В середине марта в нашем Музее книги закрылась выставка форзацев в русском книгоиздании XVIII-XIX века. После неё остались фотографии и рассказы о красоте этих книжных элементов, разнообразных способах их изготовления, их эволюции и конкуренции. Знакомьтесь. И когда в ваших руках в следующий раз окажется неизвестная книга, не торопитесь пролистывать до текста - посмотрите, во что её «одели». Какой у неё форзац: иллюстративно-тематический, декоративно-орнаментальный, обычный одноцветный?
Самой популярной для форзацев была многоцветная мраморная бумага с разными рисунками. Процесс её изготовления был кропотливым и требовал точности. В ванну наливался специальный жидкий состав, не дававший краскам смешаться, растечься или осесть на дно. Мастер поочерёдно набрызгивал краски кистями на поверхность этого жидкого грунта в определённом порядке. Один цвет раздвигал другой, и на поверхности образовывался причудливый узор из пятен, линий и прожилок, напоминающих мрамор. Опущенный в ванну лист бумаги впитывал красочный слой, далее его высушивали, натирали сухим мылом и выглаживали специальным гладилом или стеклом. Для отделки поверхности могли использовать воск. Для следующего листа приходилось повторять процесс снова, и каждый рисунок был уникален.
Большое разнообразие узоров обнаруживают мраморные бумаги XVIII века, их называли тогда «турецкими». Изобретение выделки бумаги под мрамор, пятнистой, испещрённой прожилками, зубчатой или свободной формы, ввезённое в Европу с Востока, долгое время приписывалось турецким мастерам. В книге «Пространное поле, обработанное и плодоносное, или Всеобщий исторический оригинальный словарь...» (Москва, 1794) в статье о бумаге говорится: «Под именем Турецкой бумаги разумеется та пёстрая и волнистая бумага, которая продаётся у нас в зеркальном ряду и употребляется на разные обклейки, а наиболее в аптеках на обвязывание пузырьков, и переплётчиками, на обклейку внутренней стороны отгибающихся книжных досок». Впоследствии в разных странах развилось множество стилей мраморирования.
Самый распространённый тип рисунка - жилковато-пятнистый («каменный») узор, как на настоящем мраморе, вошедший в моду к концу XVIII столетия.
Форзац из жилковато-пятнистой мраморной бумаги (Жан-Жак Руссо. Емиль и София, или Хорошо воспитанные любовники. Москва, 1779):
Форзац из жилковато-пятнистой мраморной бумаги (Август Вицман. Золотая книжка, или Собрание новых, доказанных, лёгких, редких и любопытных хозяйственных опытов и искуственных действий к пользе и удовольствию каждаго. Санкт-Петербург, 1798):
Можно было менять цвета и концентрацию краски, использовать специальные инструменты - заострённые стерженьки, штифты, гребни, птичьи перья, кусочки меха - чтобы добиться интересных эффектов.
Мраморную гребешковую бумагу ни с чем не спутаешь. По слою красок на грунте в ванне проводили зигзагообразные или волнистые линии при помощи проволочного, деревянного или рогового гребня. Пятнистый узор превращался в гребешковый.
Форзац из мраморной гребешковой бумаги (Михаил Агентов. Открытие сокровенных художеств… Москва, 1778):
Мраморные бумаги с гребешковым, а также перистым и завитковым узором (с «турникетами») были особенно популярны в первой половине XVIII века. Позднее серьёзную конкуренцию им составили «зернистые» бумаги в розовой, голубой или зелёной гамме с полностью крапчатыми фонами, состоявшими из маленьких белых пятнышек и тонких прожилок. В 1830-х годах появился волновой способ окраски: ванну с грунтом мастер покачивал и лист бумаги накладывал на образовавшиеся волны.
Изготовить клеевую (клейстерную, пастовую) бумагу гораздо проще, чем мраморную. В клейстер добавляли краску, наносили на поверхность бумаги и, пока состав ещё не высох, на него наносился узор: процарапывался кистью, штампом, палочкой, гребешком. Можно рисовать просто пальцем, кулаком или раскрытой ладонью, можно набрызгивать уксус, который создаёт на поверхности красящего слоя более светлые потёки различной конфигурации. Узоры получают посредством нажима, скольжения, вращения или печати по влажному одноцветному или многоцветному слою.
