Л. А. Русов. Портрет Евгения Мравинского. 1957. Частное собрание.
«Портрет Евгения Мравинского» (English: Portrait of Yevgeny Mravinsky) - картина известного ленинградского художника
Льва Александровича Русова (1926-1987), написанная автором в 1957 году, на которой изображён выдающийся дирижёр и педагог, Народный артист СССР (1954), Лауреат Ленинской премии (1961), Герой Социалистического Труда (1973)
Евгений Александрович Мравинский (1903-1988).
Портрет
Евгения Александровича Мравинского, написанный Л. Русовым в 1957 году, - наиболее известное, но не первое живописное воплощение образа всемирно известного дирижёра. Из более ранних это прежде всего портрет работы
А. Самохвалова, а также литографический портрет 1947 года работы Г. Верейского.
Из более поздних работ можно назвать картины О. Л. Ломакина «Репетиция. Д. Шостакович и Е. Мравинский» (1969) и В. А. Цветкова «Евгений Мравинский дирижирует» (1975) Это были композиции, представляющие Е. Мравинского в момент дирижирования, таким, каким видела и знала его публика.
Лев Александрович Русов (1926-1987) Портрет Л. Русова рисует неизвестного для большинства Мравинского. В картине профессиональные атрибуты в буквальном смысле слова отодвинуты на задний план. Перед нами прежде всего современник, интеллектуал, человек независимого характера, воли, развитого чувства собственного достоинства. Именно эти качества Е. Мравинского хотел передать в работе художник. В этом ему помогали не только профессиональное «чутье» портретиста, но и многолетние дружеские отношениях, связывавших двух художников, несмотря на разделявшую их разницу в возрасте.
Об отношениях
Е. Мравинского и Л. Русова вспоминала вдова дирижёра Александра Михайловна Вавилина-Мравинская:
«Среди немногочисленных друзей Евгения Александровича Мравинского, имевших „право“ позвонить в дверь квартиры без предварительной договоренность по телефону, был „Лёвушка“ Русов - так его называли у нас в доме. „Появился - как с неба свалился!“, в любое время суток - привычное для хозяев явление.
Его приход всегда привносил в жизнь свет, улыбку, радость и бескорыстное общение. Знакомство и дружба Евгения Александровича с Лёвой измерялась десятилетиями, а потому атмосфера бесед была искренней и простой. Лёвушка был в курсе всех творческих и житейских перипетий Евгения Александровича, обожал музыку, знал её, обладал отменной памятью и рафинированным вкусом.
При встречах оба, как правило, устремлялись в разговоры о природе, рыбалке (удочки, наживки, снасти и т. п.), так как жизнь вне города была для обоих основой творческого заряда, источником духовных запасов. Живой по натуре, темпераментный и разговорчивый, Лева имел в лице Евгения Александровича благодарного слушателя и рассказчика. Вечерние посиделки, конечно, слегка „увеселялись“ водочкой и допоздна пересыпались пришвинскими пересказами».
В композиционном решении портрета Л. Русову не удалось избежать некоторого академизма: уж очень масштабна личность Е. Мравинского. Художник находит иные способы сказать о своем друге то, что ему кажется важным. Это исполненная достоинства осанка, белоснежный воротничок расстёгнутой на груди рубашки, выразительные кисти рук.
Для современника характеристика портрета будет неполной, если не сказать о времени его написания в жизни обоих художников. 1957 год - время больших перемен и ещё больших ожиданий. Страна на подъёме, первый Спутник, открывший космическую эру. В Москве проходит VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Состоялся первый Всесоюзный съезд художников. Многое вообще происходит впервые. В судьбе Е. Мравинского тоже все складывается, кажется, удачно. Недавно он стал Народным артистом СССР. Год назад с огромным успехом прошли первые гастроли возглавляемого им Симфонический оркестр Ленинградской Филармонии на Западе. Е. Мравинский предстает на портрете в расцвете жизненных и творческих сил.
