Всё, что надо знать о книгах Древнего Китая

Apr 05, 2019 19:03

История китайской книги - это история изобретений и сохранения традиций. Истоки её теряются в глубине веков, география распространения выходит далеко за пределы Китая. В Китае были изобретены бумага и книгопечатание, в XI веке появился наборный шрифт. В Китае создавались книги на камне, бамбуке, дереве и шёлке. У нас, в Российской государственной библиотеке, открылась выставка «Традиционное китайское книжное искусство», на которой можно наглядно проследить развитие китайской книги - с древних времен до начала XX века.

Изобретение письменности

Иероглифы появились в Китае в глубокой древности. Самые ранние знаки - насечки на керамике - относятся к новому каменному веку. В эпоху Шан-Инь (XVI в. - 1122 год до н э.) письменность уже была развитой. Памятники Шан-Инь - надписи на гадательных костях. Некоторые из них были прочитаны современными учёными, некоторые до сих пор хранят свои тайны.

В эпоху Чжоу (1122-249 годы до н.э.) письменность бурно развивается, появился стиль письма дачжуань (письмо большой печати). До наших дней сохранились отлитые или выгравированные тексты на бронзовых сосудах и на камне. Древнейший образец - надписи на каменных барабанах, предположительно VI век до н.э.


Письмо большой печати. Из книги: История китайского письма (Шусе лиши). Пекин, 2007

книги Гравировка печатей в стиле чжуань (Чжуань кэ сюэ). Пекин, 1979 / Эстампажи надписей на бронзовых сосудах и других предметах.
В эпоху Цинь (221-207 до н. э.) и эпоху Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) появились новые стили письма: стиль сяочжуань (письмо малой печати), писцовое письмо лишу, полускоропись синшу и скоропись цаошу, уставное письмо кайшу. Кайшу стало наиболее распространенным стилем и остается таковым по сегодняшний день. Другие стили письма, даже архаичный сяочжуань, также можно увидеть в книгах всех последующих эпох. Скорописью синшу и цаошу написаны предисловия в некоторых книгах, при этом основной текст написан или напечатан уставным письмом кайшу. А сяочжуань традиционно используется для гравирования авторских и владельческих печатей.



Печати, принадлежавшие членам императорских семей. Страницы книги: Оттиски печатей из коллекции музея Императорского дворца в Пекине (Гугун боуюань цан гу синь сюань). Пекин, 1982

Книги до изобретения бумаги

Древнейшие китайские книги были написаны на бамбуковых планках и на деревянных дощечках. Когда появилась первая такая книга - неизвестно, но археологические находки свидетельствуют, что их история насчитывает более тысячелетия. Книги делали из древесины сосны, ивы, тополя и других деревьев. Дощечки соединяли шнурком или ремнём, сворачивали и хранили в свитках. Иероглиф 冊 [цэ], запечатлённый на гадательных костях эпохи Шан-Инь, представляет собой изображение дощечек, соединённых шнуром. В современном китайском языке этот иероглиф имеет значение «том».

На дощечках писали сверху вниз, вертикальные строки располагали справа налево. Это направление письма сохранялось в Китае вплоть до начала XX века. Исследования, посвящённые древнейшим книгам на деревянных дощечках, открывают экспозицию нашей выставки.

Книги-свитки на шёлке появились не позднее VII-VI веков до н.э. Шёлк был очень дорогим материалом и использовался значительно реже, чем дощечки.

Изобретение бумаги

Слава изобретателя бумаги принадлежит чиновнику по имени Цай Лунь (известен только год его смерти - 121). В книге V века «История Поздней династии Хань» рассказывается:

С древних времен для письма использовались бамбуковые дощечки, а если материал для письма был из шёлка, то его называли бумагой. Шёлк дорогой, а дощечки тяжёлые и неудобные. Лунь придумал использовать для производства бумаги кору деревьев, лубяные культуры, старые тряпки и рыболовные сети… С тех пор нет никого, кто не использовал бы этот рецепт.

Археологические находки, однако, говорят о том, что бумагу делали в Китае уже во II веке до н.э. Но пройдёт ещё долгое время, прежде чем она станет основным носителем письменных текстов: только в период правления династии Цзинь (265-420) громоздкие книги из дерева и бамбука окончательно уступают место бумажному свитку.



Сутра запредельной мудрости. Том 363. Факсимиле буддийской рукописи эпохи Тан (618-907). Харбин, 2016 (?)



