Фоторепортаж (конференция и открытие выставки в Румянцевском зале отдела рукописей), Flickr
Петр Заболотский. Лермонтов в ментике лейб-гвардии гусарского полка. 1837. Портрет выполнен
учителем живописи Лермонтова по заказу Арсеньевой (картон, масло; Государственная Третьяковская
галерея). Среди прижизненных портрет считается одним из лучших.
В Доме Пашкова к 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова прошла научно-практическая конференция и открылась выставка рукописей и рисунков поэта, подготовленные НИО рукописей РГБ. Круг идей Лермонтова, творчество поэта в контексте мировой культуры, сохранение его наследия и источниковедческие проблемы - таковы лишь некоторые темы докладов на конференции. На выставке, кроме оригинального почерка Михаила Юрьевич,а можно увидеть и автографы Гоголя, Белинского и бабушки гения Елизаветы Арсеньевой, которые переписывали понравившиеся им произведения Лермонтова.
«Лермонтов не просто один из столпов русской литературы, изобразительного искусства, музыки, он один из важнейших символов нашей культуры», - отметила во вступительном слове начальник управления специализированных отделов РГБ Мария Ермакова. В фондах библиотеки можно найти немало свидетельств тому, как творчество поэта и прозаика повлияло на развитие русского книгоиздания и искусство иллюстрации. Его произведения привлекали всех крупнейших русских художников - Серова, Айвазовского, Маковского, Коровина, Добужинского, Якобсона, Калиту. Это далеко не полный список тех, кто отразил талант Лермонтова в искусстве книжной иллюстрации. В частности, Мстислав Добужинский к столетию со дня рождения поэта, в 1914 году, стал художником повести
«Казначейша», выпущенной Обществом любителей русских книжных изданий.
Лермонтов стал широко издаваемым автором через тридцать лет после гибели - 1870-80-е годы его книги стали доступны буквально всем, его произведения выпускались и в
серии «Копейка», которую мог купить даже самый небогатый человек.
Рукописи Михаила Лермонтова в фонде РГБ. НИОР РГБ, ф. 500 (Фонд Лермонтова).
Творчество Лермонтова оказало влияние и на развитие отечественной музыки. «По количеству текстов, переложенных на музыку, он уступает место лишь Пушкину», - рассказала главный библиограф отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ Татьяна Горшкова. В каталоге РГБ можно найти свыше 1800 наименований музыкальных произведений,
написанных на стихи и прозу Лермонтова, среди которых творения Петра Чайковского, Александра Гурилева, Семена Варламова. Интересно, что широко известны стали произведения малоизвестных композиторов на стихи поэта, например романс Елизаветы Шашиной «Выхожу один я на дорогу». Гости конференции смогли ознакомиться с частью этих нотных изданий: например, увидеть одно из украшений фонда -
«Демона» Антона Рубинштейна,
«Тамару» Милия Балакирева с дарственной надписью композитора, «Утес» на музыку Сергея Рахманинова.
В работе конференции приняли участие известные ученые-лермонтоведы, сотрудники и преподаватели научных учреждений Москвы, Пензы, Нижнего Новгорода, Твери, Саранска, Одинцова, члены Московского отделения Лермонтовского общества. Всего в работе конференции приняли участие 14 докторов и 9 кандидатов наук, молодые ученые и аспиранты. Материалы докладов будут опубликованы в готовящемся к изданию при содействии РГНФ многотомном энциклопедическом словаре «М. Ю. Лермонтов».
Заведующий НИО рукописей Виктор Федорович Молчанов обратил внимание участников конференции на тот факт, что большую ценность для исследователей представляют не только автографы произведений Лермонтова, но и их списки, дошедшие до нашего времени в большом количестве. В этом можно было убедиться на выставке автографов и рисунков поэта, открытой в читальном зале НИО рукописей. Среди экспонатов черновые автографы стихотворений «Люблю я цепи синих гор», «Я к вам пишу случайно, право», «Две невольницы», «Черны очи», «Валерик».
Рукописи Михаила Лермонтова в фонде РГБ. НИОР РГБ, ф. 500 (Фонд Лермонтова).
В фондах отдела рукописей РГБ хранится лишь небольшая часть архива Лермонтова, всего
11 единиц хранения. Однако немало связанных с его именем документов есть в других фондах, например, прижизненные списки со стихотворений, сделанные рукой многих его замечательных современников. Например, «Казачья колыбельная песня» рукой бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой; «Молитва», «Ангел» и «Завещание», сделанные рукой Николая Гоголя; поэма «Демон», переписанная Виссарионом Белинским для своей невесты. Подготовленный к изданию заведующей сектором рукописных книг Мариной Сергеевной Крутовой каталог рукописный материалов РГБ, связанных с именем поэта, насчитывает около 300 единиц хранения. Интересно, что чаще всего переписывались «Ангел» и «Демон».
С биографическими материалами семьи поэта дает возможность познакомиться письмо его бабушки к племяннице Марии Хюгель (урожд. Верещагиной), в котором она поздравляет ее с рождением дочери Елизаветы и посылает «для новорожденного дитяти «баюкашную песню» («Казачью колыбельную»), сочиненную Лермонтовым и переписанную ею собственноручно. Музыковедам будет интересен романс Кузминского на стихотворение «Нищий», а также либретто оперы Антона Рубинштейна «Демон». Литературоведам - не известный широкому кругу специалистов перевод стихотворений Лермонтова «Малорусськi спiванки на украинский язык», сделанный в 1879 году.
Есть на выставке и вещи неожиданные: фотография извозчика Ивана Андреевича Чухонина, везшего тело Лермонтова с места дуэли, и «Сообщение Градовского Григория Констатиновича о разрешении митрополита Исидора на панихиду по Лермонтову Михаилу Юрьевичу в Казанском соборе, 1891 июля 12. Автограф-копия». Таким образом, волнующий многих вопрос, было ли разрешено отпевание Михаила Юрьевича, получает положительный ответ.
Рукописи Михаила Лермонтова в фонде РГБ. НИОР РГБ, ф. 500 (Фонд Лермонтова).