«К 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова» выставка и конференция

Jul 01, 2014 18:19



Фоторепортаж (конференция и открытие выставки в Румянцевском зале отдела рукописей), Flickr



Петр Заболотский. Лермонтов в ментике лейб-гвардии гусарского полка. 1837. Портрет выполнен
учителем живописи Лермонтова по заказу Арсеньевой (картон, масло; Государственная Третьяковская
галерея). Среди прижизненных портрет считается одним из лучших.

В До­ме Паш­ко­ва к 200-ле­тию со дня рож­де­ния Ми­ха­и­ла Юрье­ви­ча Лер­мон­то­ва про­шла на­уч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция и от­кры­лась вы­став­ка ру­ко­пи­сей и ри­сун­ков по­эта, под­го­тов­лен­ные НИО ру­ко­пи­сей РГБ. Круг идей Лер­мон­то­ва, твор­че­ство по­эта в кон­тек­сте ми­ро­вой куль­ту­ры, со­хра­не­ние его на­сле­дия и ис­точ­ни­ко­вед­че­ские про­бле­мы - та­ко­вы лишь не­ко­то­рые те­мы до­кла­дов на кон­фе­рен­ции. На вы­став­ке, кро­ме ори­ги­наль­но­го по­чер­ка Ми­ха­и­ла Юрье­ви­ч,а мож­но уви­деть и ав­то­гра­фы Го­го­ля, Бе­лин­ско­го и ба­буш­ки ге­ния Ели­за­ве­ты Ар­се­нье­вой, ко­то­рые пе­ре­пи­сы­ва­ли по­нра­вив­ши­е­ся им про­из­ве­де­ния Лер­мон­то­ва.

«Лер­мон­тов не про­сто один из стол­пов рус­ской ли­те­ра­ту­ры, изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, му­зы­ки, он один из важ­ней­ших сим­во­лов на­шей куль­ту­ры», - от­ме­ти­ла во всту­пи­тель­ном сло­ве на­чаль­ник управ­ле­ния спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных от­де­лов РГБ Ма­рия Ер­ма­ко­ва. В фон­дах биб­лио­те­ки мож­но най­ти не­ма­ло сви­де­тельств то­му, как твор­че­ство по­эта и про­за­и­ка по­вли­я­ло на раз­ви­тие рус­ско­го кни­го­из­да­ния и ис­кус­ство ил­лю­стра­ции. Его про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ли всех круп­ней­ших рус­ских ху­дож­ни­ков - Се­рова, Ай­ва­зов­ского, Ма­ков­ского, Ко­ро­вина, До­бу­жин­ского, Якоб­сона, Ка­ли­ту. Это да­ле­ко не пол­ный спи­сок тех, кто от­ра­зил та­лант Лер­мон­то­ва в ис­кус­стве книж­ной ил­лю­стра­ции. В част­но­сти, Мсти­слав До­бу­жин­ский к столе­тию со дня рож­де­ния по­эта, в 1914 году, стал ху­дож­ни­ком по­ве­сти «Каз­на­чей­ша», вы­пу­щен­ной Об­ще­ством лю­би­те­лей рус­ских книж­ных из­да­ний.

Лер­мон­тов стал ши­ро­ко из­да­ва­е­мым ав­то­ром че­рез тридцать лет по­сле ги­бе­ли - 1870-80-е го­ды его кни­ги ста­ли до­ступ­ны бук­валь­но всем, его про­из­ве­де­ния вы­пус­ка­лись и в се­рии «Ко­пей­ка», ко­то­рую мог ку­пить да­же са­мый не­бо­га­тый че­ло­век.






Рукописи Михаила Лермонтова в фонде РГБ. НИОР РГБ, ф. 500 (Фонд Лермонтова).

