Прочитать статью о Ленинградской школе живописи, удалённую из русской Википедии

Oct 15, 2012 23:36





Л. Русов. Ленинградская симфония. 1982

После того, как 12 октября 2012 года статья "Ленинградская школа живописи" была удалена из русской Википедии (с обсуждением, предшествовавшим удалению, можно ознакомиться), мы решили привести здесь её полный текст по состоянию на май 2011 года c незначительными исправлениями и дополнениями. Структура и стилевые особенности, вытекающие из принятых требований к энциклопедическим статьям, также полностью сохранены. Статьи в Википедии не имеют конкретного автора, они являются результатом работы редакторов проекта.


Ленинградская школа живописи



Ленинградская школа живописи - группа советских художников-живописцев, сложившаяся в 1930-1950 годы в Ленинграде вокруг реформированной Академии художеств и объединенная Ленинградским Союзом художников (1932-1991).

История

История ленинградской школы охватывает период с начала 1930-х по начало 1990-х годов. Её возникновение стало следствием разрешения накопившихся противоречий и отражением возобладавших тенденций в развитии советского изобразительного искусства и художественного образования на рубеже 1920-1930 годов. Оно было ускорено принятием весной 1932 года постановления политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», которым, в частности, предусматривался роспуск существовавших литературных и художественных организаций и групп и образование единых творческих союзов, а также принятием в октябре 1932 года ВЦИК и СНК постановления «О создании Академии художеств». В соответствии с ним Институт пролетарского изобразительного искусства был преобразован в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (с 1944 года - имени И. Е. Репина). Тем самым была подведена черта под 15-летним периодом разрушения художественной школы и непрерывных преобразований крупнейшего художественного учебного заведения страны. В 1934 году Всероссийскую Академию художеств и институт живописи, скульптуры и архитектуры возглавил И. И. Бродский. Следствием постановления ЦК ВКП (б) стало образование 2 августа 1932 года Ленинградского областного Союза советских художников (ЛОССХ), завершившее по существу постреволюционный период развития и открывшее эпоху советского искусства. На пост первого Председателя ЛОССХ был избран К. С. Петров-Водкин.



К. С. Петров-Водкин
Черёмуха в стакане. 1932



А. Н. Самохвалов
Девушка в футболке. 1932
Видную роль в формировании ленинградской школы в 1930-е годы сыграли известные российские художники и педагоги, работавшие в Ленинграде и бывшие в своем большинстве воспитанниками Петербургской Академии художеств, учениками И. Е. Репина, П. П. Чистякова, А. И. Куинджи. Среди них И. И. Бродский, Д. Н. Кардовский, А. И. Савинов, К. С. Петров-Водкин, А. А. Рылов, А. Т. Матвеев, А. А. Осмеркин, С. Л. Абугов, Е. Е. Лансере, П. А. Шиллинговский (сменивший в 1936 году И. И. Бродского на посту директора ИЖСА), Н. Э. Радлов (сменивший в 1935 году К. С. Петрова-Водкина на посту Председателя ЛОССХ), К. Ф. Юон, П. С. Наумов, Б. В. Иогансон, А. И. Любимов, Р. Р. Френц, Н. Ф. Петров, В. А. Синайский, В. И. Шухаев, Д. И. Киплик, Н. Н. Пунин, В. Н. Мешков, М. Д. Бернштейн, Е. М. Чепцов, И. Я. Билибин, М. Г. Манизер, П. Д. Бучкин,А. П. Остроумова-Лебедева, А. Е. Карев, Л. Ф. Овсянников, С. В. Приселков, И. П. Степашкин, К. И. Рудаков и другие.



