Оригинал взят у
al_ghe в
Фонд Гончаровой и Ларионова будет создан при поддержке банкира Авена Поддельный авангард
В настоящее время лидерство по количеству подделок перешло от Казимира Малевича к Гончаровой, Ларионову и Экстер. Вновь создаваемый фонд призван остановить шквал подделок... Обложка скандального каталога Энтони Партона
В России создается Арт-фонд Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова - знаменитых художников, представителей русского авангарда начала ХХ века. Инициатива исходит от известного коллекционера Петра Авена, главы Альфа-Банка, который считает, что количество подделок картин этих художников на мировом арт-рынке достигло критического уровня.
Он считает, что пришло время защитить имя и творчество крупнейших фигур русского авангарда от тех, кто желает нажиться на их известности и востребованности. Фонд будет заниматься подготовкой научного каталога, подтвержденного документами, и экспертизами перечня подлинных работ художников.
Лидером по количеству скандалов и судов вокруг "фальшивок" долгое время был автор знаменитого "Черного квадрата" - Казимир Малевич. Сейчас пришла очередь других русских художников: Натальи Гончаровой, ее мужа Михаила Ларионова, Александры Экстер.
Цены на их картины неизменно растут, а Гончарова и вовсе является "самой дорогой" среди женщин-художниц. И скандалы вокруг картин, якобы написанных этими мастерами, следуют один за другим: чешская полиция на выставке Гончаровой интересуется подлинностью полотен. Одну из картин, приписываемых Ларионову, сняли с аукциона. Во Франции полиция закрывает выставку Александры Экстер.
Однако самое большое возмущение в среде специалистов вызвала публикация в Европе
двух каталогов произведений Натальи Гончаровой - Партона и Базету. В них эксперты обнаружили почти 300 неизвестных картин и рисунков "амазонки" русского авангарда.
Ситуацию прокомментировал Петр Авен:
"За всем этим стоит попытка все это продать и заработать большущие деньги. Гончарова - это символ русской живописи, и защита этого имени от фальсификаций - наш моральный долг. Я думаю, что мы сможем заняться этим во Франции, начать уголовное расследование и довести его до конца. Тем более что доказательства очень просты - химическую экспертизу сделайте. И все будет ясно".
Между тем за экспертизой работ Гончаровой к российским специалистам никто не обращался. В московской Третьяковской галерее, где хранится самая большая коллекция художницы - а это около 400 полотен, уверены, что подобные каталоги с фальшивками искажают сам дух творчества Натальи Гончаровой.
Рассказывает искусствовед Третьяковской галереи Ирина Вакар:
"В этих работах явно муссируется такое качество, которого у Гончаровой не было. В них предстает художник, который постоянно повторяет свои находки. Она не была коммерческим художником, который плодит хорошо идущие картины. Она вообще не имела массовых продаж. Она не была художником рынка. Художники русского авангарда дистанцировали себя от этой деятельности".
Конечно, подделки на рынке искусства - это вечная тема, заметил британский галерист и коллекционер Джеймс Баттервик. Но ситуация с Гончаровой переходит все границы:
"Много шума наделал скандал, когда подделывали картины Вермейера. Тоже придумывали им провенанс, продавали даже в музеи. Но чтобы когда-либо была издана книга с таким количеством сомнительных картин, - такого не помню".
По некоторым сведениям, на арт-рынке уже продано почти 30 поддельных картин Гончаровой. Чтобы прекратить поток фальшивок, и создается фонд Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Это распространенная во многих странах форма деятельности для отслеживания происхождения произведений искусства, для подтверждения их подлинности.
Чаще всего подобные фонды создаются наследниками художников. Но ни у Ларионова, ни у Гончаровой их не осталось.
Кроме того, супруги в 1915 году уехали из России во Францию и получили там гражданство. Так что сложные юридические вопросы, связанные с произведениями знаменитых русских авангардистов, фонду предстоит решать в основном за рубежом.