Оригинал взят у
hozayka_travy в
Большой пост про детское творчество Я очень долго готовила этот пост и даже пару раз готова была бросить это дело, потому что пару раз весь мой гигантский текст с фотографиями самоудалялся! Ну а вы представляете что такое написать пост в жж)))
Итак, Я разбила все это дело на несколько частей. Получилось очень много! Надеюсь что хоть кому-нибудь это окажется интересно)))
Специальное место
В Питере у нас было специальное место для творчества и я до сих пор не воссоздала такое же место здесь. Последние две недели активно (хотя наверное недостаточно активно) этим занимаемся. Уже купили ножки для стола)))
Как у нас было в Питере - это была самая простецкая столешница из икеи (обычная сосновая доска) на ножках. Доску мы купили такую, чтобы не нужно было ничем покрывать, когда дети рисуют, чтоб не трястись над каждой упавшей каплей краски и не падать в обморок от жирного пластилинового пятна. И еще стол у нас был длинный, Чтоб всем места хватило) Сейчас я думаю что очень удобен был бы угловой стол, чтоб у каждого своя часть стола была. Возможно это оттого что дети уже постарше стали.
Разнообразие материалов.
Важно чтобы всего было много и разное) Мы перепробовали гору разнообразного пластилина, гору разных красок (гуашь, акрил, акварель, пальчиковые, темпера, жидкие, перламутровые, флюорисцентные и наверняка еще какие-нибудь забыла), различные мелки, пастель, карандаши, фломастеры, клей и блестки, ножницы и разные журналы для аппликаций, наклейки, перья и многое-многое-многое другое!
Еще у нас есть мольберт. Я его купила больше для декора, в магазине всякого старья, но как ни странно (в отличии от детского икеевского) этот мольберт очень пришелся по душе детям и использовали они его по назначению!
Доступ к материалам.
Мои дети имели доступ ко всем материалам с того возраста, в каком им они были необходимы, т.е. как только они к чему-то проявляли интерес)))Т.е. ВСЕГДА! К краскам, ножницам, пластилину, штампам, бумаге, клею, картону и т.д. В принципе, могу сказать что они всегда адекватно пользовались всеми материалами и треш у нас был только пару раз за все время))) Один раз когда лепили из глины (после чего я ее заменила на специальную массу для лепки), которая не пачкает ничего вокруг, а второй раз, когда я с дуру дала им пальчиковые краски и не выдала кисточек. Я не очень понимаю смысл пальчиковых красок, если честно. Мне кажется это исключительно маркетинговый ход и все! Поковыряться пальцами они могут с тем же успехом и в других субстанциях - на прогулке в песке или в луже, но после этих ковыряний не нужно отмывать пол квартиры!
С Гошей мы много лепили. Он поздно заговорил и мы всеми способами развивали с ним мелкую моторику (считается что мелкая моторика и речь взаимосвязаны), но особенно нам нравилась лепка. Лепили из всего чего можно - из разного пластилина, из теста обычного и из теста соленого, из специальных масс для лепки, папье-маше и из глины тоже.
Таисия всегда любила все, что связано с творчеством. Сколько помню, столько она рисует и не проходит вообще мимо, если кто-то что-то делает или если у нее возникло желание что-то создать. Сейчас, в свои неполные 5 лет, она уже четко понимает что она должна сделать, Чтоб получился тот самый результат, который ей хочется.
Делает открытки на новый год
Это ее открытки этого года. Мне больше прошлогодние нравятся))
Очень здорово сохранять коробки из под чего либо и из них потом что-то конструировать или просто рисовать на картоне.
Тася слепила из глины меня (качественно) и себя (уже в пол силы)
Я никогда не акцентировала внимание детей на результате. МНе всегда был важен процесс и сейчас я очень довольна что выбрала такой подход, потому что я вижу, что дети действительно наслаждаются рисованием и всем остальным творчеством, рады любому результату и им весь процесс в радость. Им очень интересно смешивать цвета и смотреть какие получаются если смешать два, три, четыре, пять цветов, им интересно пробовать приклеить разным клеем и в принципе интересно возиться со всеми материалами и экспериментировать!
И никогда я им не запрещала рисовать на себе и друг на друге)))
Совместное творчество.
Чтобы ваш ребенок полюбил рисовать, полюбите сами это дело! Это основное правило, которое действительно работает (причем во всех направлениях без исключения!!!) Но...Я знаю что есть те, кто ну совсем не любит все это и даже пытаться не хочет полюбить! Возможно ваш вариант - это отдать ребенка на специальные занятия, для практики, но при этом читать вместе книги по искусству, ходить по музеям, купить на выходные абонемент на занятия в какой-нибудь музей (сейчас эти занятия есть даже для самого маленького возраста). Только ни в коем случае не говорите при ребенке что вы не любите, не понимаете и знать ничего не хотите о творчестве!