А. И. Лактионов
Красноармейцы выпускают стенную газету. 1938
Творчеству художников «ленинградской школы» и вопросам художественного образования в послереволюционной Академии посвящены многочисленные альбомы, монографии, журнальные и газетные статьи, каталоги выставок. Термин «школа» широко использовался в 1930-е годы Д. Н. Кардовским, А. И. Савиновым, И. И. Бродским, в том числе в очных и заочных дискуссиях со сторонниками крайне «левых» взглядов по вопросам подготовки и воспитания молодых художников в реформированной Академии. Термины «ленинградская школа» и «московская школа» применительно уже к самостоятельному зрелому творчеству отдельных её представителей и явлениям в целом стал активно использоваться в отечественной и зарубежной литературе с конца 1980-х годов. Этому способствовали политические и экономические перемены в стране, сделавшие возможным обсуждать становление и различия региональных художественных школ в изобразительном искусстве СССР 1930-1980 годов. Так, в статье о художнике Н. Ф. Лапшине, опубликованной уже после смерти автора, ленинградский искусствовед Б. Д. Сурис (1923-1991) писал: «В 1930-х годах в советском искусстве работали мастера, объединенные в нашем представлении понятием "ленинградская школа"… Так же, как в свое время мастера "Мира искусства" открыли графическую красоту великого города, мастера "ленинградской школы" совершили открытие его живописной красоты».



Г. А. Савинов
Невский проспект. 1984
В зарубежной литературе термин «ленинградская школа» применительно к русской живописи 20 века появился в конце 1980-х в связи с известной серией выставок и аукционов русской живописи L’Ecole de Leningrad во Франции в 1989-1992 годах. В 1994-1997 годах в Петербурге прошли выстави произведений художников ленинградской школы 1940-1980 годов из частных собраний. В 2007 и 2008 годах вышли первые книги, посвященные истории и художественному наследию Ленинградской школы живописи: "Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа" С. Иванова и "Ленинградская живописная школа. Соцреализм 1930-1980. Некоторые имена" И. Пышного, вступительную статью для которой написали профессора института имени И. Е. Репина искусствоведы Н. С. Кутейникова и К. К. Сазонова. В 2011 году вышла обстоятельная монография А. И. Струковой «Ленинградская пейзажная школа. 1930-1940-е годы», в основу которой легла диссертация, защищённая в 2008 году на ту же тему.

Представители

Воспитанниками ленинградской школы в предвоенные и послевоенные годы были известные живописцы Е. Е. Моисеенко, Ю. М. Непринцев, А. А. Мыльников, А. И. Лактионов, М. П. Труфанов, Б. С. Угаров, Н. Е. Тимков, Е. П. Антипова, Т. К. Афонина, З. П. Аршакуни, Е. В. Байкова, Н. Н. Баскаков, П. П. Белоусов, О. Б. Богаевская, Д. В. Беляев, И. М. Варичев, А. И. Васильев, И. П. Веселкин, Р. И. Вовкушевский, Э. Я. Выржиковский, Н. Н. Галахов, В. В. Голубев, И. И. Годлевский, Е. К. Горохова, Г. П. Егошин, О. А. Еремеев, А. Г. Еремин, В. Ф. Загонек, А. Д. Зайцев, М. А. Зубреева, Л. В. Кабачек, М. А. Канеев, М. Г. Козелл, Э. В. Козлов, М. А. Козловская, М. К. Копытцева, Б. В. Корнеев, Е. М. Костенко, Я. И. Крестовский, Л. Г. Кривицкий, Б. М. Лавренко, А. П. Левитин, О. Л. Ломакин, А. А. Мыльников, М. Д. Натаревич, С. Г. Невельштейн, А. А. Ненартович, Д. Г. Обозненко, В. И. Овчинников, Л. Н. Орехов, В. М. Орешников, С. И. Осипов,Л. А. Острова, Ю. М. Павлов, Г. В. Павловский, Пен Варлен, И. М. Пентешин, Ю. С. Подляский, Н. М. Позднеев, А. Т. Пушнин, И. А. Раздрогин, В. И. Рейхет, А. Д. Романычев, С. А. Ротницкий, Л. А. Русов, Г. А. Савинов, Ф. В. Савостьянов, А. М. Семенов, А. Н. Семенов, И. А. Серебряный, И. К. Скоробогатов, Е. П. Скуинь, К. Н. Славин, Ф. И. Смирнов, А. И. Соколов, В. В. Соколов, И. В. Суворов, Е. И. Табакова, В. К. Тетерин, В. Ф. Токарев, М. П. Труфанов, Ю. Н. Тулин, В. И. Тюленев, Б. Ф. Фёдоров, Л. А. Фокин, П. Т. Фомин, Ю. Д. Хухров, В. Ф. Чекалов, Б. И. Шаманов, А. В. Шмидт, Н. П. Штейнмиллер, С. Б. Эпштейн, А. А. Яковлев и многие другие.



