«Простите, что я вмешиваюсь в чужие дела, что же делать, когда они мне близки!» - писал Павел Третьяков в письме Илье Репину. Так он оправдывался за свои советы, как улучшить тот или иной шедевр великого художника.
Иногда Репин прислушивался к советам мецената, а иногда, к счастью, нет. Предлагаем вам представить себе, как выглядела бы та или иная картина Репина с «правками» Третьякова.
Портрет Тургенева (1874)
Источник фото: Википедия
В начале знакомства Третьякова с Репиным меценат получил в своё собрание от художника написанный им портрет писателя Ивана Тургенева. На него обрушились все художники и критики, так что Третьяков, прислушиваясь к ним, написал Репину: «Живописью я доволен, но сходство - не нахожу его вполне удовлетворительным, жена моя и брат тоже не находят»... и вскоре передал его из своего музея в галерею Солдатёнкова.
«Царевна Софья» (1879)
Источник фото: Википедия
Илья Репин изобразил опальную царевну в Новодевичьем монастыре, в те дни, когда вокруг казнили и пытали её приближённых - даже в окне виднеется повешенный стрелец.
Художник много времени проводил, изучая древние документы, и постарался исторически верно передать внешний вид Софьи, её одежду и убранство кельи. Третьяков очень хотел помочь улучшить картину. Он посоветовал в письме царевне «дать в руку ручное зеркало (иных тогда трудно иметь было, в особенности в монастыре), которое могло бы быть судорожно сжато и опущено; другая рука могла бы схватиться за стол или иное что; тогда фигура вышла бы еще выразительнее и энергичнее». Необходимость зеркала Третьяков объясняет так: «не могла она не посмотреть на себя, похожа ли ещё на царицу?»
А вы, видя за окном труп повешенного, захотите посмотреться в зеркало?
«На меже» (1879)
Источник фото: сайт Государственной Третьяковской галереи
В центре картины, написанной 35-летним Репиным, - его жена Вера Алексеевна. По мнению Третьякова, лучше бы этого холста вообще не было. Он писал художнику: «”На меже” не следовало бы ставить. Очень это ничтожно для вас». Репин поспешно согласился, что писал картину для продажи с благотворительной целью, и пусть её пришлют обратно художнику, раз она такая никчёмная.
«Крестный ход в Курской губернии» (1883)
Источник фото: Википедия
Критики называли это произведение собранием карикатурных типов, но и тут Третьяков поратовал об эстетизме. Он придумал вписать в центр картины молодую, красивую девушку, которая была бы олицетворением всего «русского»: «На днях я слышал разговор художников, что у Репина в картинах и этюдах все фигуры некрасивые, что у него люди ухудшенные против натуры; в этом, пожалуй, есть доля правды. В прежнем "Крестном ходе" была одна-единственная фигура - благообразная девушка, и ту Вы уничтожили; мне кажется, было бы очень хорошо на место бабы с футляром поместить прекрасную молодую девушку, которая бы несла этот футляр с верою и даже с восторгом (не забудьте, что это прежний «ход», а и теперь ещё есть глубоко верующие); вообще избегните всего карикатурного и проникните все фигуры верою, тогда это будет действительно глубоко русская картина!»
Однако здесь Репин не послушался советов мецената - напрасно или нет, судите сами.
«Не ждали» (1888)
Источник фото: Википедия
Главная героиня первого варианта картины «Не ждали» - молодая девушка, вернувшаяся домой. На втором варианте изображён мужчина-революционер, возвратившийся из ссылки. Репин несколько раз переписывал лицо этого мужчины, и Третьяков советовал ему выбрать, конечно, молодую и симпатичную модель: «Да, лицо в картине “Не ждали” необходимо переписать; нужно более молодое и непременно симпатичное. Не годится ли Гаршин?» Сходство ссыльного с писателем Всеволодом Гаршиным действительно было в одном из промежуточных вариантов, но в окончательном варианте ссыльный измождён, далеко не юн и не миловиден.
Книга, в которой собраны письма с этими комментариями, - интереснейшее свидетельство жизни художников-современников Репина, становления и пополнения Третьяковской галереи. Предлагаем прочесть её всем, кто интересуется русской культурой XIX века:
Репин Илья Ефимович (1844-1930). Письма И.Е.Репина ; Переписка с П.М.Третьяковым. 1873-1898. - Москва ; Ленинград : Искусство, 1946. - 226 с. - (Труды Государственной Третьяковской галереи).