О портрете жены Александра Самохвалова

Mar 11, 2013 01:08



А. Н. Самохвалов. Под солнцем. 1953

Шестьдесят лет назад А. Самохвалов написал в Крыму портрет жены Марии Алексеевны Клещар-Самохваловой "Под солнцем". Они познакомились за три года до того и прожили вместе 21 год до кончины художника. Он был старше её на 21 год. В своих воспоминаниях "Я благодарна судьбе" Мария Алексеевна так пишет об этом: "Работа Самохвалова над серией иллюстраций к роману А. Чаплыгина "Разин Степан" соединила мою судьбу с жизнью и творчеством Александра Николаевича... Как-то ранней весной 1950 года Александр Николаевич пригласил меня в мастерскую, сказав: Хочу показать вам картину, над которой сейчас работаю. И мы пошли в Тучков переулок, дом 11, по широкой каменной лестнице поднялись на пятый этаж в квартиру 25... Тогда я ещё не предполагала, что проживу в этой мастерской-квартире 21 год и буду делить трудную жизнь с этим большим художником и прекрасным человеком... А в 1951 он подарил мне книгу "Разин Степан" с надписью: "Моей дорогой жене Машеньке, с этого мы начинали наш труд".



Александр Николаевич Самохвалов в своей мастерской в Тучковом переулке. Середина 1950-х

А. Н. Самохвалов много писал жену, она позировала ему и для жанровых многофигурных композиций. Так, она послужила моделью для центральной женской фигуры в картине "Кафе Гурзуф" (молодая женщина за столом в розовой блузке). Моделью для другой женской фигуры первого плана, - женщины слева в жёлтом платье с красной сумочкой через руку, поднимающейся по ступенькам, - стала жена художника Е. А. Кибрика, друга Самохвалова, с семьей которого они вместе отдыхали в Гурзуфе.



А. Н. Самохвалов. Кафе Гурзуф. 1956



А. Н. Самохвалов. На пляже. 1964



М. А. Клещар-Самохвалова и А. Н. Самохвалов на открытии выставки произведений художника в Ленинградском Доме писателей. 1962 год

После смерти мужа, Мария Алексеевна принимала деятельное участие в сохранении его художественного и литературного наследия, издании сочинений, организации юбилейных выставок. Мы познакомились с ней в конце 1980-х и были дружны. Особенно тёплые чувства она питала к моей жене. Каждый раз, прощаясь, она просила передавать ей привет и говорила мне о том, какая она красивая. А при встречах долго держала её за руку и восхищённо по-детски говорила: "Какие у вас глаза!", чем приводила Любу в совершенное смущение. Лишь спустя годы я стал понимать, как тонко она чувствовала её и как нуждалась в бескорыстном человеческом внимании.



Л. Макарова с сыном Никитой

Мария Алексеевна была очень внимательна к тому, в чьих руках окажутся работы Самохвалова и часто рассказывала о непростых отношениях с музеями и коллекционерами, осаждавшими её просьбами продать работы мужа. Как-то разговор коснулся знакомых художников и, помолчав, Мария Алексеевна неожиданно сказала мне: "Сергей Васильевич, не засоряйте коллекцию". Тогда мне эти слова показались излишне резкими. Ведь речь шла о известных ленинградских живописцах. Но вот идут годы и я всё чаще вспоминаю Марию Алексеевну и эту врезавшуюся мне в память фразу.

См. подробнее: Клещар-Самохвалова Мария Алексеевна (1915-2000)
См. также: Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971)

женский портрет, советская живопись, Самохвалов, портретная живопись, Ленинградская школа живописи

Previous post Next post
Up