Pussy-Willows против Pussy Riot. О современности искусства

Jan 02, 2013 01:41



Т. Афонина. Натюрморт с вербой. 1964

В 2013 году исполняется сто лет со дня рождения ленинградской художницы Таисии Кирилловны Афониной (1913-1994). «Натюрморт с вербами» (Still life with Pussy-Willows) - одна из наиболее известных её картин, на которой изображён стол, накрытый к чаепитию весенним днем в ленинградской квартире середины 1960-х годов. Этот натюрморт Т. Афонина написала в апреле 1964 года у себя дома в Ленинграде на Зверинской улице 2/5 в квартире № 21, где она занимала одну из комнат. Здесь она жила с 1952 по 1994 год. Набор предметов в картине органичен и естественен, вызывая в памяти современников многочисленные ассоциации. Композиция лишена постановочных эффектов, кажется, что наблюдательный взгляд художницы подсмотрел и сохранил на холсте мгновение повседневной жизни ушедшей эпохи, практически ничего не срежиссировав. И это придаёт образу особую силу воздействия на зрителя. Изысканная серебристая гамма сообщает композиции чистоту и наполняет её незримым присутствием тех, кто нам дорог и кого мы всегда будем ждать. Об этом говорят и вербы на столе.





Т. К. Афонина
Таисия Кирилловна Афонина родилась 13 мая 1913 года в городе Николаеве в семье мастера судостроительного завода "Наваль" (после революции судостроительный завод имени Андре Марти) Афонина Кирилла Николаевича. Её мать Ефросиния Семёновна Гончарова, дочь известного в Луганске кузнеца паровозостроительного завода Гартмана, занималась домашним хозяйством. После революции отец участвовал в восстановлении завода, был начальником цеха, заведующим производством. В 1928 его перевели на работу в Таганрог на завод имени И. Сталина, где он был назначен техническим директором. Там в 1931 году Т. Афонина окончила школу-девятилетку и уехала в Ленинград для продолжения учёбы. Где искать истоки её живописных устремлений? Может быть в том, что мать и тётки прекрасно вышивали и, что вовсе удивительно, немного писали маслом?

Выдержать экзамены сразу не удалось, не хватило подготовки. В 1932-1936 годах Т. Афонина работала и занималась на вечернем отделении рабфака, затем в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств. В 1935 году вышла замуж за своего однокурсника Кузьмицкого Александра Александровича. Весной 1936 была переведена на первый курс института. А 29 октября того же года был арестован и осуждён на 10 лет её отец. Приговор - враг народа. Как и тысячи, тысячи других надеялась: разберутся, выяснят, освободят... Ждать пришлось много лет. В ноябре 1956 года было получено свидетельство о смерти К. Н. Афонина: "... причина смерти - нет сведений, ... место смерти - прочерки...". В марте 1957 года Военной коллегией Верховного Суда СССР приговор в отношении Афонина Кирилла Николаевича от 15 марта 1937 года был отменён и дело о нём прекращено за отсутствием состава преступления. Но это было потом...

В 1937 у Т. Афониной родился сын. Из-за болезни пришлось пропустить год занятий. А вскоре её ждал ещё один удар: в декабре 1940 был арестован и осуждён на 10 лет её муж. Уже после войны Т. Афонина запросила МГБ о муже и получила извещение о его смерти 22 декабря 1942 года. Война застала Т. Афонину на последнем VI курсе института. Уже были утверждены эскизы и началась работа над дипломной картиной "Праздник на Неве" - праздничной, очень ленинградской. Набережная. Солнце. Крейсер "Киров". Девушки, моряки, цветы...Такой дипломной картины не будет. Зиму 1941-42 годов Т. Афонина с сыном и матерью пережили в деревнях Тверской области. К июню 1942 добрались до Ворошиловограда, где жила родня матери, а уже 17 июля город оккупировали немцы. Выехать не успели. Их эшелон так и остался в городе, ехать было просто некуда, так как немцы обошли город за много километров. Жили продажей личных вещей, потом Т. Афонина устроилась при церкви иконописцем. После освобождения города участвовала в его восстановлении, в том числе разрушенного немцами городского художественного училища, в котором с мая 1943 стала преподавать рисунок и живопись. В октября 1943 года с группой художников Т. Афонина едет в Краснодон оформлять клуб перед вручением орденов родителям погибших молодогвардейцев. О них ещё не знает А. Фадеев, ещё не написан его роман "Молодая гвардия". После этой поездки Т. Афонина определяется с новой темой своей дипломной картины, теперь это молодогвардейцы из Краснодона. Уля Громова читает в камере стихи перед казнью. Картина названа "Девушки Донбасса". Позже, в 1946 году, в майском выпуске газеты Академии художеств "За социалистический реализм", она напишет: "Я видела шахту, куда их сбросили, остатки их окровавленной одежды, тюрьму, где их пытали. Я говорила с их матерями и подругами. Мне хотелось рассказать, написать обо всем, о всей их краткой героической жизни." Работа над картиной продолжалась два года и осенью 1945 года Т. Афонина привезла её в Ленинград. В феврале 1946 года она защитила диплом по монументальной мастерской под руководством И. Э. Грабаря и В. М. Орешникова. В этом же году была принята в члены Ленинградского Союза художников.

