Реставрация Третьего зала

Apr 06, 2018 14:52

Почему так долго? - год за годом спрашивали нас. И вот теперь мы можем в цветах и красках показать, как это было, почему это было долго и почему долго - это правильно. С удовольствием и с гордостью за людей, которые проводили работы, поднимали архивы, организовывали сложнейшие процессы, запечатлевали эту историю на камеру, представляю вам рассказ в фотографиях о реставрации третьего читального зала РГБ.

Самый большой читальный зал не только в Российской государственной библиотеке, но и в Европе, был снова открыт для читателей в январе 2018 года. Его общая площадь - 1208 квадратных метров, посадочных мест - 464.


Зал был возведён в 1958 году, на завершающем этапе строительства главного здания Ленинки, начатого ещё в 1928 году, но прерванного с началом войны. Проект зала был выполнен мастерской Владимира Гельфрейха, который вместе с архитектором Владимиром Щуко спроектировал новое здание библиотеки.

Государственная библиотека СССР имени В.И.Ленина была задумана именно как дворец знаний, храм науки. И всё архитектурное убранство читального зала № 3 подчеркивает исключительный статус того, кто в нём оказывается: грандиозные потолки высотой более 10 метров, мебель, галереи и лестницы из дуба, бронзовая скульптура и монументальная живопись. (Фотографии из архива РГБ, к сожалению, авторов установить не удалось.)

















Третий читальный зал предназначался тем, кто занимался гуманитарными науками. Людочка, героиня фильма «Москва слезам не верит», сделавшего зал известным на всю страну, говорила так:
- А я в научный зал Ленинской библиотеки пропуск достала. Представляешь, какой там контингент? Академики, доктора, философы...











Читальный зал № 3 использовался очень активно. Многие архитектурные элементы были изношены. Кроме того, зал требовал модернизации по стандартам сегодняшнего дня.


Реставрации требовали дубовые шкафы и двери, паркет, балюстрады лестничных пролётов.




Реставрационные работы в зале проводились группой специалистов мастерской ООО «Реставратор». Реставраторы проделали колоссальную исследовательскую работу, подняли архивные документы и фотоматериалы.


Большие люстры из латуни и стекла потускнели, многие плафоны требовали замены. Чтобы просто поменять перегоревшую лампочку, нужно было опускать всю люстру, поэтому постепенно в зале становилось всё темнее.






В ходе реставрации специалисты восполнили трещины и сколы, удалили с деревянных поверхностей загрязнения. Это было проделано очень бережно и осторожно.


Требовали реставрации бронзовая статуя Ленина и декоративное стенное живописное панно площадью 7,7х11 метров. Бронзовую статую очистили от загрязнений, постамент под ней из дуба и хвойных пород древесины привели в порядок - убрали сколы и царапины.


​На реставрацию панно, выполненного художниками Яковом Скрипковым (1919-2016), Дмитрием Мерпертом (1924-2008) и Борисом Казаковым (1937-2008) в 60-х годах XX века, ушёл год.


Сюжеты панно посвящены медицине, космонавтике, химии, архитектуре, картографии, скульптуре и другим наукам и искусствам.


Кожаные накладки на столах остались прежние - писать на них куда приятнее, чем на деревянном покрытии. И сами столы были отреставрированы. А вот стулья пришлось заменить.


К 60 рабочим местам теперь подведён проводной интернет, на столе есть розетки, и читатель может запитать свой телефон или ноутбук или воспользоваться стационарным компьютером.




Стёкла на дверцах шкафов реставраторы заменили, утраченные декоративные накладки на замочные скважины воссоздали по единственному сохранившемуся образцу.


В отреставрированных шкафах на балюстраде зала теперь размещается библиотека подсобного фонда РГБ, печатные каталоги Баварской библиотеки, Библиотеки Конгресса США и Британской национальной библиотеки.


На нижние ярусы люстр поставили сохранившиеся «исторические» плафоны. На верхние - их современные копии.


Были отреставрированы 16 гипсовых бюстов знаменитых общественных и культурных деятелей, среди которых - Лев Толстой, Александр Пушкин, Надежда Крупская, Максим Горький, Михаил Ломоносов и Карл Маркс.




Каждый, кто бывал в третьем читальном зале, наверняка обращал внимание на часы со знаками зодиака. В интервью, которое незадолго до открытия дал Владимир Иванович Гнездилов, исполняющий обязанности генерального директора РГБ каналу «Культура», он рассказал:
- Когда мы при реставрации демонтировали эти часы, на обратной стороне обнаружили запись: «Часы собственноручно изготовил инженер строительного цеха Ухов Николай Иванович, ноябрь 1957 - февраль 1958 года». Так что это часы, которые изготовлены сотрудником библиотеки.
Больше про часы и их создателя никто ничего не знал...


Передачу с интервью случайно увидела по телевизору внучка Николая Ухова, Елена Игоревна Петушкова. В их семейном архиве давно хранились чёрно-белые фотографии этих часов, но когда и где они были сделаны, где нашли своё место - у семьи этих сведений не было. И вот шестерёнки часов на портале третьего зала и на старых чёрно-белых фотографиях сошлись. Елена Игоревна поскорее купила билет на «Сапсан», успела приехать на церемонию открытия из Санкт-Петербурга - и впервые увидела работу своего деда.


Мастера восстановили на дверном портале утраченные фрагменты резьбы и убрали загрязнения.







Паркетное полотно на первом ярусе отшлифовали и покрыли лаком. Пол на втором ярусе демонтировали, усилили несущие балки и отремонтировали бетонную стяжку. Затем на подготовленное основание заново уложили уцелевшие части старого паркета, а недостающие элементы восполнили новыми.


Реставрация была долгой, работы были проведены очень бережно, и облик третьего читального зала, знакомый всем по фильму «Москва слезам не верит», практически не изменился.


Реставрация третьего читального зала шла пять лет, но полученным результатом нельзя не гордиться.









В течение всех этих лет работу реставраторов и перемены к лучшему фотографировали Сергей Захаров и Арина Галеева.











Сейчас в зале дубовый паркет, балясины, шкафы, люстры, даже знаменитые зелёные лампы - всё на своих местах. Но при этом зал соответствует требованиям самого придирчивого современного читателя: здесь есть Wi-Fi, а 60 мест оснащены стационарными компьютерами.




Третий зал ждёт своих читателей - старых и новых!


Автор последней фотографии - Мария Говтвань.

Вадим Разумов, автор «Летописи русской усадьбы»: Смело могу сказать: вот ТАК надо реставрировать интерьеры! Работы проведены с огромной любовью и безусловным профессионализмом!

Ленинка меняется, подборки для любования, библиотека в объективе

Previous post Next post
Up