Твор­че­ство Лер­мон­то­ва ока­за­ло вли­я­ние и на раз­ви­тие оте­че­ствен­ной му­зы­ки. «По ко­ли­че­ству тек­стов, пе­ре­ло­жен­ных на му­зы­ку, он усту­па­ет ме­сто лишь Пуш­ки­ну», - рас­ска­за­ла глав­ный биб­лио­граф от­де­ла нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей РГБ Та­тья­на Горш­ко­ва. В ка­та­ло­ге РГБ мож­но най­ти свы­ше 1800 на­име­но­ва­ний му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний, на­пи­сан­ных на сти­хи и про­зу Лер­мон­то­ва, сре­ди ко­то­рых тво­ре­ния Пет­ра Чай­ков­ско­го, Алек­сандра Гу­ри­ле­ва, Се­ме­на Вар­ла­мо­ва. Ин­те­рес­но, что ши­ро­ко из­вест­ны ста­ли про­из­ве­де­ния ма­ло­из­вест­ных ком­по­зи­то­ров на сти­хи по­эта, на­при­мер ро­манс Ели­за­ве­ты Ша­ши­ной «Вы­хо­жу один я на до­ро­гу». Го­сти кон­фе­рен­ции смог­ли озна­ко­мить­ся с ча­стью этих нот­ных из­да­ний: на­при­мер, уви­деть од­но из укра­ше­ний фон­да - «Де­мо­на» Ан­то­на Ру­бин­штей­на, «Та­ма­ру» Ми­лия Ба­ла­ки­ре­ва с дар­ствен­ной над­пи­сью ком­по­зи­то­ра, «Утес» на му­зы­ку Сер­гея Рах­ма­ни­но­ва.

В ра­бо­те кон­фе­рен­ции при­ня­ли уча­стие из­вест­ные уче­ные-лер­мон­то­ве­ды, со­труд­ни­ки и пре­по­да­ва­те­ли на­уч­ных учре­жде­ний Моск­вы, Пен­зы, Ниж­не­го Нов­го­ро­да, Тве­ри, Са­ран­ска, Один­цо­ва, чле­ны Мос­ков­ско­го от­де­ле­ния Лер­мон­тов­ско­го об­ще­ства. Все­го в ра­бо­те кон­фе­рен­ции при­ня­ли уча­стие 14 док­то­ров и 9 кан­ди­да­тов на­ук, мо­ло­дые уче­ные и ас­пи­ран­ты. Ма­те­ри­а­лы до­кла­дов бу­дут опуб­ли­ко­ва­ны в го­то­вя­щем­ся к из­да­нию при со­дей­ствии РГНФ мно­го­том­ном эн­цик­ло­пе­ди­че­ском сло­ва­ре «М. Ю. Лер­мон­тов».

За­ве­ду­ю­щий НИО ру­ко­пи­сей Вик­тор Фе­до­ро­вич Мол­ча­нов об­ра­тил вни­ма­ние участ­ни­ков кон­фе­рен­ции на тот факт, что боль­шую цен­ность для ис­сле­до­ва­те­лей пред­став­ля­ют не толь­ко ав­то­гра­фы про­из­ве­де­ний Лер­мон­то­ва, но и их спис­ки, до­шед­шие до на­ше­го вре­ме­ни в боль­шом ко­ли­че­стве. В этом мож­но бы­ло убе­дить­ся на вы­став­ке ав­то­гра­фов и ри­сун­ков по­эта, от­кры­той в чи­таль­ном за­ле НИО ру­ко­пи­сей. Сре­ди экс­по­на­тов чер­но­вые ав­то­гра­фы сти­хо­тво­ре­ний «Люб­лю я це­пи си­них гор», «Я к вам пи­шу слу­чай­но, пра­во», «Две не­воль­ни­цы», «Чер­ны очи», «Ва­ле­рик».



Рукописи Михаила Лермонтова в фонде РГБ. НИОР РГБ, ф. 500 (Фонд Лермонтова).