Так драматически начавшись, творческая судьба Т. Афониной складывалась и в дальнейшем не просто. Трудные послевоенные годы, заботы о хлебе насущном заставляли браться за разные заказы, не всегда отвечавшие профессиональным интересам и живописному дарованию. Но опыт накапливался, а пережитое ждало своего часа, чтобы воплотиться в конце 1950-х и 60-е годы в глубоких по содержанию и изысканных по живописи городских пейзажах, натюрмортах и особенно в портретах современников. Совершенствуя приемы тональной разработки образа, работая над композицией Т. Афонина неуклонно шла к своим лучшим работам, в которых счастливо соединились талант, опыт, воля и вдохновение.

Любопытна история комнаты, уголок которой представлен в картине "Натюрморт с вербами". До Т. Афониной её занимала семья молодых художников Глеба Савинова и Ольги Богаевской. А с начала 1920-х годов здесь жил с семьей профессор Академии художеств Александр Иванович Савинов, отец Глеба Савинова. У него в гостях неоднократно бывали крупнейшие художники и профессора Академии: Исаак Бродский, Александр Осмёркин, Дмитрий Кардовский, Борис Иогансон, Кузьма Петров-Водкин, Александр Матвеев, Николай Радлов, Аркадий Рылов, Семён Абугов, Пётр Уткин, Алексей Карев и многие другие. Дружеские дискуссии, которые здесь велись, имели прямое отношение к становлению советской художественной школы и оказали влияние на творческие судьбы их участников. В этой квартире Александр Савинов жил до своей кончины 25 февраля 1942 года.

«О нашей квартире, - писал впоследствии Г. А. Савинов, - следовало бы написать целую книгу: она заслуживает того. В её стенах шла интересная жизнь, в ней перебывало много замечательных людей - умных, талантливых людей своего времени. Долгие годы вместе с нашей семьей в квартире № 21 жили поэт Николай Семёнович Тихонов и его жена Мария Константиновна». Здесь бывали Владимир Маяковский, Александр Фадеев, Ольга Форш, Ольга Бергольц и многие другие. Сейчас на доме установлена мемориальная доска в память о жившем здесь поэте Н. С. Тихонове.

В центре натюрморта Т. Афонина поместила ветви вербы в хрустальной вазе. Вокруг них завязывается весь строй композиции картины, утверждая живописными средствами идею о неизбежном торжестве света над мраком, жизни над смертью. Это сближает созданный художественный образ с одной из глубочайших идей и самых почитаемых традиций православия. Давая тем самым ещё одну нить, связывающую произведение с духовным миром современников. В тот год пасха пришлась на 3 мая. Вербное воскресенье отмечали 26 апреля. Это позволяет предположительно говорить и о времени написания работы. Т. Афонина жила в нескольких минутах ходьбы от Князь-Владимирского собора. Расположенный на улице Блохина, он во все годы советской власти оставался действующим собором. Скорее всего, оттуда она и принесла домой ветви освящённой вербы.  Для автора этих строк тут ещё и напоминание о тесном переплетении ленинградских судеб: за десять лет до описываемых событий в этом соборе крестили маленькую девочку, ставшую впоследствии его женой.

Впервые картина «Натюрморт с вербами» была показана на Весенней выставке произведений ленинградских художников 1965 года в залах Ленинградского отделения Союза художников РСФСР. В последующем вплоть до начала 1990-х она хранилась у Т. Афониной. Автору этих строк посчастливилось видеть работу в комнате, где она была написана и которая служила для Т. Афониной также и мастерской. Картина стояла на мольберте, обращенная лицом к окну. Первое впечатление было ошеломляющим. Почти ничего не зная тогда о творчестве Т. Афониной, я был совершенно не готов встретить работу такого уровня. Живопись захватывала, не отпускала. Как приворожённый, мой взгляд метался от предмета к предмету, не в силах оторваться от этой совершенной красоты, жадно желая сохранить в памяти и отдельные восхитительно написанные детали, и общее необыкновенное ощущение от светлой, чистой живописи. И в последующем мне не приходилось встречать людей, которые не приходили бы в восхищение от этой картины.

В 1994 году после долгого перерыва работа вновь демонстрировалась в залах Петербургского Союза художников на выставке «Ленинградские художники. Живопись 1950-1980 годов». В 1995-1997 годах картина «Натюрморт с вербами» демонстрировалась в Петербурге на выставках «Лирика в произведениях художников военного поколения», «Живопись 1940-1990 годов. Ленинградская школа» и «Натюрморт в живописи 1950-1990 годов. Ленинградская школа» в Мемориальном музее Н. А. Некрасова.. Крупнейшие петербургские издания, освещавшие выставки, неизменно отмечали «Натюрморт с вербами» Т. Афониной, помещая репродукции картины. Так, «Вечерний Петербург» в рецензии на выставку «Натюрморт в живописи 1950-1990 годов. Ленинградская школа» в номере от 21 мая 1997 писал: «Великолепен «Натюрморт с вербами» Т. Афониной. Стол, покрытый белой скатертью, залит серебряным светом, льющимся из окна. Вещи легки и прозрачны, лишь тяжеловатая синева блюдца и чашек на переднем плане сдерживает полёт, придавая композиции устойчивость».



В 2007 году «Натюрморт с вербами» Таисии Афониной был воспроизведён в числе 350 избранных произведений ленинградских художников в книге «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа», изданной на русском и английском языках. В 2012 году "Натюрморт с вербами" Т. Афониной экспонировался на Юбилейной выставке "80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников".

См. также: Тихая жизнь за ленинградским столом
См. также: Натюрморт с вербами
См. также: Still life with Pussy-Willows (painting)

выставки, натюрморт, верба, ЛОСХ, Афонина, живопись, Ленинградская школа живописи

Previous post Next post
Up