И снова рубрика, в которой я собираю всё, что читатели сами находят у нас в электронной библиотеке и чем делятся.
Люди, кстати, уже и сами заметили, что можно давать ссылку не просто на книгу онлайн, а точную ссылку-«закладку» на открытую страницу. И пользуются этим вовсю в записях и комментариях.
doxie_do составила
список из трёх тысяч русских стихотворений, по одному от каждого автора. Сразу двоих человек заинтересовал в этом списке
акростих, посвящённый Вере Фигнер.
Книга, из которой он взят, называется
«Под сводами» - это антология произведений, написанных в Шлиссельбургской крепости, составленная революционером Николаем Морозовым. Обложка работы Ивана Билибина, как ни печально, до оцифровки не дожила. Из того же журнала
пришло указание на предобэриутские стихи Анаевского
про мёд, сбираемый с ёлок, с загадочной опечаткой. Я попробовала опечатку разгадать - у меня не получилось.
tsakaloktonos,
заметив, что раньше критики не стеснялись называть вещи своими именами, вспомнил об иной стороне деятельности Морозова (который лихо пересматривал всемирную историю, предвосхищая Фоменко) и сослался на брошюру Н.П.Аксакова 1908 года
«Беспредельность невежества и Апокалипсис», направленную против попыток отождествить Иоанна Богослова с Иоанном Златоустом и обоих - с передовой революционной общественностью первых веков нашей эры.
Этот способ толковать «Откровение» потом, помнится, творчески переработали Стругацкие в «Отягощённых злом»:
Так появляется ещё одно возможное толкование Апокалипсиса, на этот раз как остросовременного сверхзлободневного политического памфлета, в котором элементы пророчества должны рассматриваться не более как литературный приём, с помощью которого до современника доводилась идея неизбежности трудного и страшного конца Римской империи. Главный же кайф современник должен был ловить, узнавая знакомую атрибутику римской иерархии, римской персоналии, римской инфраструктуры в чудовищных образах Зверя, железной саранчи и прочего. Во всяком случае, когда в конце шестидесятых Прохор, переводя с листа, читал Иоанну-Агасферу избранные отрывки из своего Апокалипсиса, пророк хлопал себя по коленям от удовольствия и, похохатывая, приговаривал: «Да, сынок, тут ты их поддел, ничего не скажешь, молодец…»
Впрочем, задолго до Фоменко и Морозова французский астроном и математик (опять! опять математик!) Шарль Франсуа Дюпюи усмотрел в мифах и религиозных представлениях астрономические аллегории. Последователи и противники довели его методу до абсурда - и на свет появилась книжица
«Почему Наполеона никогда не было», переведённая на русский в 1911 году. (Ссылку
принесли и положили в комментарии к
chispa1707.)
Видимо, этот легковесный труд мало кого убедил, потому что год спустя (1912, к столетию Отечественной войны) появилась книга, которая рассказывала о способе борьбы с Наполеоном даже более радикальном, чем полное его отрицание или попытка сжечь в московском пожаре.
dubadam со словами «а вот ещё сильная вещь»
продемонстрировал в обсуждении русских летунов книгу
«Тайная подготовка к уничтожению армии Наполеона в двенадцатом году при помощи воздухоплавания».
Я оставляю тебя, Наполеон. - Нагайками отбили. - Мы здесь, ваше величество!:
Наполеон спускает змея:
Снова стихи, если их можно так назвать: четверостишье на смерть Воровского, которое
bartang отыскал в нашем отделе газет в Химках, снимая передачу для телевиденья.
petro-gulak обрадовался крайне малодоступной книге Александра Вельтмана
«Предки Калимероса. Александр Филиппович Македонский» (1836) - одному из самых странных русских историко-фантастических романов (как утверждают, это первая в России история о путешествиях во времени). Кстати, Александра Македонского тоже не было, чем он хуже Наполеона.
Екатеринбург и Красноярск
обмениваются находками дистанционно:
«Великий путь: Виды Сибири и её железных дорог», 120 страниц фотографий 1899 года с развёрнутыми пояснениями.
Если приглядеться, то видно, что паровоз не просто проезжает мост, а позирует фотографу:
well-p предлагает повнимательнее изучить
диплом Меншикова на девятнадцати страницах. «Написано, что его отец был начальником гвардейского полка, а сам Александр Данилович воспитывался чуть ли не с царём вместе».
hiilda ошиблась ссылкой, вместо нужной книги скачала себе с сайта Ленинки «
Дополненiя къ дворцовымъ разрядамъ, по порученiю графа Дмитрiя Николаевича Блудова собранныя изъ книгъ и столбцовъ преждебывшихъ дворцовыхъ приказовъ, архива Оружейной палаты Иваном Забѣлиным»
Хотела уже стереть, заглянула буквально на секундочку и поняла, что влюбилась.
Греческие митрополиты и волоколамские игумены, голландские гости и ближние бояре бьют челом царю разнообразными недешёвыми вещами - отрезами жемчугом шитой тафты двоеличной ценой по 40 алтын аршин (или камки адамашки зеленой травной - эта всего по 23 алтына), образами Пречистой Богородицы Казанской в усыпанных яхонтами окладах, сороками соболей и куниц, серебряными с финифтью кубками турецкой работы с покрышками на высоких стоянцах и так далее, и так далее.
Всё это богачество аккумулируется в дворцовой казне, но не залёживается, а передаётся дальше: государь жалует деньгами и натуральным окладом окольничих и татарских толмачей, стрелецких сотников и попов московских соборов, раздаёт милостыни по папертям, спонсирует пошив новых платьев для царевен, компенсирует псарям стоимость кафтанов, изодранных на Масленой неделе медведями для царской потехи...
Иногда ещё для разнообразия встречаются, например, описания царицыных поездок на богомолье - с поимённой росписью на всю страницу, кто из сопровождающих боярынь в каком возке едет.
...Упоительно, упоительно.
В комментариях у
ankudinovkirill нет единства во мнениях: была или не была освистана
речь Владимира Соловьёва против антисемитизма («Последняя лекция»), прочитанная в Петербургском университете 8 февраля 1887 года.
Кавалергарда век недолог - чтобы проверить, так ли это на самом деле, надо выполнить статистическое исследование по четырёхтомнику
«Сборник биографий кавалергардов» (
1,
2,
3,
4), на который
вышел tal_gilas. Под обложкой можно
найти, например,
пушистого родича декабристов (и завернуть его в веленевую бумагу).
Спасибо всем, кто пользуется и ссылается!