Но на самом деле, я все таки вас призываю к тому, чтобы по чуть-чуть, понемногу пробовать разное - порисовать карандашами, вырезать каких-нибудь животных и создать волшебный лес на куске картона, слепить что-нибудь невероятное из пластилина или наоборот что-то привычное (овощи например) и возможно где-то что-то "екнет" и вы увлечетесь!
Штампик из картошки. Его сделать элементарно! Но при его помощи можно сделать упаковку для подарков своими руками. Просто сделайте такой штамп (можно даже просто разрезать картошку пополам и ничего не вырезать в ней) и выдайте ребенку краску в широкой неглубокой крыжечке и расстелите на полу крафт бумагу в рулоне и все!
Овощные человечки. Наше совместное творчество.
Мне очень нравится наблюдать, когда дети что-то делают сообща. Хотя это не так часто бывает. Чаще они каждый что-то свое делает, а иногда Гоша учит Тасю.
Мы очень часто что-то делаем вместе с детьми. И зачастую не я подкидываю идеи, а именно дети и это так круто осознавать! Это костюм из бумаги
А здесь я прочитала про способ переработки макулатуры в бумагу ручной работы и мы затеяли это повторить, но способ оказался очень сложный) Можно было все упростить в разы))
Часто мы приносим с улицы палочки, листики, цветочки, камни, шишки и другой природный материал, который потом тоже используем в работах.
Если есть возможность (наличие хорошего кружка рядом и все для хождения туда), то я всегда стараюсь чтоб дети такое место посещали. На фото наши любимые вырицкие занятия!
Один раз мы ездили на пленер в Павловский парк. Там замечательная педагог и дети на ее уроках творят невероятное! Но у нас к сожалению не получилось ездить туда регулярно.
Выставка работ
Детям очень важно, чтобы их рисунки одобряли и если вы сделаете домашнюю выставку, то это будет хорошая мотивация для детей, к дальнейшим экспериментам! Мы клеим рисунки прямо на стену, бумажным скотчем. Но я знаю еще один способ, когда натягивают специальную струну (в икее продается) и на нее уже прищепками рисунки.
Хранение рисунков
Я всегда хранила рисунки в бумажных пакетах и в принципе меня этот способ устраивает, если бы не пыль, которая все равно в пакеты попадает. Вчера в книге "Творческое воспитание" я увидела способ хранения другой и собираюсь его применить - когда рисунки каждого отдельного ребенка хранятся в своей, достаточно большой пластиковой коробке с крышкой. Этот способ более дальновидный и выглядит аккуратнее.
Это еще питерский рисунок. Каждый рисунок я подписываю с обратной стороны (имя, возраст, пояснение). Насколько я помню, это кто-то болеющий ветрянкой.
Гошино дерево
Поезд. Гоша
Корабль или подводная лодка. Гоша
Гоша."Маша и Медведь"
Тася - первый рисунок, на котором похоже изображено что-то. Это корова, если что)))
Это в то же время - май 2014. Головоноги
Гоша. "Жираф", май 2014
Домик трех поросят. Начало рисунка и очень большой размах.
Гошино творчество всегда имеет свои периоды. Когда на протяжении некоторого времени рисует одно и то же. Был у него однажды вот такой период - дома с лифтами. июль 2014
Кораблики. Гоша и Тася сентябрь 2014
Как-то по осени у нас было увлечение делать из рулончиков всякую всячину. Тася, октябрь 2014
Тася. Май 2015
Тася. Май 2015. Тася поругалась с папой и нарисовала его, болеющего тремя видами ветрянки и на него еще с трех сторон ползут ужасно ядовитые змеи
Гоша "мама" ноябрь 2015
А сейчас покажу рисунки, которые набрались за последний год (не все конечно - некоторые). Остальные рисунки у нас в Вырице остались.
Это запрещающие знаки, Гоша одно время ими увлекался очень.
Гошин осиный период. Реально по 20 картинок одинаковых штампует, когда у него какой-то период идет.
Таких загогулин у нас оооочень много листов - Гоша учился писать прописными буквами
А здесь Гоша увлекся цифрами
Тасина я - синяя и сама она -красная
Автопортрет дочери
Гоша. Не помню кого именно он рисовал, но очень интересно, что в начале была нарисована писька, потом трусы, а потом уже штаны))
Гоша "многоэтажка"
Гоша "пешеходный переход (справа) и дорожные знаки"
Гоша "американские горки"
Карта, как от нашего дома доехать до икеи
Одно время Егор был помешан на вылепливании имен из пластилина. После окончания второго класса он принес со школы целую пачку пластилиновых имен
Гоша "Единорог и кот" - эта и следующий рисунок Таси нарисованы по книге-инструкции.
И Таисии дракон, кот и гном
Это рисунок Таисии. Вполне понятный, да?
