Серия картин Льва Русова 1956 года о Тиле Уленшпигеле

Nov 18, 2019 19:19



Л. А. Русов. Песня Тиля. 1956

«Тиль Уленшпигель» - серия из восьми картин известного ленинградского художника Льва Александровича Русова (1926-1987), написанная в 1956 году по мотивам романа Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях - забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах» (1867).

История написания



Лев Александрович Русов (1926-1987)

В 1954-1956 годах Русов впервые обращается к историческому жанру, написав серию из восьми картин по мотивам романа бельгийского писателя Шарля де Костера. В романе использован образ Тиля Уленшпигеля, восходящий к народным немецким книгам позднего средневековья. Фольклорные мотивы Шарль де Костер использовал для отображения многолетней борьбы фламандцев против иноземного порабощения. Обращение Русова к легенде о Тиле и её образное воплощение были созвучны настроениям ранней хрущевской «оттепели» и личным свободолюбивым устремлениям автора.

Легенда о Тиле
В книге, послужившей литературной и исторической основой для замысла Русова, прослеживается жизненный путь Тиля по прозвищу Уленшпигель на фоне событий в Нидерландах эпохи правления Габсбургов. Тиль происходил из города Дамме во Фландрии, его отцом был угольщик Клаас.




Л. А. Русов. Рождение. 1956

Появление на свет Тиля стало сюжетом первой картины серии - «Рождение». Склонённые к младенцу лица молодой Сооткин и Клааса освещены радостью и надеждой. Композиционно сцена рождения Тиля решена Русовым в традициях иконографии рождественских евангельских сюжетов, как бы подчёркивая тем самым особую миссию пришедшего в этот мир человека.

По легенде Тиль появился на свет в один день с будущим испанским королём Филиппом II. Но если инфант растёт жестоким и трусливым, то Тиль - находчивым, смелым и острым на язык, с добрым сердцем. Однако обвинённого католическими священниками из-за вольнодумства в ереси, Тиля на три года изгоняют из Фландрии. Церковники обвиняют Катлину, мать его подруги Неле, в колдовстве и подвергают пыткам, которые сводят ту с ума.

image Click to view



За время скитаний Тиль повзрослел и из озорника превратился в порядочного плута. Перед его возвращением домой по доносу соседа, рыбника Иоста Грейпстювера, был арестован и обвинён в ереси его отец Клаас, которого сжигают на костре. Мать Тиля Сооткин с горя сходит с ума, а вскоре умирает. Пепел, собранный после казни отца, Тиль носит в мешочке у сердца. Сцена последней запоздалой встречи и прощания Тиля с Клаасом стала сюжетом для одной из картин серии - «Смерть отца».



Л. А. Русов. Смерть отца. 1956

Тиль просит совета у матери Неле Катлин, которая общается с духами, как спасти Фландрию. Катлина отправляет его и Неле на весенний праздник духов земли, которые подсказывают им «искать Семерых».



Л. А. Русов. Тиль и Ламме. 1956

В поисках «Семерых» Тиль отправляется в странствия вместе с Неле и добродушным толстяком и обжорой Ламме Гудзаком, разыскивающим сбежавшую от него жену. Образ друзей стал сюжетом для двойного портрета серии «Тиль и Ламме». Он интересен для нас в особенности тем, что Русов наделил Тиля чертами внешнего сходства с собой. Это делает его уникальным в творческом наследии художника, поскольку автопортреты Л. Русова неизвестны. Потеряв в эвакуации глаз, он не любил фотографироваться и не позировал для автопортретов.

Когда в Нидерландах поднимается восстание гёзов против испанского владычества, Тиль присоединяется к восставшим и с войсками Вильгельма Молчаливого участвует в боях с испанскими карателями. После возвращения в родной город ему удаётся разоблачить «волка-оборотня», охотившегося за людьми - им оказывается рыбник Иост, некогда погубивший Клааса. Теперь уже самого рыбника приговаривают к казни.



