Сегодня был санитарный день, эти книги ждут вас на стендах со вторника (с 12:00) до субботы. На этой неделе много примечательных изоизданий.Отдел изоизданий. Отдел нотных изданий и звукозаписей:
Фёдор Рокотов, 1735/1736-1808: [альбом-каталог] / Гос. Третьяковская галерея; [отв. ред. Т. Л. Карпова]. - Москва: [б. и.], 2016. - 151 с.; ил., цв. ил., портр.; 32 см. - Рез. англ. - Указ. - ISBN 978-5-89580-115-4.
Издательская аннотация: Альбом-каталог подготовлен к выставке Фёдора Степановича Рокотова
и включает более 40 произведений художника. Издание состоит из вступительной статьи и каталога, выстроенного по тематическим разделам: Санкт-Петербург (1750-е - 1766), Москва (1766-1790-е), усадьбы России (1760-е - 1780-е). В камерных портретах современников Рокотов одним из первых среди русских художников смог соприкоснуться с внутренним миром человека во всём его многообразии, перенося на полотна «души изменчивой приметы». Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся русским искусством.
О проекте: История экспонирования произведений Ф.С.Рокотова началась в XX веке. Впервые его полотна были показаны в Санкт-Петербурге на объединенных выставках: «Русская портретная живопись за 150 лет. 1750-1800» (1902), где выставлялись шесть портретов кисти художника, и на Таврической выставке (1905), где появилось свыше 50 рокотовских работ.
Первые персональные выставки мастера проходили в Государственной Третьяковской галерее (1923) и в Государственном Русском музее (1925). Устроитель выставки и директор Галереи И.Э.Грабарь, называя Рокотова «волшебником» и «изысканнейшим из русских живописцев Екатерининского времени», в качестве причин организации выставки отметил стилистическую и техническую неоднородность его произведений.
К выставке был составлен каталог, содержавший сведения иконографического и справочного характера, в котором портреты были датированы и располагались в хронологическом порядке. Но при всех положительных итогах выставки кураторы еще не могли полностью собрать и систематизировать материал. Они выделили в нем бесспорные произведения мастера, сомнительные и явно не рокотовские.
Эти задачи решили организаторы выставки 1960 года «Федор Степанович Рокотов и художники его круга» - сотрудники Третьяковской галереи и Русского музея. Были объединены все известные на тот момент произведения живописца (около 130 полотен, в их числе 15 приписываемых ему), а также художников его круга (21 портрет). Таким образом, изобразительный материал был классифицирован, и выставка впервые продемонстрировав такое явление, как «Рокотов и его школа, круг, последователи». В последние годы как в музейных, так и в частных коллекциях появились новые сведения о художнике, были выявлены неизвестные ранее произведения - портреты И.И.Шувалова (конец 1750-х - начало 1760-х, ГЭ), императрицы Екатерины II (1780, ИРЛИ), Д.М.Матюшкина (1760-е), А.Ф.Глебовой в детстве (начало 1770-х), П.И.Панина (1775, все три - ГИМ), неизвестной (1780-е, собрание С.А.Подстаницкого), офицера в мундире карабинера (1770-е, собрание Л.Б.Савинова).
Во время работы над выставкой 2016 года в Третьяковской галерее были проведены стилистическое и технико-технологическое исследования более 20 произведений художника как из собрания Галереи, так и из других российских и зарубежных музеев2. В ряде случаев пришлось отвести имя портретиста в произведениях, ранее считавшихся его бесспорными работами или приписываемых ему, уточнить их датировку. Так, авторство Рокотова было отклонено в портретах второй половины XVIII века: В.В. и А.С.Шереметевых. И.Ф.Яворской (?) (НХМ РБ), императрицы Екатерины II, неизвестной в лиловом платье (Музей В.А.Тронипина), неизвеcтного (Серпуховский историко-художественный музей), неизвестной в белом платье с капюшоном (Латвийский национальный художественный музей).
