О картине Николая Баскакова "Ленин в Кремле"

Jan 08, 2013 02:50



Н. Баскаков. Ленин в Кремле. 1960

В этом году исполняется 95 лет со дня рождения талантливого ленинградского живописца Николая Николаевича Баскакова (1918-1993). Баскаков известен прежде всего как портретист и исторический живописец. А также своими произведениями на военную тему, среди которых выделяются "Музыка" (1957) и в особенности "На русской земле" (1968) - одно из сильнейших в живописи 1960-1970-х.






Н. Баскаков. На русской земле. 1968

В разные годы Баскаков обращался к образу Ленина. Так, в 1956 он пишет картину «Ленин в горках», на которой изображает Ленина сидящим в кресле летним днем в саду. Обращаясь к самым драматическим событиям истории ХХ века, к образам известных или простых современников, Баскаков, как это видно из его работ, подчёркнуто стремился живописать не действие или факт как таковой, а то, что остаётся, врезается в память и живёт в ней. Умение так видеть, не растворять главное в массе второстепенных подробностей - очень важное и не часто встречающееся качество для баталиста, жанрового или исторического живописца. Баскаков им владел.

Что не удивительно. Ведь помимо природного дарования, у Баскакова была прекрасная школа и завидные учителя. Сначала он окончил Астраханский художественно-педагогический техникум, где занимался у П. А. Власова, учеником которого в своё время был Б. М. Кустодиев. А уже после войны окончил в Ленинграде ЛИЖСА им. И. Е. Репина по мастерской Б. В. Иогансона. Среди его педагогов были Б. Фогель, Г. Павловский, Л. Овсянников, А. Зайцев.

Возможно, архивы позволят уточнить обстоятельства создания картины "Ленин в Кремле". Логично предположить, что изначально композиция задумывалась и писалась как договорная работа. Безусловно Баскаков внимательно изучил исторические материалы, относящиеся к теме. В работе достоверно воспроизводятся детали обстановки рабочего кабинета Ленина в Кремле: рабочий стол и кресло, мягкое кресло черной кожи, в котором пристроилась девочка с карандашом, книжные стелажи и этажерка. Известно, что рабочий кабинет Ленина располагался на 3 этаже здания Сената, площадь его была 50 кв. метров, в два окна. Скорее всего, в процессе работы над композицией картины Баскаков не ограничился фотоматериалами и сам побывал в этом кабинете.




В. И. Ленин в рабочем кабинете Кремля. 1921

В качестве основы для создания образа вождя революции и советского государства художник избрал, очевидно, один из снимков, запечатлевших Ленина в июне 1921 года во время одного из заседаний III Конгресса Коминтерна.




В. И. Ленин на заседании III Конгресса Коминтерна в Москве. Июнь 1921. Справа - художник И. Бродский. Фото В. Буллы

Отчасти требования времени (рубеж 1950-60-х - особый период в нашем искусстве), отчасти собственные представления художника обусловили особенности замысла картины. Кажется, ничто в ней не напоминает о недавних драматических событиях революции, гражданской войны и интервенции. Эпизод, запечатлённый Баскаковым, восходит к лету 1921 года. Художник рисует человека, принявшего на себя колоссальную ответственность за судьбу страны в драматические моменты её истории. Страна возвращается к мирной жизни, эти планы всецело занимают "кремлёвского мечтателя", в руках которого сосредоточены нити управления огромной страной. Баскаков хочет показать, что помыслы Ленина устремлены в будущее страны. Об этом говорят распахнутое окно кабинета и девочка, рисующая в кресле. Согласимся, что тогда, в 1960, у художника были все основания для этого.

О девочке. Известен рассказ о дочери одного из сотрудников аппарата Совнаркома, которой чуть не попало за то, что она случайно зашла в кабинет Ленина и отвлекла его от работы. Но тот, якобы, дал ей бумагу и карандаши и попросил оставить, сказав, что она ему нисколько не мешает. Так это было, или нет - упоминания достоверного об этом эпизоде сейчас найти не удалось. Как и установить, с кого Баскаков писал девочку в кресле. Хотя она напоминает "Надю" с его портрета 1955 года. Этот детский тип художник впоследствие неоднократно использовал в более поздних работах.

Кажется, фото Ленина с Бродским на III Конгрессе Коминтерна подсказало Баскакову и ещё одно решение. Обратите внимание, что держит в левой руке Бродский, а затем на чём рисует девочка, пристроившись в кресле в довольно неудобной для рисования позе.




Могила Н. Н. Баскакова на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге



Картина Н. Баскакова "Ленин в Кремле" в книге "Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа". 2007

В 2007 году картина «Ленин в Кремле» была воспроизведена в числе 350 избранных произведений ленинградских художников в книге «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа». В 2012 году работа экспонировалась на юбилейной выставке "80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников".

Подробнее см.: Баскаков Николай Николаевич (1918-1993)
См. также: Nikolai Baskakov. Lenin in Kremlin

Баскаков, портретная живопись, советское искусство, Ленинградская школа живописи, живопись, Ленин в искусстве

Previous post Next post
Up