Картина Александра Семёнова «На Суворовском проспекте» (1975)

Nov 13, 2019 00:49



Семёнов А. М. На Суворовском проспекте. 1975

«На Суворовском проспекте» - картина русского советского художника Александра Михайловича Семёнова (1922-1984), представителя ленинградской школы живописи, написанная в 1975 году, в которой автор запечатлел вид Суворовского проспекта в зимний день.

Картина «На Суворовском проспекте», написанная А. М. Семёновым в 1975 году, стала наиболее значительной среди его работ, написанных в разные годы и посвящённых этой ленинградской улице.

Впервые художник обратился к теме Суворовского проспекта в конце 1950-х («На Суворовском проспекте», 1959). Одна из последних его работ на эту тему датирована 1980 годом («Суворовский проспект», 1980).

В работе автор с большой достоверностью и наблюдательностью воссоздаёт настроение и краски пасмурного зимнего дня и картину повседневной ленинградской жизни середины 1970-х на одной из крупнейших улиц в историческом центре города.

Зритель словно переносится А. Семёновым в обстановку ленинградской зимы середины 1970-х, когда после снегопада наступает оттепель, превращая тротуары и улицы в снежное месиво.

Как и в других лучших ленинградских пейзажах-картинах А. Семёнова, в работе «На Суворовском проспекте» есть ощущение жизни города, его дыхания, и это ощущение движения на земле и в воздухе составляет редкое качество живописи художника. Опытный рисовальщик, он подчиняет свой несколько обобщённый рисунок той же задаче: не документальному воспроизведению на холсте архитектурных особенностей Суворовского проспекта, а передаче ощущения живой ленинградской улицы, с её настроениями, красками, звуками, контрастами.


На эту же задачу работает и избираемая А. Семёновым точка смотрения. Место, выбранное им для написания работы «На Суворовском проспекте», не случайно. С него открывается перспектива Суворовского проспекта, теряющаяся вдали у почти призрачной громады Смольного собора. Художника привлекает глубина открывающейся изгибающейся перспективы проспекта, возможность через изображение ряда последовательно удаляющихся планов передать размах пространств и ощущение движения, течения уличной жизни.

Как и в большинстве городских пейзажей, А. Семёнов предлагает зрителю взглянуть на город «из толпы», взглядом обычного прохожего, отводя ему роль не стороннего наблюдателя, а участника жизни улицы. Этот же приём в дальнейшем он использует в таких известных работах, как «Невский. Вечерние огни» (1976), «Малая Садовая» (1979), «Литейный мост» (1982) и других.

В 1982 году картина экспонировалась на первой персональной выставке произведений А. М. Семёнова на Металлическом заводе, у которого сложились в те годы прочные отношения с ленинградскими художниками.

В 1987 году картина А. М. Семёнова «На Суворовском проспекте» экспонировалась на посмертной выставке произведений художника в залах Ленинградского Союза художников, показанной затем в городах Ленинградской области.

После смерти художника картина «На Суворовском проспекте» хранилась у его наследников, откуда в 2000-х годах поступила в частное собрание.

в 2019 году картина А. М. Семёнова «На Суворовском проспекте» среди других произведений художника была опубликована в книге Ленинградская школа живописи. Очерки истории, изданной на русском и английском языках.

См. также:


советская живопись, Семёнов Александр, leningrad school, russian art, городской пейзаж, 1975 год, soviet art, socialist realism, картина

Previous post Next post
Up