Выставка посвящена камерным портретам художника, составляющим главную содержательную часть его наследия. Именно в них Рокотов одним из первых среди русских художников смог соприкоснуться с внутренним миром человека во всем его многообразии, перенося на полотна «души изменчивой приметы». Для выставки из многочисленного наследия художника отобраны наиболее показательные в плане профессионального исполнения и образной выразительности камерные портреты, которые исполнены Рокотовым в разные десятилетия его деятельности. Это позволяет отобразить творческую эволюцию мастера, выявив общие характерные особенности и меняющиеся признаки манеры и образной интерпретации.
Следуя хронологическому принципу, избранный ряд произведений раскрывает работу Рокотова в Санкт-Петербурге и Москве среди столичных вельмож, а также бытование его произведений в мире русской усадебной культуры.
Петербургский период представляют самые ранние произведения, которые характеризуют период становления художника и являются его первыми заказами. Московский период - время расцвета творчества Рокотова - связан с работой над портретами многочисленных семейств Воронцовых, Голицыных, Струйских, Орловых.
Специальный раздел выставки посвящен произведениям, исполненным для интерьеров усадебных дворцов - «фамильных гнезд», где камерные портреты Рокотова гармонично вписывались в уютные гостиные. Из ряда усадеб до настоящего времени дошли отдельные произведения художественной мебели и скульптуры. Это бюсты пятерых братьев Орловых работы Ф.И.Шубина (1770-е, ГТГ), некогда украшавшие овальную столовую дворца в Отраде графов Орловых; барельефы с изображением императрицы Елизаветы Петровны (Л.К.Вассе, 1767) и И.И.Шувалова (Ф.И.Шубин, 1771, оба - ГТГ) из Петровского князей Голицыных; стулья и банкетки из усадьбы Марьино князей Барятинских Курской губернии (конец XVIII - начало XIX века, ГТГ). Собранные вместе на выставке, эти памятники представляют собой мемориальные усадебные комплексы, отражающие фон эпохи рокотовских портретов.
Тема «художник и заказчик» является важным аспектом данного выставочного проекта. Официальный заказ нёс общественно значимую смысловую нагрузку, а частные заказчики утверждали ценность приватной жизни человека XVIII века. Личности заказчиков рокотовских портретов (И.И.Шувалова, Н.Е.Струйского, А.П.Сумарокова, княгини Е.А.Голицыной), их контакты с художником, судьбы его произведений находятся в фокусе внимания авторов проекта, что дает возможность проникновения в контекст эпохи и феномен творчества Рокотова.
[От
leninka_ru:] выставка продлится до 9 мая.
Архангельский, Максим Саввич. Калейдоскоп исчезнувших миров / М.С.Архангельский, А.В.Иванов. - Москва: Университетская кн., 2016. - 218, [1] с.; цв. ил.; 31 см. - ISBN 978-5-91304-392-4: 400 экз.
Издательская аннотация: Цель настоящего научно-художественного издания - продемонстрировать читателям величие и великолепие картин геологического прошлого Земли и жизни на ней. В текстовой части книги содержатся данные об основных этапах развития нашей планеты и её биосферы. Иллюстрации призваны, как можно более точно и наглядно, представить жизнь ископаемых животных в среде их обитания. При подготовке альбома его создатели, палеонтологи и художники, старались следовать высоким научно-художественным традициям, заложенным много десятилетий назад совместным творчеством профессора Пражского университета Й.Аугусты и чешского живописца 3.Буриана. Для широкого круга читателей и всех интересующихся историей Земли, эволюцией экосистем и глобальной экологией.
Общественные науки - история, психология, социология, политология, культурология, антропология...:
Пикалов, Дмитрий Владимирович. Миф и ритуал неолита: монография / Д. В. Пикалов; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Северо-Кавказский федеральный ун-т". - Ставрополь: Изд-во СКФУ. - 216 с.; 20 см. - Библиогр.: с. 205-215. - ISBN 978-5-9296-0767-7: 500 экз.