Л. Русов
Зоя. 1957
По оценке С. В. Иванова, приводимой в его книге «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа», её представителями являются около 1200 живописцев. В этом же издании впервые приводится их поименный список, составленный на основе архивных материалов, справочных изданий Ленинградского Союза художников и каталогов выставок за 1930-1990 годы. Многочисленные указания на принадлежность художников к «ленинградской школе» встречаются в литературе и более раннего времени. Типичный пример - статья в каталоге выставки Е. Э. Ляцкого (1929-1977): «Ефим Эльманович Ляцкий принадлежит к тому поколению художников, с которыми у нас связывается само представление о ленинградской школе живописи».

Традиции и Наследие

Возникнув в обстановке острой борьбы мнений по вопросам о путях развития искусства и художественного образования в СССР, ленинградская школа внесла свой неоценимый вклад в восстановление и дальнейшее развитие традиций отечественной художественной школы и реалистической живописи. Одним из важных её достижений стало создание в 1930-е годы в Ленинграде уникальной системы детского начального и среднего художественного образования, ставшей вскоре эталоном для всей страны. Своим творчеством художники Ленинградской школы внесли значительный вклад в отечественное изобразительное искусство, в формирование эстетических взглядов и духовного мира современных поколений. Её художественное наследие исчисляется многими тысячами произведений и сотнями художественных выставок, начиная с «1-й Выставки ленинградских художников» 1935 года, ставших важными событиями в культурной жизни целой эпохи.



А. И. Лактионов
Письмо с фронта. 1947



Ю. М. Непринцев
Отдых после боя. 1951



И. А. Серебряный

Портрет Ф. Безуглова, плавильщика завода"Красный Выборжец". 1960



Л. А. Русов
Портрет Е. А. Мравинского. 1957



М. П. Труфанов
Горновой. 1955
Произведения художников ленинградской школы широко представлены в собраниях всех крупнейших музеев России, образуя основу фондов отечественной живописи 1930-1980 годов. Среди них такие известные произведения, как «Девушка в футболке» (1932, ГРМ) и «Метростроевка» (1937, ГРМ) А. Н. Самохвалова, «Отдых после боя. Василий Тёркин» (1951, ГТГ) Ю. М. Непринцева, «Письмо с фронта» (1947, ГТГ) А. И. Лактионова, «Горновой» (1955, ГРМ) М. П. Труфанова, «Красные пришли» (1961, ГРМ) Е. Е. Моисеенко, «На мирных полях» (1950, ГРМ) и «Прощание» (1975, ГРМ) А. А. Мыльникова, «Портрет Е. А. Мравинского» Л. А. Русова, «Портрет плавильщика завода "Красный выборжец" Ф. Д. Безуглова» (1960, ГРМ) И. А. Серебряного, «Ходоки у В. И. Ленина» (1950, ГТГ) и «Зимний взят» (1954, ГТГ) В. А. Серова, «Лена. 1912 год» Ю. Н. Тулина, «Ленинградка (В сорок первом)»  (1961, ГРМ) Б. С. Угарова и другие. Творчество художников Ленинградской школы обогатило все жанры и направления современной живописи. В портретном жанре талантливые произведения создавали В. М. Орешников, О. Б. Богаевская, И. С. Глазунов, В. А. Горб, Л. А. Русов, Б. В. Корнеев, Э. В. Козлов, Е. М. Костенко, О. Л. Ломакин, А. П. Левитин, С. Г. Невельштейн, С. А. Ротницкий, В. Ф. Токарев, А. А. Яковлев, в жанре тематической картины Н. Н. Баскаков, В. В. Ватенин, Н. Л. Веселова, А. Г. Еремин, В. Ф. Загонек, Л. В. Кабачек, М. Д. Натаревич, Н. М. Позднеев, А. Т. Пушнин, Г. А. Савинов, А. И. Соколов, В. В. Соколов, В. И. Тюленев, в жанре пейзажа Н. Н. Галахов, В. В. Голубев, М. А. Канеев, Я. И. Крестовский, В. И. Овчинников, С. И. Осипов, И. Г. Савенко, А. М. Семенов, К. Н. Славин, Г. П. Татарников, Н. Е. Тимков, Н. П. Фомин, в жанре натюрморта Т. К. Афонина, В. В. Ватенин, М. К. Копытцева, Г. В. Котьянц, Е. П. Скуинь, В. К. Тетерин, Б. И. Шаманов и другие. Это дало основания говорить о традициях и вкладе ленинградской школы применительно к развитию отдельных жанров живописи, в частности, о ленинградской школе пейзажной живописи.



