На открытии выставки "Амазонки в веках". Фото В. Рещикова.
17 Мая в залах Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-XXI веков на канале Грибоедова, 103 (до недавнего времени более известных как второе выставочное пространство ЦВЗ "Манеж") при большом стечении публики открылась выставка "Амазонки в веках". На двух этажах музея представлено около 60 произведений живописи, графики и скульптуры из коллекции МИСП, ГРМ, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, а также многочисленных частных собраний Петербурга и Москвы.
Среди авторов представленных работ есть хорошо известные имена - Борис Григорьев, Александр Самохвалов, Евсей Моисеенко, Владимир Лебедев, Виктор Тетерин, Александр Герасимов, некоторые представлены замечательными работами. Прежде всего это относится к Е. Е. Моисеенко с серией портретов жены художника скульптора Валентины Рыбалко. Но вот замысел экспозиции остался неясным, а тема выставки, пожалуй, так и нераскрытой. Фактически организаторы представили выставку женского портрета, бесспорно одного из наиболее интересных и популярных жанров в изобразительном искусстве ХХ века. Но что объединило в одном экспозиционном пространстве эти работы остаётся для зрителя непонятным. Есть ощущение случайного набора вещей, по возможности известных авторов, где-то сильнее, где-то слабее, но никак не подводящих к осознанию того, что перед зрителем "амазонки в веках".
Френц Рудольф. Амазонка. 1925. Частное собрание. На портрете в костюме наездницы изображена жена художника Екатерина Анисимовна Стуловская.
По замыслу организаторов, внущительная галерея женских образов должна провоцировать зрителя на серьёзные размышления о том, чья роль главнее: мужчины или женщины, что в женской природе привлекательнее - сила или слабость, и почему Амазонки существовали во все времена. Однако этот замысел для зрителя осталься нераскрытым.
Хотя бы потому, что об амазонках в экспозиции ничто не напоминает. Известная картина Рудольфа Френца "Амазонка" (1925, частное собрание), которая должна была поддержать идею выставки, к сожалению в экспозицию не попала из-за нерешённых вопросов со страховкой. Но и остальные работы говорят скорее о том, как многогранен и неисчерпаем этот жанр, как непросто выстроить из нескольких десятков работ известных авторов действительно цельную и глубокую экспозицию на заданную тему.
Фрагмент экспозиции выставки с работами Е. Е. Моисеенко. Фото О. Афанасьевой
Между тем сама идея выставки интересна и могла быть убедительнее раскрыта рядом замечательных женских образов 1920-1980-х годов того же Александра Самохвалова ("Девушка в футболке", "Метростроевка"), Бориса Угарова ("Ленинградка"), уже упоминавшегося Рудольфа Френца, Бориса Корнеева, Льва Русова и других ленинградских мастеров этого жанра. Очевидно, сложности, с которыми столкнулся коллектив молодого музея при отборе произведений, заставил организаторов вносить свои коррективы и выбрать в итоге компромисное решение.
В заключении ещё несколько работ, которых мы не увидим на выставке.
Корнеев Б. В. Портрет художницы М. Козловской. 1954
Самохвалов А. Н. На пляже. 1964
Русов Л. А. Портрет Екатерины Балебиной. 1956
Добрякова И. М. Воспоминание. 1969
Белоусов П. П. Портрет молодой женщины. 1932
Горб В. А. Молодая женщина в берете. 1934
Антипова Е. П. Девушка из Переславля. 1964
Ляпкало В. А. Наташа. 1999
Соколов А. И. Анна. 1950
Тетерин В. К. Девушка в сиреневом платье. 1979
Маевский Д. И. Маша Чёрная. 1966
Савинов Г. А. Портрет О. Богаевской. 1982
Русов Л. А. Портрет молодой колхозницы. 1956
Крестовский Я. И. Роза. 1962
Ломакин О. Л. Медсестра. 1970