Листы, покрытые цветным клейстером, можно было также украсить орнаментами с помощью маленьких деревянных штампов или других предметов, которые вдавливались во влажный красочный слой, как при блинтовом тиснении. Получался негативный узор, светлый на тёмном фоне, с тёмными границами «выдавленного» цвета у каждого мотива.
В качестве самого простого варианта «пестрения бумаги» в одном из источников приводится такой приём: сложить одноцветно окрашенный лист пополам, красочным слоем внутрь, и «наложа на гладкий стол, по белой изнанке трепать по всем местам концами пальца и ладонью; после чего одному человеку велеть прихватить пальцами уголочки нижнего полулиста, а другому ухватив за уголки верхней половины, разнять бережно и нескоро бумагу, и тогда означатся на ней сами собою фигуры и пестрота такая, каковую никакою кистью сделать не можно, и каковою многие будут довольны».
Форзац из бумаги с клейстерной окраской (Филипп Генрих Дильтей. Опыт российской географии… Москва, 1771):
Клейстерные бумаги были одной из ранних форм декорирования бумаги в Европе, более сложные в изготовлении мраморные бумаги появились позже. Иногда с помощью клейстерной бумаги имитировали мраморную: чтобы придать ей «марморированный вид», на лист по всей поверхности последовательно пятнами или полосами наносились разные смешанные с клейстером краски, затем бумагу складывали и с изнанки приглаживали, добиваясь смешения красочных фрагментов.
«Парчовая» бумага не производилась в России - её привозили из Голландии, Германии, других стран Европы. Для её изготовления на тонкие листы золота или серебра специальным прессом под давлением наносился рисунок. Чаще такую дорогую и красивую бумагу использовали для мягких обложек тонких книг, но встречались и форзацы из «парчовой» бумаги.
Рисунок на бумагу наносился методом глубокой печати с нагретых гравированных медных или латунных пластин с помощью листового золота или серебра. В большинстве случаев парчовая бумага печаталась на одноцветно окрашенном фоне. Если хотели получить только эффект углубления или рельефа, то просто оттискивали пластины на покрытую золотом или серебром основу. Для раскрашивания использовали трафареты-патронки, с их помощью лист покрывали цветными пятнами. В отличие от гравюр, которые раскрашивались после печати, парчовая бумага, напротив, часто патронировалась перед печатью, и тиснение золотом в нескольких местах перекрывало цвет. Иногда такая раскраска сделана довольно примитивно, в виде полос или ромбов, без учёта гравированного рисунка, что, впрочем, не умаляет её декоративных качеств. Для достижения особого эффекта уже готовую цветную парчовую бумагу могли докрасить повторно. В сафьяновых переплётах с золотым тиснением форзацы, выполненные из такой бумаги, - элемент дополнительной роскоши, свидетельство особой тщательности отделки.
Форзац из «парчовой» бумаги (Екатерина II. Наказ Коммиссии, о составлении проекта новаго уложения. Санкт-Петербург, 1768):
XIX век не отказался от мраморной бумаги, но мода внесла свои коррективы. Гребешковый рисунок практически ушёл, зато появились «подкамешковые» бумаги: в изготовлении использовалась белая краска, и на вид рисунок получался очень похожим на россыпь камешков.
Форзацы из жилковато-пятнистой бумаги «под камешки» - в две краски (И.М.Долгоруков. Бытие сердца моего... Москва, 1818) и в четыре краски (Н.Н.Трубецкой. Новое начертание истинныя теологии... Москва, 1784):
Сразу привлекают внимание яркие форзацы с печатным узором. Рисунок на них выполнен с помощью штампа с краской. Он недаром напоминает изысканную ткань - для изготовления могли использоваться те же формы, что и для набивного текстиля, уже изношенные. Оттиски делались как с больших резных деревянных форм, так и с отдельных небольших штампов. Иногда формы набивались сразу несколькими красками, но чаще сначала печатались элементы одного цвета с одной формы, затем элементы другого цвета - либо с той же формы (например, со сдвигом), либо с формы другого рисунка. Одни и те же орнаменты могут иметь разное цветовое решение.