Технология производства бумаги очень скоро стала известна в Корее, чуть позже - в Японии. В середине VIII века с бумагой познакомились арабы. В Самарканде начали работать мастерские по её изготовлению. Начался долгий путь бумаги из Китая на Запад.

Книги на камне

Что может быть долговечнее и надежнее камня? Высеченный на камне текст не боится времени и не может быть изменен. Поэтому в тех случаях, когда нужно было изготовить книгу для всего народа и на все века, использовали камень.

В истории китайской книги есть несколько «каменных изданий». Их задачей было донести до народа истинные канонические тексты, не содержащие ошибок, следовательно, не допускающие неправильных толкований и ересей. Впервые такое издание вышло в свет в 175-180 годах. В столице империи Хань - Лояне - были воздвигнуты стелы с исправленными текстами конфуцианских канонов. После «публикации» на дорогах возникли пробки: так много желающих снять копии съехалось в столицу!

Учёные подсчитали, что за всю историю Китая было осуществлено не менее семи «каменных» изданий конфуцианских канонов, последнее - в период с 1791 по 1794 год. Буддийские и даосские тексты также высекались на камне.

Тексты «каменных книг» копировались. Техника эстампажа появилась во II веке и вскоре получила широкое распространение. Она считается предшественницей ксилографии. Эстампаж изготавливался так: тонкий и мягкий лист бумаги смачивали водой, накладывали на поверхность камня и вдавливали в каждое углубление; после высыхания по бумаге проводили подушечкой, смоченной в туши; в результате получалась очень точная копия. Поскольку тексты высекались в технике углублённого рельефа, иероглифы оставались белыми, а промежутки между ними были закрашены тушью.

Эстампажи были очень популярны. Известно, что некоторые частные коллекции насчитывали сотни и даже тысячи таких копий, снятых не только с книг, но и с других памятников эпиграфики - памятных стел и бронзовых изделий.



Эстампаж стелы князя Вэнь-гуна, правителя княжества Чжэн. Стела была высечена в 511 году, а эстампаж изготовлен предположительно в эпоху Цин (1644-1911)

Изобретение ксилографии

Ксилография - техника печати с использованием деревянной доски, на поверхности которой вырезается текст или изображение в зеркальном отражении. Ксилография впервые появилась в Китае. Точное время изобретения её неизвестно. Древнейшие сохранившиеся образцы ксилографческих текстов датируются рубежом VII и VIII веков - это буддийские сутры, обнаруженные в XX веке в Турфанском оазисе, в Сиане и в пагоде Соккатхап монастыря Пульгукса.

Самая ранняя точно датированная книга в мире - «Алмазная сутра». Её колофон гласит:
咸統九年四月十五日王玠為二親敬造普施,
В переводе: Пятнадцатого числа четвертого месяца девятого года правления Сяньтун [868 год] Ван Цзе из уважения к своим родителям изготовил [эту книгу], чтобы повсеместно одаривать ею [верующих].

Древнейший экземпляр «Алмазной сутры» был обнаружен в Дуньхуане. Находится в коллекции Британской библиотеки (по ссылке доступна электронная копия):


Предпосылки появления техники ксилографии следует искать в искусстве изготовления и использования печатей, которое было развито уже в эпоху Шан-Инь, и в многовековой традиции высечения каменных стел и изготовления эстампажей. Важную роль в истории китайской книги сыграл буддизм. Буддисты верили, что размножение священных текстов - дело благочестивое, им можно заслужить прощение грехов и повлиять к лучшему на судьбы своих близких. И само по себе распространение буддизма и увеличение количества грамотных людей вели к тому, что потребность в книгах непрерывно возрастала.


Факсимильная копия ксилографического издания романа «Сон в красном тереме». Чжэцзян, 1879 (?)

Автор текста - куратор выставки «Традиционное китайское книжное искусство» Ольга Ижбулатова. На следующей неделе будет вторая часть - о цветной ксилографии, библиотеке в семи экземплярах (именно так) и о деревянном, оловянном... но не стеклянном, зато подвижном.

Выставка находится в Центре восточной литературы РГБ и открыта меньше трёх недель, до 23 апреля. Работает с 9:00 до 20:00 в любой день, кроме воскресенья. Посетить её можно с читательским билетом РГБ. При желании можно взять с собой ребёнка, его пропустят по читательскому билету взрослого. Вход бесплатный.

[Центр восточной литературы на карте. Выход не с «Боровицкой», а с «Библиотеки имени Ленина»]

уникальные книги, зовём, неужели в библиотеке

Previous post Next post
Up