Реклама времён Прекрасной эпохи

Feb 21, 2017 17:36


Эти плакаты итальянских художников дополняют выставку портретов Джованни Больдини, каталог которой мелькнул в наших новых поступлениях на прошлой неделе.

Десять плакатов из коллекции Сальче прекрасно иллюстрируют атмосферу Belle Epoque. Во Франции золотой век афиши, обусловленный экспериментами Мухи, Грассе, Шере, Стейплена и Тулуз-Лотрека, к концу XIX века в какой-то мере уже завершился. Отставание Италии в этом виде искусства обозначилось на Объединённых выставках в Милане 1894 году, где секция графики была посвящена рекламному плакату. Но когда в стране начался экономический подъём, Италия оценила рекламу как наиболее современный и эффективный инструмент продвижения товаров и услуг.

Первоначально рекламные плакаты не расклеивались, а прибивались гвоздями к стенам на деревянные или жестяные рамки. В случае, когда плакаты должны были долго висеть на станциях, в гостиницах или кафе, им делали подкладку, их обрамляли и выставляли, как большие картины.

Привезённые в Эрмитаж экспонаты принадлежат к коллекции Нандо Сальче, который в 1962 году подарил итальянскому государству 30 тысяч рекламных плакатов, созданных между 1844 и 1962 годами. В 2014 году на её основе в городе Тревизо, на родине коллекционера, создан Национальный музей, один из Объединённых музеев Венето.

1. Рекламный плакат новой коллекции универмага «Mele» в Неаполе. 1907. 199,5х139 см. Самый известный итальянский мастер плаката Марчелло Дудович (1878-1962), «беззаботный певец блестящей светскости» предвоенной эпохи, в своём жанре достиг уровня Больдини и добился громкого успеха благодаря непревзойдённым работам первых пятнадцати лет XX века. Аналогия с Больдини уместна также в отношении способности Дудовича варьировать технические приемы и изображать «характеры». Так, в этом плакате он создаёт сцену по типу портрета в интерьере и помещает её в рамку-обманку, явно имитируя произведение живописи:


2. Рекламный плакат обогревателя фирмы «Weinhagen». 1906. 145х105 см. Как и у Больдини, детали обстановки реалистично обыгрывают сцену в пропитанном чувственностью изображении четы:


3. Рекламный плакат модного дома мужской одежды «Fratelli Sanguinetti». 1905. 150х105 см. На переднем плане - автопортрет Марчелло Дудовича в элегантном костюме. Изображение художником самого себя в качестве идеального примера говорит о его высокой самооценке и значимом статусе:


4. Алеардо Вилла (1865-1906). Рекламный плакат молочной смеси «Latte maternizzato». Около 1900. 160х111 см. Героиня плаката - яркое воплощение феминизма ante litteram. Речь идёт не о материнстве как таковом, а о возможности проживать его по-новому, свободно, без всяких условностей. Женщина на плакате красива, элегантна, богата, полна жизненной энергии. Без единого атрибута, указывающего на материнство, она держит в руке современный артефакт вместе с букетом цветов, словно это равноценные знаки эмансипированной женственности:

5. Леопольдо Метликович (1868-1944). Рекламный плакат обувной фабрики в Варезе. 1914. 141,1х102 см. На эпоху расцвета плакатного искусства пришёлся всплеск движения за женскую эмансипацию. Интригующая синьорина на плакате демонстрирует туфли, сидя в провокационной позе:


6. Джан Эмилио Малерба (1880-1926). Рекламный плакат новой коллекции универмага «Mele» в Неаполе. 1910. 205,5х145,5 см. Художник представляет двух молодых дам на прогулке, используя весь набор модных аксессуаров - символов элегантности: широкополые шляпы с цветами, шали, рюши, зонтики и даже субтильная левретка* с красной ленточкой вокруг шеи. (* leninka_ru: Тот, кто видит здесь русскую псовую борзую, пусть оставит эту «левретку» на совести составителей каталога.):


7. Филиппе Оменья (1881-1948). Рекламный плакат производителя минеральной воды «Ferrarelle». Около 1908. 140,6х101,0 см. Элементы обстановки и здесь играют ключевую роль. При этом вся сцена в ресторане, отделанном в изысканно буржуазном вкусе, решена с использованием цветовых приёмов, в которых живописный язык и язык функциональной графики органично переплетаются.


8. Этторе Ксименес (1855-1926). Рекламный плакат ликёра «Caffe Ideal». Около 1914. 141x99,8 см. Прекрасная эпоха ощутима и в этом плакате, который совмещает в себе благородную элегантность с очевидными признаками современности и технологий, что редко проявляется и гармонично сочетается в живописи, но неотделимо от рекламной графики. В эти годы афиши в большей степени воплощали новизну, чем изображали её. По природе своей явление временное, плакаты, будучи частью постоянно меняющейся панорамы города, преображённой стеклом и металлом инженерных сооружений и новыми видами транспорта, должны были восприниматься и читаться при движении. Они должны были быть настолько же современными, как и технология их печати, которая не только сделала возможным их появление, но и позволила их авторам достичь в этом виде искусства художественного совершенства благодаря технике цветной литографии.



По каталогу выставки | Содержание журнала | Подружитесь с Ленинкой взаимно

из книг РГБ, живопись±графика, подборки для любования, плакаты

Previous post Next post
Up