Открыть содержание Страсти старьевщика: рассказы коллекционеров / [ред. Галина Аксенова]. - Москва: Старое кино, 2016. - 127 с., [24] л. цв. ил., факс.; ил.; 24 см. - Старье молодеет! / Вениамин Смехов. - Эпизоды из жизни денежных знаков / Марк Купер. - Большая история маленькой сумки / Галина Аксенова. - О чем рассказывала гейша младой супруге самурая? / Дмитрий Булгаков. - Саксонские темницы и китайские мандарины: Мейсенский ранний фарфор / Анатолий Вишневский. - Мне всё до лампочки / Елена Панова. - Многоликие маски коллекции Раскиных / Вера Раскина. - ISBN 978-5-9903820-2-2: 1500 экз.
Издательская аннотация: Книга «Страсти старьевщика» - шесть рассказов коллекционеров о своих собраниях: российских денежных купюрах, сумках XVIII-XX веков, японских гравюрах, мейсенском фарфоре XVIII века, минилампах и африканских масках.
Семенов, Владимир Анатольевич. Искусство варварских племен / Владимир Семенов. - Санкт-Петербург: НП-Принт, 2015 - 397, [2] с.; ил., цв. ил.; 25 см. - Указ. - Библиогр.: с. 343-352. - ISBN 978-5-905942-84-6: 1000 экз.
Издательская аннотация: В монографии исследуются проблемы формирования искусства варваров (с точки зрения эллинов - людей, не говорящих на греческом языке), прослеживаются влияния на их культуру греческой колонизации и по мере удаления от Причерноморской Скифии на восток - культуры Ахеменидского Ирана, китайских империй Чжоу и Хань, а затем империи сюнну. В свою очередь эти влияния проявились в эклектичном пермском зверином стиле, совместившем в себе уральскую мифологию и технику бронзового литья, заимствованную из Западной Сибири. Автор рассматривает также искусство Кавказа и Луристана, в котором многие ученые видели истоки скифского звериного стиля. Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей, интересующихся историей и древним искусством.
Новые военно-промышленные державы / М.С.Барабанов [и др.]; под ред. Р.Н.Пухова. - Москва: Центр анализа стратегий и технологий, 2016. - 167 с.; ил.; 24 см. - На обл. авт. не указаны. - Библиогр. в конце разд. - ISBN 978-5-9902620-6-5: 1000 экз.
Открыть содержание Громов, Дмитрий Вячеславович. Уличные акции (молодежный политический активизм в России) / Д.В.Громов; Ин-т этнологии и антропологии Российской акад. наук им. Н.Н.Миклухо-Маклая. - Москва: ИЭА РАН, 2012. - 504 с.; ил.; 20 см. - (Серия "Социально-антропологические исследования молодежи"). - Рез. англ. - ISBN 978-5-8396-0510-7: 1000 экз.
Издательская аннотация: В монографии рассматриваются уличные акции как форма активности молодежных политизированных сообществ России. Описываются основные блоки поля молодежных политизированных сообществ, история его поэтапного формирования (в хронологических рамках с начала 1990-х до 2011 года), основные типы акций, принципы их организации. Акции рассматриваются как «театрализованные» самопрезентации. Прослеживается связь современною акционизма с категориями праздника и обряда. Политический активизм рассматривается в контексте социально-психологических потребностей, свойственных молодежному возрасту. Отдельное приложение посвящено событиям декабря 2011 - июня 2012 года. Для социально-антропологического анализа используются структуралистский подход и метод социальной драматургии.
Открыть содержание Гребенщикова, Галина Александровна. Линейный корабль "Двенадцать Апостолов": флагман адмирала Лазарева / Галина Гребенщикова. - Москва: Яуза: Эксмо, 2016. - 223 с., [2] л. цв.ил., портр., табл.; 27 см. - (Война на море). - ISBN 978-5-699-87620-4: 1200 экз.
