Вечером 30 января начался пожар в библиотеке Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН). Пожару была присвоена третья - из пяти - категория сложности. Огонь бушевал больше суток, площадь пожара составила 2 тысячи квадратных метров. В горящем здании обрушилась кровля на площади в 1 тысячу квадратных метров.
Библиотека ИНИОН имеет статус федеральной, в ней хранилось более 14 миллионов документов, в том числе редкие издания XVI-XX веков, полные подшивки периодики. Точно оценить потери от огня и воды пока невозможно, по словам сотрудников, пожарные до сих пор не могут войти в основное книгохранилище, расположенное под зданием.
Директор РГБ А.И.Вислый прокомментировал это событие для канала «Москва 24»
(с 2:29): «В ИНИОНе я много раз бывал, многократно бывал, велись вместе некоторые совместные проекты в области библиотечной деятельности, поэтому очень, очень жалко. Не представить как жалко. Это одна из лучших библиотек по общественным наукам, в этом вопросов нет. Большая трагедия. Библиотеки не должны гореть, при любых условиях это неправильно».
В группе для добровольцев в фейсбуке
«ИНИОН РАН. Помощь в ликвидации последствий пожара» руководство чрезвычайного штаба извещает: «Вероятно, что во второй половине недели может потребоваться помощь добровольцев в патрулировании периметра ограждения здания института в дневное время, а также в переносе документации и нетяжёлого оборудования. Об этом будет сообщено дополнительно». Свидетели пожара ленинградской Библиотеки Академии наук (1988) вспомнили, как после пожара жителям города раздавали ценные издания на дом на просушку. Каждую книгу страница за страницей проглаживали горячим утюгом. Таким образом было высушено и спасено от плесени 13 тысяч книг.
Общественность обеспокоена слухами о том, что здание не подлежит восстановлению и что библиотека не будет оставлена на прежнем месте. Созданы две петиции:
обращение к Председателю Правительства РФ и
обращение к Президенту. Горько видеть, когда на сообщение об этих страшных потерях часть аудитории отвечает злорадством и травлей. Глубоко сочувствуем коллегам.
В ЖЖ принято ругать фейсбук, но именно во время таких событий выявляется разница между ним и ЖЖ совсем не в пользу ЖЖ. В фейсбуке люди сообщают сведения из первых рук, объединяются, ищут и находят способы помощи, от создания петиций до снабжения пожарных едой и водой. В ЖЖ в это же время можно наблюдать только пиар на чужой беде и шквал малоадекватных комментариев. Если вам небезразлична судьба библиотеки, следите за событиями в
ФБ-группе.