Л. Русову 31 год, недавно он принят в члены Ленинградского союза художников. О его работах говорят, они неизменно в центре внимания на каждой выставке. В 1957 году в Москве он становится лауреатом «Выставки произведений молодых художников СССР к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов». Годы 1956-1958 стали для художника едва ли не самыми успешными в творческом отношении. Помимо портрета Е. Мравинского он создаёт целую серию замечательных женских образов, в том числе
«Портрет Екатерины Балебиной» (жены художника),
«Портрет Н. Орловой» (обе −1956),
«Портрет Зои» (1957),
«Портрет женщины в красном» (1956).
Впервые «Портрет Евгения Александровича Мравинского» демонстрировался на юбилейной выставке ленинградских художников 1957 года в Русском музее.
С написанием и первым показом на выставке портрета Е. А. Мравинского связана интересная история, о которой пишет С. Иванов в 23 выпуске Петербургских искусствоведческих тетрадей:
«Году где-то в 2005 я был в гостях у художницы Валерии Борисовны Лариной в её мастерской на Наличной улице. Смотрели работы, пили чай, говорили об общих знакомых. Разговор коснулся Л. Русова. Оказалось, что хозяйка знала его с 1940-х по учёбе в Таврическом училище. - Не могу его спокойно вспоминать, - заметила В. Б. Ларина, и рассказала такую историю. Как-то в середине 1950-х приходит ко мне Л. Русов и просит подрамник для какой-то срочной работы. Я лежала больная и предложила ему самому выбрать в коридоре, где стояли холсты. Он выбрал подрамник с портретом Александра Дмитриевича Зайцева, написанным мною в 1954 году, с которым меня принимали в Союз. Холст обещал снять и быстро вернуть. Прошло время, я при встречах напоминала о холсте, интересовался им и А. Д. Зайцев. Л. Русов извинялся и обещал, но так и не вернул. А спустя годы сознался, что холст с подрамника не снимал, а поверх портрета А. Д. Зайцева написал портрет Е. А. Мравинского. На мой вопрос, видела ли она этот портрет, В. Б. Ларина ответила утвердительно: - Конечно, он же висел на выставке. Я по кромкам узнала свой холст. Так неожиданно раскрылась эта загадка, связанная с созданием одного из наиболее известных портретов Л. Русова. Теперь, когда я смотрю на его репродукцию в книге, то каждый раз вспоминаю эту историю, милую Валерию Борисовну и нашу встречу в её мастерской.»
Картина Л. Русова «Портрет Е. А. Мравинского» в книге
Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа В 2007 году «Портрет Евгения Мравинского» был воспроизведён в книге
«Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа», выпущенной на русском и английском языках петербургским издательством НП-Принт.
В 2012 году «Портрет Евгения Мравинского» экспонировалась В Санкт-Петербурге на Юбилейной выставке «80 Лет Санкт-Петербургскому Союзу художников» в ЦВЗ «Манеж» и был воспроизведён в каталоге выставки.
В 2019 году «Портрет Е. Мравинского» среди других работ художника был воспроизведён в книге
«Ленинградская школа живописи. Очерки истории». См. также:
Картины
Льва Александровича Русова (1926-1987) «Девушка с бантом» (1954) •
«Тиль Уленшпигель» (серия картин, 1956) •
«Портрет Екатерины Балебиной» (1956) •
«Портрет молодой колхозницы» (1956) •
«Портрет Н. Орловой» (1956) •
«Портрет женщины в красном» (1956) •
«Портрет Зои» (1957) • «Портрет Евгения Мравинского» (1957) •
«Кира и Зоя» (1958) •
«Наташа» (1960) •
«Бантики» (1960) •
«Свежая модель» (1961) •
«Кира» (1962) •
«Натюрморт с бюстом Сенеки» (1963) •
«Портрет сына» (1965) •
«Сталевар» (1972) •
«Ленинградская симфония. Дирижирует Евгений Мравинский» (1980)