Ехала в Пермь с четким, расписанным по пунктам планом дел: 3 врача; 1 перевод, который нужно закончить, в кои-то веки уложившись в оговоренные сроки, и ещё один, который хорошо бы начать; 1 ежедневник, который нужно наконец заполнить; 1 сумчатый хомяк квокка, которого нужно свалять, не дожидаясь возмущения заказчика; множество гуляющих по крышам котов, ожидающих, когда иллюстратор возьмется за ум; 1 новая игрушка Sunless Sea, с безбрежным темным морем для исследования и отстрела местной хищной живности - не зря же друг Д. учил меня маневрировать.
Из всего вышеописанного осуществился только визит к врачам, который никак нельзя было ни отложить, ни отменить. Изначально не сомневалась в том, что дорогая реальность внесет в мой план свои коррективы, но и предположить не могла того, насколько глобальными они окажутся.
Всю неделю сдувала пыль со программы по гуманитарным наукам для 7 класса (в точных я бесполезнее волнистого попугайчика): все орфограммы и морфологические разборы по русскому; усовершенствование банковской системы по экономике; творчество Шмелева, Есенина и де Сент-Экзюпери, сублимированное в два объемных эссе и один разбор стихотворения; «труд души» - как тема для сочинения-рассуждения, вызвавшая у меня наибольшее количество трудностей - видимо, моя душа далека от концепции Маркса и счастливо прохлаждается на уровне неразумного примата, избегающего палок; композиция «рассказ в рассказе», с включением истории о Великой отечественной войне; презентация-биография нашего героического прадеда для краевой конференции…
Всё свободное от этих духоподъемных занятий время я провела в Лицее №4, где или бегала за учителями, договариваясь о пересдачах, или злобной тенью следовала за братцем К., отслеживая его перемещения между кабинетами.
А всё почему? А всё потому, что в начале последней четверти мама приболела и объявила братцу К. вожделенный карт-бланш: он освобождается от родительского контроля (14 лет мужчине уже, самое время добыть своего первого мамонта) и учится самостоятельно.
Конечно, мы ожидали, что наш отличник на выходе получит не самый отличный результат, но объявленные на собрании 10 (!!!) грядущих четвертных двоек всё же предвидеть не смогли.
А ещё большее изумление вызывает отношение самого чада к происходящему - он или заявляет, что всё в порядке, закатывает глаза, хлопает дверью и сидит у себя с таким видом, словно делает всем огромное одолжение, или еле ползает, изображая не то умирающего лебедя, не то агонизирующую амебовидную лужицу.
Последнее кстати является чистой воды психо-соматическими болями, которые часто болеющие дети, не обремененные должными моральными качествами, учатся если не вызывать, то достоверно имитировать, зная, что это их палочка-выручалочка в любой опасной для сохранности попы ситуациях. Подобное мы успешно выучились выявлять, разъяснять братцу, как он не прав и, отвесив порцию заслуженных люлей, водворять за учебу.
Ко всему прочему братец К. врет как дышит с лицом человека, наконец вошедшего в гармонию с окружающим миром и не сомневающегося в своих действиях.
Краткая опись диалогов после обычного учебного дня этой недели:
- Физику сдал? - Да, конечно. --- Нет, даже не подходил к учителю.
- Лабораторную сдал? - Да. - А почему тетрадь в портфеле? - Физик посмотрел так и поставил галочку в своей тетради. --- См. выше.
- Алгебру сдал? - Нет, учительница была занята и не смогла принять. --- Учительница в тот день ребенка в глаза не видела. (Сам поганец потом объяснил, что в последний момент испугался и не подошел. При этом, когда его посадили дома доучивать, устроил очередное представление «Я амеба».
- Стихотворение сдал? - Да, сначала запнулся, но со второй попытки рассказал хорошо. Учительница очень впечатлилась тем, что это произведение друга нашей семьи. --- Неа, не сдавал.
- Что было на русском? Почему классной работы нет? - Мы всё разбирали устно. --- Ушел с урока, сказав, что около школы его ждем мама, чтобы вместе пойти в паспортный стол за паспортом. Очевидно, мама ни сном, ни духом.
- Тебе нельзя играть в футбол и участвовать в школьных соревнованиях: начался сезон цветения, а у тебя от долгого пребывания на улице приступы аллергии. ---Через 15 мин. после разговора братца силой увела с футбольного поля классная руководительница, заметившая его в окно. Аргументация ребенка: «Физрук обещал поставить 5 за четверть, если я поприсутствую на матче». --- Физрук собирается ставить за четверть 2, если ребенок не напишет 5 рефератов по легкой атлетике и не напишет тест.
- Вернись домой в 18.45. --- Возвращается в 20.30. - Какого черта? - Я хотел погулять. Тут на меня всё равно все сердятся. - А ты разве не заслужил, после такого-то дня? Ты же соврал обо всем, о чем тебя спрашивали! - Да, но соврал-то я вчера, а сегодня уже исправился.
Понимаете, эта муха-однодневка свято уверена, что за тот фарс, который он устроил вчера, его ругать уже не должны, вчерашнее - это дело былое.
Я даже представить себе не могу, на какое количество тряпочек мама порвала бы меня за подобное поведение 15 лет назад, когда она была женщиной более темпераментной и суровой. Мой предел - одна четвертная двойка за прогулы, когда я сбегала с последнего урока на репетиции в театральную школу. Но мы готовили спектакль, с которым должны были поехать на выступление в Оксфорд, а у этого гаврика ни одной достойной причины - ни внезапной влюбленности, ни хобби, одни компьютерные игры.
Возможно, такое отношение к ситуации сложилось у К. именно из-за отсутствия качественного наказания - обычного лишение игрушек и гаджетов явно недостаточно. Но увы, семейные неврологи и психологи настоятельно рекомендовали подождать со справедливым возмездием до конца четверти, которую необходимо закончить на две недели раньше, потому что скоро за цветут клены и дышать К. станет совсем тяжко.
Если ребенок внезапно теряет всякое ощущение границ и ответственности, уходит в ложь и отрицание, это нельзя объяснить одним только переходным возрастом. Или всё-таки можно?
Он ведь нашел в себе силы без посторонней помощи, на одном упрямстве поступить в математическую гимназию, куда очень хотел? В марте. А в апреле с чистой совестью полностью прекратил учиться.
Проблема в том, что в любой другой ситуации мы бы со спокойной душой дали К. самостоятельно пожинать плоды своей безалаберности, но только не в мае, когда всё цветет. В мае мы всегда увозим К. в Крым, где совсем другой климат и воздух, и этот год не может стать исключением.
Так что все наказания и лишения начнутся по окончании года.
Надеюсь, что смогу в следующем году убедить маму оставить братца К. на минимальном контроле - наличие (без проверок) классных и домашних работ с репрессиями в случае их отсутствия; помощь только после вербализированной просьбы и прекращение таковой в случае закатывания глаз и соматических болей в известном месте. Должен же он наконец столкнуться с последствиями и попробовать их на вкус.