Форзац из бумаги с печатным узором в три краски (Жан-Робер де Пеплие. Француская грамматика… Москва, 1780):
В первой трети XIX века приходит мода на монохромные форзацы ярких цветов: ярко-зелёные, розовые, нежно-голубые. Некоторые из форзацев сатинировались - отглаживались специальными валиками, и бумага получалась блестящей, как дорогой шёлк.
В XIX веке в книгах возникает
дублюра - украшение, которое в первой трети XIX века повторяло рисунки или орнаменты, используемые в дизайне лицевой стороны или корешка книги. Чаще всего использовалось золотое тиснение. Книга сразу приобретала величественный и изысканный вид.
Дублюра из мраморной бумаги и сафьяна с золотым тиснением (Стихотворения В.Жуковского. Санкт-Петербург, 1824):
Библиофильский переплёт, дублюра выполнена из цветной кожи в технике аппликации (Шарль Бодлер. Цветы зла. Париж, 1888 - книга из постоянной экспозиции Музея книги РГБ):
И в последнем нашем примере примечателен не форзац, а нахзац - сложенный из бумаги кармашек, в который владелец полезного томика, возможно, вкладывал рецепты или заметки.
Нахзац в виде кармашка (Аптека домашняя и дорожная лекарями пересмотренная, вместе с полным списком белью для хозяйств и путешествующих, также и с таблицею доходов и расходов, и с всегдашним календарём... Лейпциг, 1816):
Что почитать:
Симонов, Леонид Николаевич. Переплётное мастерство и искусство украшения переплёта : художественные стили, чистка, исправление и хранение книг / д-ра Л. Н. Симонова при содействии переплётной мастерской Э. Ро (E. Rau). - Санкт-Петербург : Тип. К. Евдокимова, 1897. - [2], XIV, 464 с., 12 л. цв. ил. : ил.; 20 см. - Указ.
С. 76-79:
Приготовление форзацев и слизуры; С. 278-297:
Подклейка форзацев.Цитата: В очень роскошных переплётах употребляются нередко шёлковые форзацы - из муара, атласа и т.п.: при кожаных переплётах иногда, а при бархатных всегда.
Дублюра из шёлка и сафьяна с золотым тиснением (Малиновский А.Ф. Биографические сведения о князе Димитрии Михайловиче Пожарском. Москва, 1817):
Анисимов В. Книжный переплёт: Краткий конспект по истории и технике переплётного дела, с рисунками на отдельных листах. - Пб., 1921. - 95 с.
Цитата: С цельным матерчатым переплётом сочетается брокатный форзац «литографированный, с различными орнаментами, исполненный в несколько красок, часто поверх красок печатают какую-либо орнаментацию золотою бронзою».
Золотова, Мария Борисовна. Московский индивидуальный книжный переплёт конца XIX - начала XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 05.25.03. - Москва, 2006. - 263 с.
Автореферат Золотова, Мария Борисовна. Декоративные бумаги в русских переплётах XVIII века // Румянцевские чтения - 2011. Ч. 1 : материалы междунар. науч. конф. (19-21 апр. 2011) : [в 2 ч.]. - М.: Пашков дом, 2011. - С. 180-185.
Фиттерер Джек, Фиттерер Тафф. Немраморный мрамор / Перевод с английского.
Цитата: Здесь представлены два варианта краплёной бумаги. Первый из них, «kiebitzpapier» (или бумага «яйцо ржанки»), основан на набрызгивании черной краски на охристую основу...
Второй вариант - это «агатовый мрамор», бывший распространённым в Германии и Франции в XVIII-XIX веках. Для получения такой окраски используется несколько красок, набрызгиваемых на специально подготовленный лист, что позволяет получить «пушистые» края цветных пятен...
И напомню: у нас есть
мастер-класс «Искусство эбру» в Янтарной мастерской РГБ, где дети и взрослые учатся создавать неменьшую красоту собственными руками.