Ленинградская школа живописи. Избранное. "Натюрморт с вербой" Таисии Афониной

Jun 21, 2013 02:42




Т. Афонина. Натюрморт с вербой. 1964

В этот день 48 лет назад в залах ЛОСХ на Большой Морской, 38 открылась Весенняя выставка произведений ленинградских художников, на которой среди прочих работ впервые был показан "Натюрморт с вербой" Таисии Кирилловны Афониной (1913-1994). Одну из своих самых известных работ Т. Афонина начала писать годом ранее в апреле 1964 года у себя дома в Ленинграде на Зверинской улице, дом 2/5 в квартире 21, где она занимала одну из комнат. Здесь она жила с 1952 по 1994 год. Набор предметов в картине органичен и естественен, вызывая в памяти современников многочисленные ассоциации. Композиция лишена постановочных эффектов. Кажется, что наблюдательный взгляд художницы подсмотрел и сохранил на холсте мгновение повседневной жизни ушедшей эпохи, практически ничего не срежиссировав. И это придаёт созданному образу особую силу воздействия на зрителя. Изысканная серебристая гамма сообщает композиции чистоту и наполняет её незримым присутствием тех, кто нам дорог и кого мы всегда будем ждать.

Таисия Афонина родилась 13 мая 1913 года в городе Николаеве в семье мастера судостроительного завода «Наваль» (после революции судостроительный завод имени Андре Марти) Афонина Кирилла Николаевича. Её мать Ефросиния Семёновна Гончарова, дочь известного в Луганске кузнеца паровозостроительного завода Гартмана, занималась домашним хозяйством. После революции отец участвовал в восстановлении завода, был начальником цеха, заведующим производством. В 1928 его перевели на работу в Таганрог на завод имени И. Сталина, где он был назначен техническим директором. Там в 1931 году Т. Афонина окончила школу-девятилетку и уехала в Ленинград для продолжения учёбы. Где искать истоки её живописных устремлений? Может быть в том, что мать и тётки прекрасно вышивали и, что вовсе удивительно, немного писали маслом?

Выдержать экзамены сразу не удалось, не хватило подготовки. В 1932-1936 годах Т. Афонина работала и одновременно занималась на вечернем отделении рабфака, затем в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств. В 1935 году вышла замуж за своего однокурсника Кузьмицкого Александра Александровича. Весной 1936 была переведена на первый курс института. А 29 октября того же года был арестован и осуждён на 10 лет её отец. Приговор - враг народа. Как и тысячи, тысячи других надеялась: разберутся, выяснят, освободят... Ждать пришлось много лет. В ноябре 1956 года было получено свидетельство о смерти К.Н. Афонина: «... причина смерти - нет сведений, ... место смерти - прочерки...». В марте 1957 года Военной коллегией Верховного Суда СССР приговор в отношении Афонина Кирилла Николаевича от 15 марта 1937 года был отменён и дело о нём прекращено за отсутствием состава преступления. Но это было потом...

В 1937 у Т. Афониной родился сын. Из-за болезни пришлось пропустить год занятий. А вскоре её ждал ещё один удар: в декабре 1940 был арестован и осуждён на 10 лет её муж. Уже после войны Т. Афонина запросила МГБ о муже и получила извещение о его смерти 22 декабря 1942 года. Война застала Т. Афонину на последнем курсе института. Уже были утверждены эскизы, и началась работа над дипломной картиной «Праздник на Неве» - праздничной, очень ленинградской. Набережная. Солнце. Крейсер «Киров». Девушки, моряки, цветы... Такой дипломной картины не будет. Зиму 1941-42 годов Т. Афонина с сыном и матерью пережили в деревнях Тверской области. К июню 1942 добрались до Ворошиловограда, где жила родня по линии матери, а уже 17 июля город оккупировали немцы. Выехать не успели. Их эшелон так и остался в городе, ехать было просто некуда, так как немцы обошли город за много километров. Жили продажей личных вещей, потом Т. Афонина устроилась при церкви иконописцем. После освобождения города участвовала в его восстановлении, в том числе разрушенного немцами городского художественного училища, в котором с мая 1943 стала преподавать рисунок и живопись. В октябре 1943 с группой художников Т. Афонина едет в Краснодон оформлять клуб перед вручением орденов родителям погибших молодогвардейцев. О них ещё не знает А. Фадеев, ещё не написан его роман "Молодая гвардия". После этой поездки Т. Афонина определяется с новой темой своей дипломной картины, теперь это молодогвардейцы из Краснодона. Уля Громова читает в камере стихи перед казнью. Картина названа «Девушки Донбасса». Позже, в 1946 году, в майском выпуске газеты Академии художеств «За социалистический реализм», она напишет: «Я видела шахту, куда их сбросили, остатки их окровавленной одежды, тюрьму, где их пытали. Я говорила с их матерями и подругами. Мне хотелось рассказать, написать обо всем, о всей их краткой героической жизни.» Работа над картиной продолжалась два года и осенью 1945 года Т. Афонина привезла её в Ленинград. В феврале 1946 года она защитила диплом по монументальной мастерской под руководством И.Э. Грабаря и В.М. Орешникова. В этом же году была принята в члены Ленинградского Союза художников.

