Долгожданное издание в открытом доступе!
«Первая публикация» выложила прекрасное:
«Дни в Романовке» (pdf, 41 Мбайт). Объём обусловлен высоким качеством электронной версии. Издатели заслуживают отдельной благодарности за сохранение текстового слоя, что открывает возможности не только для просмотра, но и для поиска по тексту и выписок. Приятного знакомства с книгой!
22 декабря 2012 г. в
Мультимедиа Арт музее на Остоженке состоялась презентация книги «Дни в Романовке. Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-x - 1940‑х годов». Книга издана Благотворительным фондом Владимира Потанина в рамках программы «Первая публикация». Отпечатана в Италии. В фонды РГБ книга пока не поступала.
Романовка - село, основанное в Маньчжурии русскими крестьянами-старообрядцами, бежавшими от коллективизации. Благодаря упорному труду беженцев заложенное на голом месте поселение превратилось через несколько лет в процветающее хозяйство. Успехи романовцев оказались столь впечатляющими, что японцы, владевшие в то время Маньчжурией, избрали Романовку в качестве образца для собственных, японских колонистов. Село и его обитатели подверглись тщательному изучению. Фиксировалось всё: приемы строительства, земледелия, скотоводства, охоты, рыболовства и пчеловодства, особенности ведения домашнего хозяйства. Был создан фотоархив, насчитывающий тысячи снимков. Фотографии из этого архива использовались при подготовке издания «Земледелие и жизнь белых русских» и других книг, предназначенных для японских колонистов, которых предполагалось расселять в Маньчжурии. Однако этим планам не суждено было сбыться. Советское наступление в августе 1945 г. покончило с японской колонизацией, но существованию вольных русских поселений тоже пришел конец. Многие обитатели Романовки были отправлены в ГУЛАГ, но некоторым удалось бежать в Гонконг, а затем перебраться на жительство в Бразилию, Боливию, Австралию, США (в Калифорнию, Орегон и на Аляску). Очаг русской народной культуры в Маньчжурии был непоправимо разорён, однако свидетельства о нём чудом сохранились. Уникальный фотоархив был сбережён во время войны его создателем, биохимиком Ямадзоэ Сабуро (1908-2007). Унаследовавший архив японский славист профессор Накамура Ёсикадзу передал его во Владивосток, в Приморский государственный объединённый музей имени В.К.Арсеньева.
Г-н Накамура Ёсикадзу присутствовал на презентации книги и рассказал о том, как она создавалась. «Воистину дар судьбы», - повторял по-русски японский ученый, имея в виду архив и его удивительную историю. Стараниями профессора Накамуры Ёсикадзу в Японии создано Общество по изучению старообрядчества.
Феномен старообрядчества интересует людей разных национальностей и религиозных убеждений. Вызывает уважение приверженность старообрядцев своей вере, их независимость от государства и способность мирно уживаться с самыми экзотическими соседями, не теряя собственного лица. Старообрядцы оказались самыми стойкими хранителями народной книжности. Именно в их среде поддерживалась до новейших времен традиция создания рукописных книг, одну из которых можно видеть на выставке «Вера. Надежда. Маньчжурия». Помимо фотографий из архива Ямадзоэ Сабуро здесь представлены подлинные предметы старообрядческого обихода, вывезенные их хозяевами из Романовки. Здесь же можно полистать книгу «Дни в Романовке» - несколько её экземпляров закреплены в зале на стойках.
Дмитрий Эпштейн Содержание
Наталия Толстая. Унесённые верой 6
Виктор Шалай. Жить жизнь 10
Старообрядчество: краткий экскурс
Елена Юхименко. История старообрядчества и пути миграции сторонников старой веры 14
Николай Покровский. Урало-сибирские староверы-часовенные 44
Елена Юхименко. Старообрядчество в именах, терминах и понятиях по материалам настоящего издания 54
История одного села
Накамура Ёсикадзу. Старообрядческий посёлок Романовка глазами японских учёных 67
Дни в Романовке 78
Вера Кобко, Нина Керчелаева. Возвращение в Россию 298
Тамара Моррис, Ричард Моррис. Дорога из Романовки на Запад 302
Вера Кобко. История приморского старообрядчества: музейная хроника 310
Указатели, словари, справочная информация
Сведения о лицах, воспоминания которых использованы в данном издании 339
Указатель имён жителей Романовки и других старообрядческих поселений Маньчжурии, упоминаемых в издании 342
Словарь-справочник диалектных, устаревших и малоупотребительных слов и сочетаний 350
Словарь географических названий 355
Маньчжурия 359
Словарь имён 360
Благотворительный фонд В.Потанина. Программа «Первая публикация» 362
Приморский государственный объединённый музей имени В.К.Арсеньева 363
Об авторах 364
Summary 365
Из раздела «Старообрядчество: краткий экскурс»:
В старообрядческой среде характерное для северного крестьянства стремление к хозяйственному освоению новых территорий получало новые побудительные причины, главной из которых было, безусловно, бегство от «мира антихриста». В отличие от ухода в пустынь и основания скитов, создание мирских поселений по своей сути являлось массовой, гораздо более приемлемой для многих формой спасения от этой пагубной власти, поскольку это давало старообрядцам возможность, с одной стороны, не порывать с традиционным крестьянским укладом, а с другой - устроить должным образом церковную жизнь, вести службу по старопечатным книгам и не скрывать (из-за постоянной угрозы доноса) свою приверженность к древлеправославию. Возможность открыто молиться по-прежнему привлекала в эти поселения новых и новых людей.
Старообрядчество не только сохранило старинный церковный и бытовой обиход, оно спасло для последующих поколений ценнейшие памятники отечественной культуры.
В сохранении древних памятников книжности и иконописания - исключительная заслуга старообрядчества перед русской культурой. В этой среде приверженцев и знатоков старины памятники древней церковной традиции сохраняли свою непреходящую ценность. Поэтому их настойчиво разыскивали и, стремясь уберечь от поругания и уничтожения, старались приобрести. Собирательская деятельность старообрядцев в силу их особого интереса к историческому наследию, а также практических потребностей богослужения, образования и полемики носила целенаправленный и осознанный характер. В книгах и иконах нуждалась каждая община, каждый приверженец древнего благочестия. Памятники XIV-XVII веков бытуют в старообрядческой среде и по сей день: отсюда пополнялись в 1970-е - 1990-е годы, когда работали археографические экспедиции, рукописные собрания научных библиотек; отсюда отдельные памятники перемещались в современные частные коллекции. В последнее время с возрождением общин старообрядцы сами осваивают своё богатейшее религиозное и культурное наследие.