Попав на Восток, европеец при желании может побывать в привычных ему театрах, в которых ставят мировую классику. Но бок о бок с ними продолжают существовать и ранние формы народных национальных театров. Каждый такой театр очень популярен у себя на родине. Большую роль в развитии театрального искусства стран Азии сыграла мифология, формировавшая у народа определённый тип восприятия мира. Сильное влияние оказала система религиозных воззрений, особенно буддизм, зародившийся в Индии, пришедший в Китай, а затем в Японию, обогативший буддийскими сюжетами китайскую и японскую литературу и драматургию. Развитие письменности и литературы также оказало влияние на появление театра.
Персонажи восточного театра могут очаровывать и притягивать - например, если это куклы индонезийского театра ваянг. Несмотря на то, что они предназначены для представления театра теней, они объёмны, ярко расцвечены, украшены. Сувенирная кукла на фотографии сравнительно невелика, а настоящие деревянные актёры достигают высоты 3 метров.
Но чаще маски и силуэты восточного театрального действа пугают, как худший ночной кошмар. Вот самая знаменитая из личин японского театра но - Хання - демонстрирует нам оскал ревнивой женщины, злого духа или змеи.
Хання - душа женщины, которая превратилась в демона из-за своей ревности. В японских пьесах именно в таком виде она приходит мстить сопернице. Её маска бывает разного цвета: белая изображает женщину аристократического положения, красная - женщину из низших классов, а бордовая - это те самые демоны, что вселились в женское тело. Наша, как видите, аристократка.
Кёгэн - ещё одна из разновидностей традиционного японского театра, грубоватый фарс, забава для простонародья. Казалось бы, что такого страшного может быть в тануки, барсуке-оборотне, если самая знаменитая его проделка - превращение в чайник? Но посмотрите на зловещую гримасу этой бестии.
Куклы японского театра бунраку невероятно сложны: умеют моргать, двигать зрачками и губами, шевелить бровями и высовывать язык. Ростом они всего около метра, при этом каждой куклой управляют три оператора. Для некоторых ролей требуются особенно сложно устроенные головы.
У прекрасной дамы вдруг отпадает нижняя половина лица, открывая кровавую зубастую пасть, из-под причёски прорастают рога, веки глаз втягиваются и выступают красные выпученные глазные яблоки. Или резким движением кукловод переворачивает голову куклы задом наперед, перекидывает пышную копну волос - и вместо прелестного белого личика зрители видят лисью морду оборотня, которая таилась до того под волосами на затылке.
За демоническими масками тибетской религиозной пантомимы цам скрываются не актёры, а священники-ламы. От более архаической религии Тибета - бонизма эти полушаманские ритуалы унаследовали маски яков, львов и тигров. Представление рассказывает о борьбе за торжество буддизма, отгоняет злых духов и ободряет верующих. Зрители обязательно достигнут просветления (если только не умрут от страха).
Ритуалы с масками проводятся раз в год, в остальное время они рядами развешаны в монастырях, с масками божеств-защитников посредине. Некоторые маски почитаются сокровищами, и хранящие их монастыри пользуются особенным уважением.
В утончённой пекинской опере маски давно уступили место гриму - но тоже яркому, преувеличенному, нередко устрашающему. Черты лица исполнителя роли укрупнены и подчёркнуты, полностью исчезли под краской. Индивидуальность актёра не имеет значения - важен только персонаж.
Все эти и многие другие экспонаты и иллюстрации можно увидеть на выставке «Искусство театра на Востоке», которая проходит в Центре восточной литературы Российской государственной библиотеки. Выставка знакомит с исследованиями по истории национальных и местных театров и по сценографии, с трактатами о театральном искусстве и теории драмы. На ней вы увидите великолепные иллюстрированные альбомы на языках народов стран Азии, на английском и на русском языке. Экспозицию дополняют театральные куклы и маски.
Один из томов энциклопедии «Китайского народного искусства» посвящён кукольному театру и театру теней. С возникновением театра теней в Китае связаны интересные легенды и исторические предания. Одно из них рассказывает о том, что когда любимая наложница императора У-ди умерла, он очень горевал о ней, и тогда колдун по имени Шао-вэн вызвал её дух. Император наблюдал, как её тень двигалась по занавесу, за которым колдун разместил горящие факелы.
Пекинскую оперу представляет альбом «Грим в пекинской опере», изданный в Пекине в 1962 году. В альбоме собраны фотографии актёров пекинской оперы в костюмах и гриме. Гриму в китайской опере свойственны яркие цвета (красный, чёрный, синий, зелёный, жёлтый и др.), гиперболизированные черты и орнаментальность. Каждый цвет символизирует определённые качества, поэтому, как только персонаж появляется на сцене, зрители сразу же могут определить, кто перед ними - герой или злодей, хитрец или простак, храбрец или трус.
Среди экспонатов выставки - уникальное издание гравюр Утагавы Кунисады (1786-1865), одного из крупнейших художников Японии периода Эдо (1603-1868), входящего в первую тройку великих мастеров укиё-э. Книга «Известные актеры кабуки прошлого и настоящего» датируется предположительно 1865 годом и содержит образцы высококачественной цветной ксилографии. Не менее уникальное издание - «Собрание изображений театральных представлений» (Эдо, 1805). Это энциклопедия театра, но пародийная и вымышленная, написанная автором комических романов Сикитэем Самбой (1776-1822), японским писателем и каллиграфом периода Эдо, с цветными портретами прославленных актёров, выполненными Кацукавой Сюнъэем (1762-1819). Художник в своём творчестве часто изображал красавиц-гейш, популярных актёров театра кабуки, борцов сумо и других героев публики. Причём ранее это издание принадлежало кинорежиссёру Сергею Эйзенштейну.
Выставка работает до 16 июня 2018 года, с понедельника по субботу, с 9:00 до 20:00. Посещение выставки бесплатное, по читательскому билету РГБ. Перед посещением можно договориться об экскурсии по выставке (тоже бесплатной!). Для этого звоните по телефону +7(495)695-88-12.