не предвидится - а если такое встанет в повестку дня, это будет уже социальная катастрофа. Как люди будут реагировать на такую, уже качественно отличную от нынешней, ситуацию, - отдельный вопрос. И я, честно говоря, глядя на общее состояние умов пипла, не вижу оснований для оптимизма. Хотя соглашусь, что массовые социал-реформистские структуры типа профсоюзов и их "сознательные члены" - тут одна из немногих сил, с которыми можно связывать позитивные ожидания.
Reply
Агрессия в тех странах, о которых мы говорим, тоже не так легко перенаправляется. Тенденция к усилению правых радикалов, конечно, есть, но не такая уж сильная, какую можно было бы предположить, имея перед глазами наших соотечественников. После Гитлера второй раз первый мир этой болезнью (по крайней мере, в серьезной форме - тут единичные Брейвики-Йоббики на периферии не в счет) уже не заболеет.
Reply
И речь не о "втором Гитлере", конечно, а лишь о такой степени взаимной агрессии, которая не дает развиться солидарности между группами трудящихся, различающимися по положению.
Reply
Reply
Leave a comment