Издательская аннотация: Этот 120-пушечный линейный корабль I ранга величают «лебединой песней парусного флота». Егo увековечил на восьми полотнах И.К.Айвазовский (ни один другой корабль великий маринист не писал столько раз). Построенный по новейшим технологиям, вооруженный мощнейшими 68-фунтовыми бомбическими пушками, «Двенадцать апостолов» был «образцом корабельной архитектуры», «гигантской плавучей крепостью», флагманом и гордостью Черноморского флота. По словам императора Николая I, «этот корабль порядком отделает своего противника, кто бы он ни был». Его «звездным часом» должен был стать прорыв через Босфор и освобождение Константинополя. Но увы, эту операцию отменили, а парусная эпоха уже подходила к концу. «Двенадцати Апостолам» еще довелось участвовать в кавказских десантах, его систершииы «Париж» и «Великий князь Константин» отличились в Синопском сражении, пушки и команды этих кораблей сыграли важную роль в обороне Севастополя, а сами они были затоплены на Севастопольском рейде... Эта книга - несомненно, лучший, самый профессиональный и информативный труд по истории легендарною корабля. 2-е издание дополнено новыми материалами о создании, службе и боевом применении линкоров «Париж» и «Великий князь Константин».
Знакомые «руки»... Была у нас в блоге
большая статья про любовь к таким рукам.
Философия, психология, религия:
Филология. Искусство:
Доррен, Гастон. Лингво: языковой пейзаж Европы / Гастон Доррен; [пер. с англ. Н. Шаховой]. - Москва: КоЛибри, cop. 2016. - 334, [1] с.; ил.; 22 см. - Указ. - ISBN 978-5-389-09614-1: 3000 экз.
Издательская аннотация: С лингвистической точки зрения Европа - это языковой пирог, который состоит из нескольких больших кусков, множества мелких и горстки крошек. Устное и письменное многообразие языков нашего континента выглядит впечапляюще и невероятно увлекательно. «Лингво» - это языковой пейзаж нашего континента, живописные лингвистические реалии которого достойны пристального внимания, огромного интереса и искреннего восхищения.
Открыть содержание Отдел рукописей. Кабинет библиотековедения. Центральный справочно-библиографический фонд:
Естественные науки:
Физико-математические науки. Технические науки:
Отдел официальных и нормативных изданий. Экономика. Право:
Еженедельно до 800 новых книг 2016 года и предыдущих лет ждут вас в ЗНП - зале новых поступлений Российской государственной библиотеки. Каждый понедельник сотрудники полностью меняют экспозицию и выкладывают следующую порцию. Книги в ЗНП не надо заказывать, ждать и отмечать в контрольном листке, они стоят на стендах в открытом доступе. Подходите к «своему» стенду, как в книжном (Филология, Философские науки, Физико-математические науки, Общественные науки, Экономика, Право...), изучаете обложки, забираете всё, что понравилось, и уносите читать. Три стенда занимают «Издания на иностранных языках». Есть отдельный стенд «Издания специализированных фондов», именно сюда попадают самые свежие книги, которые затем будут переданы в отделы ИЗО, русского зарубежья, музыкальный и т.п. В ЗНП приходит научная и научно-популярная литература, беллетристики или детских книг здесь нет.
Многие читатели ходят в ЗНП еженедельно, оценив, насколько удобно там получать самые свежие издания по своей отрасли. И выносить на копирование эти книги тоже разрешено, центр репрографии совсем рядом.
Зал новых поступлений открыт со вторника по субботу с 9:00 до 20:00, а в понедельник, когда меняется экспозиция, - с 12:00 до 20:00. Находится довольно близко от входа в библиотеку: поднимитесь по мраморной лестнице, пройдите через ротонду, выйдите на деревянную лестницу и спуститесь на один этаж.
Через неделю книги поступят в фонды РГБ.
С помощью нашего каталога вы можете заранее сделать на них электронный заказ и приехать к выдаче. Степень готовности заказа вы можете узнать по телефону читального зала, указанному на вашем читательском билете.
Приглашаем к взаимной дружбе