Так драматически начавшись, творческая судьба Т. Афониной складывалась и в дальнейшем не просто. Трудные послевоенные годы, заботы о хлебе насущном заставляли браться за разные заказы, не всегда отвечавшие профессиональным интересам и живописному дарованию. Но опыт накапливался, а пережитое ждало своего часа, чтобы воплотиться в конце 1950-х и 60-е годы в глубоких по содержанию и изысканных по живописи городских пейзажах, натюрмортах и портретах современников. Совершенствуя приемы тональной разработки образа, работая над композицией Т. Афонина неуклонно шла к своим лучшим работам, в которых счастливо соединились талант, опыт, воля и вдохновение.

В центре композиции Афонина поместила вербу в хрустальной вазе. Вокруг них завязывается весь строй картины, утверждая живописными средствами идею о неизбежном торжестве света над мраком, жизни над смертью. Это сближает созданный художественный образ с одной из глубочайших идей и самых почитаемых традиций православия. Давая тем самым ещё одну нить, связывающую произведение с духовным миром современников. В тот год православная Пасха пришлась на 3 мая. Вербное воскресенье отмечали 26 апреля. Это позволяет предположительно говорить и о времени написания работы. Афонина жила в нескольких минутах ходьбы от Князь-Владимирского собора. Расположенный на улице Блохина, он во все годы советской власти оставался действующим собором. Скорее всего, оттуда Афонина и принесла домой ветви освящённой вербы, что мы видим на картине.

Любопытна история комнаты, уголок которой представлен в «Натюрморте с вербами». До Т. Афониной в ней располагалась мастерская художника Г.А. Савинова. А с начала 1920-х годов здесь жил с семьей профессор Академии художеств Александр Иванович Савинов, отец Глеба Савинова. У него в гостях неоднократно бывали крупнейшие художники и профессора Академии: Исаак Бродский, Александр Осмёркин, Дмитрий Кардовский, Борис Иогансон, Кузьма Петров-Водкин, Александр Матвеев, Николай Радлов, Аркадий Рылов, Семён Абугов, Пётр Уткин, Алексей Карев и многие другие. Дружеские дискуссии, которые здесь велись, имели прямое отношение к становлению советской художественной школы и оказали влияние на творческие судьбы их участников. В этой квартире Александр Савинов жил до своей кончины 25 февраля 1942 года.

«О нашей квартире, - писал впоследствии Г.А. Савинов, - следовало бы написать целую книгу: она заслуживает того. В её стенах шла интересная жизнь, в ней перебывало много замечательных людей - умных, талантливых людей своего времени. Долгие годы вместе с нашей семьей в квартире № 21 жили поэт Николай Семёнович Тихонов и его жена Мария Константиновна». Здесь бывали Владимир Маяковский, Александр Фадеев, Ольга Форш, Ольга Бергольц и многие другие. Сейчас на доме установлена мемориальная доска в память о жившем здесь поэте Н. С. Тихонове.



На открытии выставки "Живопись 1940-1990-х. Ленинградская школа". Фрагмент экспозиции с работой Т. Афониной "Натюрморт с вербой". Музей Н. А. Некрасова, 2 марта 1996 года

В 1994 году после долгого перерыва "Натюрморт с вербой" Т. Афониной вновь демонстрировался в залах Санкт-Петербургского Союза художников на выставке «Ленинградские художники. Живопись 1950-1980 годов». В 1995-1997 годах «Натюрморт с вербами» демонстрировался на выставках «Лирика в произведениях художников военного поколения», «Живопись 1940-1990 годов. Ленинградская школа» и «Натюрморт в живописи 1950-1990 годов. Ленинградская школа» в Мемориальном музее Н. А. Некрасова. Крупнейшие петербургские издания, освещавшие выставки, неизменно отмечали «Натюрморт с вербами» Т. Афониной, помещая репродукции картины. Так, «Вечерний Петербург» в рецензии на выставку «Натюрморт в живописи 1950-1990 годов. Ленинградская школа» в номере от 21 мая 1997 писал: «Великолепен «Натюрморт с вербами» Т. Афониной. Стол, покрытый белой скатертью, залит серебряным светом, льющимся из окна. Вещи легки и прозрачны, лишь тяжеловатая синева блюдца и чашек на переднем плане сдерживает полёт, придавая композиции устойчивость». В 2007 работа была воспроизведена в книге С. Иванова "Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа", в 2012 году экспонировалась на юбилейной выставке, посвящённой 80-летию Санкт-Петербургского Союза художников.

См. подробнее: Натюрморт с вербами Т. Афониной
См. также: Афонина Таисия Кирилловнв (1913-1994)
См. подробнее: С. Иванов. Тихая жизнь за ленинградским столом
См. также:Still life with Pussy-Willows (painting)

Афонина, 1964 год, Ленинградская школа живописи, натюрморт, 1965 год

Previous post Next post
Up