Н. Н. Баскаков
В. И. Ленин в Кремле. 1960



Т. К. Афонина
Натюрморт с вербой. 1964



Н. Е. Тимков
Русская зима. Иней. 1969



А. М. Семёнов
Малая Садовая. 1979Выставки 1960-1970 годов, и, в частности, крупнейшая ретроспективная выставка «Изобразительное искусство Ленинграда», открытая в конце 1976 года в Москве, показали, что ленинградская живописная школа состоялась как крупное явление художественной жизни. Стало возможным говорить о ее чертах и особенностях, присущих ее воспитанникам и проявившихся уже в их самостоятельном творчестве. А также о ее месте и роли в развитии советского изобразительного искусства и художественной школы в целом. Они подтвердили тяготение ленинградских художников к созданию произведений большой общественной значимости, к культуре профессионального мастерства, к «типично по-ленинградски изысканной гармонии цветовых отношений» и интересу к обобщенным живописно-пластическим образам. Её представителям была свойственна высокая художественная культура и то, что, по выражению Н. Н. Пунина, можно назвать"ленинградским ощущением живописи… с каким-то глубоко честным, глубоко чистоплотным отношением к средствам выражения". На эти же её свойства указывает другой авторитетный исследователь Л. В. Мочалов в статье, посвященной ленинградской художнице Т. В. Шишмаревой: "Главенствующая подоплека ее творчества - неприятие пережимов, внутренняя уравновешенность, такт, наконец, понимание роли нюансов - того, без чего нет и не может быть подлинного искусства. Упомянутые качества, а также высокая профессиональная культура, тонкий, хорошо поставленный вкус прочно связывают Шишмареву с традицией ленинградской живописно-графической "школы" 20-х - 30-х годов". Это замечание о Т. В. Шишмаревой, которой не удалось (как и ряду других интересных мастеров) получить систематического образования, позволяет полнее понять критерии причисления того или иного художника к ленинградской школе.



В. К. Тетерин
Айва и чайник. 1966



Н. М. Позднеев
Весенний день. 1959



А. А. Мыльников
Прощание. 1975



С. И. Осипов
Васильки. 1976Ленинградскую школу отличало кровное родство с прогрессивными традициями русского искусства и "школы" досоветского периода. Она воспитывалась на лучших образцах отечественной и европейской живописи, на опыте корифеев искусства постреволюционного периода. Отсюда опора на богатейшие собственные источники развития и унаследованные традиции, меньшая подверженность сторонним влияниям. В части развития живописно-пластического языка и системы образов ленинградскую живописную школу отличала приверженность традиционализму, ориентация на общие для европейского и русского искусства ценности. В проповедуемых художниками идеях добра и гуманизма, в выраженной национальной основе, в высокой культуре и ясности художественного языка традиционность их искусства была в высшей степени актуальна, создавая широкий простор для творческих исканий. Другой важной особенностью стали определенность профессиональных и нравственных критериев. Отсюда присущая осторожность по отношению к новациям, связанным зачастую с разработкой периферийных возможностей изобразительного искусства и их преувеличенной самооценкой, стремление к органичному соединению достижений разных течений, направлений и стилей при сохранении традиционно русского понимания целей и задач искусства.

Важной особенностью было наличие авторитетного мнения художественной общественности, идущее еще от старой "школы" и петербургской традиции. Не зависящее от власти, званий, наград, оно имело большее влияние на оценку творчества и личности художника, нежели официальное признание или внешний успех.