А это Таськина серия работ))) Она нашла на улице карты с принцессами, вырезала их все и делала им паспорта.
Тася. 2015 г
"птенец"
"Самолет" (который на Тибидабо)
Миниатюрные зарисовочки Тасины. Одно время она ими увлекалась очень
А однажды она впечатлилась, как я свои блокноты сбрызгиваю краской белой и решила повторить в своих акварельных работах.
Книги
"Творческое воспитание". Сейчас ее изучаю более подробно. И знаете что, на сегодняшний день эта книга мне кажется самой полной, полезной и с большим количеством рекомендаций разного рода, касательно детского творчества. Как хранить работы своих детей, как хвалить или правильно критиковать работы, как впихнуть творчество с детьми в свой плотный график, как можно организовать выставку ребенка и т.д. Я еще не дочитала до конца, но книга мне определенно по душе. Много конечно и давно известных фактов, но вполне возможно для кого-то они будут новинкой. Единственное но, это перевод - в некоторых частях книги он какой-то сильно корявый и примитивный, что общее впечатление может смазываться. Но в целом, я считаю книга должна быть в домашней библиотеке.
Марина Озерова " О детском рисовании".
Я не поняла эту книгу. На мой взгляд не информативна, текста мало, все размазано. И несоразмерно дорогая. Я ее так хотела купить, искала везде. Купила в магазине Артемия Лебедева (в его издании она вышла) на тот момент стоила там 1000р. На озоне в то же время стоила 1700. За что? За текст, который есть в принципе во всех остальных книгах или в интернете? Как-то мне действительно жаль стало потраченных на нее денег.
Конечно же прочитать все книги Елены Макаровой просто необходимо! Даже не обсуждается!!!Лена удивительный человек и я счастлива что знаю ее лично и знаю ее детей, счастлива что побывала у нее на семинаре в Питере прошлой осенью. Этот человек бесконечно вдохновляет и радует! Книги у нее тоже чудесные)))
Академия детского творчества. Действительно хорошая книга с большим количеством именно идей того, что можно сделать с детьми.
ART LAB для детей. Такие книги еще есть для малышей и для взрослых и вроде про графику еще была. Очень мне тоже нравятся - масса идей, которые легко воплотить, а результат получается сногсшибательный. Интересно и самим поэкспериментировать, не только для детей идеи есть.
Книги, вроде Эрве Тюлле, где надо что-то дорисовать, дофантазировать, допридумывать у нас так и не пошли. Из одной большой мы изъяли трафареты и ими долго пользовались (у нас был период трафаретов), а в плане остального всего, мне кажется они уже слишком яркие и фон в любом случае будет забивать рисунок ребенка.
Но при этом, я совершенно не против разукрашек! Сейчас есть такая точка зрения, что они вредят фантазии ребенка, но я вам хочу сказать, Что фантазии ребенка больше вредят ограничения в его проявлениях. Вот я себя в детстве вспоминаю - какое же счастье сидеть пыхтеть и разукрашивать! Я и сейчас с удовольствием бы это поделала (кстати знаете есть очень заморочные разукрашки для взрослых? Мне тут показали одну и я была действительно в приятном смысле удивлена)!
Одно время у нас с Тасей было любимое занятие - я ей рисовала контур бабочки или чего-то такого простого, а она уже сложносочиненным способом разукрашивала.
Ну и обязательные всякие тетради, прописи, книжки с уроками - мои дети это обожают! Гоша уже меньше конечно, а Тася интересуется всякого рода "заниматиками")))
Не так давно мы всей семьей полюбили книги-инструкции по рисованию, но они очень разные бывают. У нас есть такая с животными. Не плохая, но и не шикарная.
с отпечатками тоже я купила, но она пока еще не пошла у нас. Там пальцами надо отпечатки ставить, а это уже не интересно моим детям.
А вот такие книги, уже посерьезнее и более увлекательные - я покупала не конкретно такую, но похожие на испанском. Они бывают тематические и по возрастам.
Таких карточек у нас нет, но в моей ленте в иг очень многие их хвалят, так что я вам советую, хотя даже не держала их в руках.
Мне очень нравится когда творчество идет какими-то этапами, периодами и на одну тему например, в течении одной недели. У нас обычно все спонтанно происходит, но мне хотелось бы сделать тематическую неделю например "гжель" или "лес", "морская тематика". Для таких целей я даже книги подобрала, с традиционными русскими узорами и росписью!
Очень мне нравится пинтерест в плане идей. У меня там есть
ДОСКА , куда я собираю идеи, что можно сделать еще интересного с детьми или что-то, Что меня вдохновляет на совместное творчество.
Буду рада конструктивным комментариям, дополнениям (я смогу добавить в пост какие-то книжные например рекомендации) и с удовольствием почитаю ваши мысли и мнения на счет детского творчества и не только)))