Американский историк искусства Верн Свенсон о ленинградской школе живописи

Nov 22, 2019 17:33


ЛЕНИНГРАД - СТОЛИЦА ИСКУССТВ
Участие в новой книге моего друга Сергея Иванова «Ленинградская школа живописи. Очерки истории», посвящённой мастерам ленинградского искусства, большая честь для меня.  Не скрою, я ощущаю себя в некотором роде дилетантом рядом с такими авторитетными специалистами, как профессор А. Ф. Дмитренко из Государственного Русского музея и А. П. Левитин из Российской Академии художеств. В далёком уже 1991 году мне посчастливилось побывать в гостях у Анатолия Левитина и непосредственно увидеть его мастерски исполненные картины. Неоценимым опытом для меня было и каждое посещение Русского музея, когда я оказывался в Ленинграде, а затем и в Санкт-Петербурге. Дважды профессор Анатолий Дмитренко любезно разрешал мне побывать в  запасниках музея для знакомства с превосходными картинами, которых не было в постоянной экспозиции.



Верн Г. Свенсон

То, чем я хочу здесь поделиться с читателем, это не итог глубокого познания явления «изнутри» русским художником или исследователем, а скорее свежий взгляд «извне». Я видел всё другими глазами и с других позиций, не так, как воспринимает ребёнок, а как первооткрыватель и исследователь. Я открыл для себя искусство соцреализма как страстный его приверженец в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Это было время, когда многие русские отвергали советское «официальное»  искусство, будучи сыты им «по горло». Сегодня благодаря работам А. Ф. Дмитренко, С. В. Иванова и других авторов общество созрело достаточно, чтобы пересмотреть своё отношение к художественному наследию советской эпохи.

В Соединённых Штатах и Англии я занимался кругом художников XIX и начала ХХ веков, которые обратились в своём творчестве к традициям искусства эпохи Возрождения. Крупнейшие мастера европейской, английской и американской школы, тяготевшие к  классическому реализму и фигуративной живописи, глубоко заинтересовали меня. В этот период общего увлечения модернизмом и постмодернизмом критика упрекала меня за то, что я тратил время на «худших художников XIX века». Потом, пережив, как и я, времена «холодной войны», те же профессора и художественные критики утверждали, что «худшим искусством в ХХ веке был советский соцреализм!» Не видя тогда ещё ничего собственными глазами, я мог только кивать и соглашаться с таким «мнением экспертов».



Разворот С.76-77 книги «Ленинградская школа живописи. Очерки истории» с картиной Н. Баскакова «Доярки». 1969. Собрание TMORA, USA.

Полный текст очерка В. Г. Свенсона «ЛЕНИНГРАД - СТОЛИЦА ИСКУССТВ» на русском и английском языках см. в книге: «Ленинградская школа живописи. Очерки истории».

коллекции, russian art, 2019, книги, socialist realism, советское искусство, живопись, Свенсон, books, картины, Ленинградская школа, Ленинград, Ленинградская школа живописи, ленинградские художники, искусствознание, картина, библиотеки, русское искусство, painting, realist art, soviet art, leningrad school

Previous post Next post
Up