Л. А. Русов. Абордаж (Восставшая Фландрия). 1956

Участию Тиля в морских сражениях с испанцами посвящена картина серии «Абордаж», живо передающая общее воодушевление и порыв воинов, увлекаемых в бой своим вожаком. Уленшпигель становится искусным воином, оставаясь тем же благородным плутом. Он готов пожертвовать жизнью, защищая пленных монахов, хотя сам претерпел гонения и несчастья от католической церкви. От смерти его выручает Неле, берущая его в мужья.

После того, как наёмный предатель убивает Вильгельма Оранского, возглавлявшего востание гёзов, Тиль и Неле уходят с флота. Благодаря волшебной мази им удаётся увидеть «Семерых» и понять, что это семь смертных грехов, каждый из которых при известных обстоятельствах способен стать добродетелью. После волшебного сна Тиль не приходит в себя, его враги, посчитав его умершим, собираются предать его земле. Когда священник уже читает над ним заупокойную молитву, Тиль восстаёт из могилы живым. Возглашая поражённым свидетелям «воскрешения», что дух Фландрии похоронить не удастся никому, Тиль уходит вместе с Неле.

Эти ключевые события из легенды о Тиле Уленшпигеле Русов избрал сюжетом для своих восьми картин, последовательно разворачивающих линию судьбы легендарного героя от момента рождения до участия в борьбе за независимость против угнетателей и их пособников. Их отбор и художественную интерпретацию Русов осуществил, соотнося события из жизни Тиля с собственным пониманием драматургии современной ему истории и окружавшей действительности, чутко ощущая исторические параллели и тесную связь времён. Поэтому написанные Русовым произведения воспринимались зрителями не как иллюстрации к увлекательному историческому роману, но как страстный призыв к борьбе за свободу и справедливость против любых видов угнетения, облечённый в полутеатральное действо и костюмы исторической эпохи.
Экспонирование



Каталог осенней выставки 1956 года

Впервые показанные в конце 1956 года на «Осенней выставке ленинградских художников», работы «Рождение», «На пытки», «Смерть отца», «На полях родины», «Абордаж», «Тиль и Ламме», «Смерть изменникам», «Песня Тиля» (все 1956) принесли автору известность и заявили о нём как о мастере исторической картины.

В дальнейшем работы серии хранились в мастерской художника. Известны повторения некоторых сюжетов серии «Тиль Уленшпигель», приписываемые Л. Русову. В частности, в собрании Ульяновского областного художественного музея хранится картина Русова «Тиль и Ламме на ослах», композиционно повторяющая одну из восьми картин серии, но датированная 1980-ми годами.

После смерти Л. А. Русова картины серии хранились у вдовы художника. В конце 1990-х вся серия из восьми картин «Тиль Уленшпигель» была приобретена в частную коллекцию.
В 2019 году две картины из серии «Тиль и Ламме» и «Песня Тиля» были воспроизведены среди других работ Русова в книге «Ленинградская школа живописи. Очерки истории».

См. также:


См. также:

                                                   Картины Льва Александровича Русова (1926-1987)

«Девушка с бантом» (1954) • «Тиль Уленшпигель» (серия картин, 1956) • «Портрет Екатерины Балебиной» (1956)«Портрет молодой колхозницы» (1956)«Портрет Н. Орловой» (1956)«Портрет женщины в красном» (1956)«Портрет Зои» (1957)«Портрет Евгения Мравинского» (1957)«Кира и Зоя» (1958)«Наташа» (1960)«Бантики» (1960)«Свежая модель» (1961)«Кира» (1962)«Натюрморт с бюстом Сенеки» (1963)«Портрет сына» (1965)«Сталевар» (1972)«Ленинградская симфония. Дирижирует Евгений Мравинский» (1980)

russov, Русов, советская живопись, history of art, leningrad school, Ленинградская школа живописи, genre scene, Лев Русов, lev russov, genre painting, thil ulenspigel, ленинградские художники, realism, картина, Тиль Уленшпигель

Previous post Next post
Up