В фон­дах от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ хра­нит­ся лишь не­боль­шая часть ар­хи­ва Лер­мон­то­ва, все­го 11 еди­ниц хра­не­ния. Од­на­ко не­ма­ло свя­зан­ных с его име­нем до­ку­мен­тов есть в дру­гих фон­дах, на­при­мер, при­жиз­нен­ные спис­ки со сти­хо­тво­ре­ний, сде­лан­ные ру­кой мно­гих его за­ме­ча­тель­ных со­вре­мен­ни­ков. На­при­мер, «Ка­за­чья ко­лы­бель­ная пес­ня» ру­кой ба­буш­ки по­эта Ели­за­ве­ты Алек­се­ев­ны Ар­се­нье­вой; «Мо­лит­ва», «Ан­гел» и «За­ве­ща­ние», сде­лан­ные ру­кой Ни­ко­лая Го­го­ля; по­э­ма «Де­мон», пе­ре­пи­сан­ная Вис­са­ри­о­ном Бе­лин­ским для сво­ей не­ве­сты. Под­го­тов­лен­ный к из­да­нию за­ве­ду­ю­щей сек­то­ром ру­ко­пис­ных книг Ма­ри­ной Сер­ге­ев­ной Кру­то­вой ка­та­лог ру­ко­пис­ный ма­те­ри­а­лов РГБ, свя­зан­ных с име­нем по­эта, на­счи­ты­ва­ет око­ло 300 еди­ниц хра­не­ния. Ин­те­рес­но, что ча­ще все­го пе­ре­пи­сы­ва­лись «Ан­гел» и «Де­мон».

С био­гра­фи­че­ски­ми ма­те­ри­а­ла­ми се­мьи по­эта да­ет воз­мож­ность по­зна­ко­мить­ся пись­мо его ба­буш­ки к пле­мян­ни­це Ма­рии Хю­гель (урожд. Ве­ре­ща­ги­ной), в ко­то­ром она по­здрав­ля­ет ее с рож­де­ни­ем до­че­ри Ели­за­ве­ты и по­сы­ла­ет «для но­во­рож­ден­но­го ди­тя­ти «ба­ю­каш­ную пес­ню» («Ка­за­чью ко­лы­бель­ную»), со­чи­нен­ную Лер­мон­то­вым и пе­ре­пи­сан­ную ею соб­ствен­но­руч­но. Му­зы­ко­ве­дам бу­дет ин­те­ре­сен ро­манс Куз­мин­ско­го на сти­хо­тво­ре­ние «Ни­щий», а так­же либ­рет­то опе­ры Ан­то­на Ру­бин­штей­на «Де­мон». Ли­те­ра­ту­ро­ве­дам - не из­вест­ный ши­ро­ко­му кру­гу спе­ци­а­ли­стов пе­ре­вод сти­хо­тво­ре­ний Лер­мон­то­ва «Ма­ло­рус­ськi спiван­ки на укра­ин­ский язык», сде­лан­ный в 1879 году.

Есть на вы­став­ке и ве­щи не­ожи­дан­ные: фо­то­гра­фия из­воз­чи­ка Ива­на Ан­дре­еви­ча Чу­хо­ни­на, вез­ше­го те­ло Лер­мон­то­ва с ме­ста ду­э­ли, и «Со­об­ще­ние Гра­дов­ско­го Гри­го­рия Кон­ста­ти­но­ви­ча о раз­ре­ше­нии мит­ро­по­ли­та Ис­и­до­ра на па­ни­хи­ду по Лер­мон­то­ву Михаилу Юрьевичу в Ка­зан­ском со­бо­ре, 1891 июля 12. Ав­то­граф-ко­пия». Та­ким об­ра­зом, вол­ну­ю­щий мно­гих во­прос, бы­ло ли раз­ре­ше­но от­пе­ва­ние Ми­ха­и­ла Юрье­ви­ча, по­лу­ча­ет по­ло­жи­тель­ный от­вет.



Рукописи Михаила Лермонтова в фонде РГБ. НИОР РГБ, ф. 500 (Фонд Лермонтова).

подборки для любования, pdf

Previous post Next post
Up