Л. А. Русов
Кира. 1962



Н. М. Позднеев
Натюрморт в траве. 1964



В. И. Овчинников
Весна идёт. 1972
Распространяя традиции и опыт своих основателей и воспитанников на остальные художественные центры и изобразительное искусство страны в целом, ленинградская школа и сама с первых шагов питалась традициями и опытом московской и ряда провинциальных школ. У ее истоков стояли саратовцы А. И. Савинов и А. Т. Матвеев, яркий след в ее истории оставили москвичи А. А. Осмеркин и Б. В. Иогансон. Позже влияние "московской школы" было заметно в творчестве художников, связанных многолетней совместной работой и соседством по Академической даче, особенно у Н. Е. Тимкова, М. К. Копытцевой, Н. М. Позднеева, В. Ф. Токарева, справедливо относимых к числу лучших ленинградских колористов. А культура саратовской школы прослеживалась в творчестве В. И. Овчинникова и Г. А. Савинова, придавая его звучанию эпичность и особые задушевные интонации.

Литература

- Каталог первой выставки ленинградских художников. Л., ГРМ, 1935.
- Первая выставка художников-фронтовиков. Каталог. Л., Военгиз, 1943.
- Выставка «Героическая оборона Ленинграда». Очерк-путеводитель. Л.- М., Искусство, 1945.
- Третья выставка работ художников ленинградского фронта. Л., Военное издательство Наркомата обороны, 1945.
- Стенографический отчёт доклада проф. Академии художеств Пунина Н. Н. "Импрессионизм и проблемы картины" 13 апреля 1946 года.
- Стенографический отчёт дискуссии по обсуждению доклада Н. Н. Пунина "Импрессионизм и проблемы картины". Том 1-2. Заседания 26 апреля и 3 мая 1946 года.
- Выставка произведений ленинградских художников 1947 года. Каталог. Л., ЛОСХ, 1948.
- Тридцать лет советского изобразительного искусства. Первая научная конференция. М., Академия художеств СССР, 1948.
- Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог.Л., Лениздат, 1951.
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1953 года. Каталог. Л., Изогиз, 1954.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958.
- 1917 - 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958.
- Художники Ленинграда. Сборник статей. Л., Художник РСФСР, 1959.
- Памяти И. И. Бродского. Воспоминания. Документы. Письма. Л., Художник РСФСР, 1959.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1961.
- Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1964.
- Ленинград. Зональная выставка. Л., Художник РСФСР, 1965.
- Суздалев П. Советское искусство периода Великой Отечественной войны. М., Советский художник, 1965.
- 50 лет Советской художественной школы. Л., Искусство, 1967.
- Подвиг века. Художники, скульпторы, архитекторы, искусствоведы в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Л., Лениздат, 1969.
- Художники народов СССР. Биографический словарь. Т. 1-4. М.-СПб, Искусство, 1970-1995.
- Наш современник. Каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. Л., Художник РСФСР, 1972.
- Наш современник. Вторая выставка произведений ленинградских художников 1972 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1973.
- По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50 Летию образования СССР посвящвется. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1974.
- Вздорнов Г. О понятиях «школа» и «письма» в живописи Древней Руси // Искусство. 1972, № 6.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1972.
- Натюрморт. Выставка произведений ленинградских художников 1973 года. Л., Художник РСФСР, 1973.
- Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Том 1-5. 1917-1958 годы. М., Советский художник, 1971-1981.
- Бродский И. А. Исаак Израилевич Бродский. М., Изобразительное искусство, 1973.
- Николай Ефимович Тимков. Выставка произведений. Каталог // Автор вступ. ст. и состав. М. Эткинд. Л., Художник РСФСР, 1975.
- Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1980.
- Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л., Художник РСФСР, 1976.
- Мочалов Л. Искусство Ленинграда // Творчество. 1977, № 3.
- Гусев В., Леняшин В. Искусство Ленинграда // Художник. 1977, № 4.
- Обольсина О. Гражданственность искусства. О выставке работ ленинградских художников // Искусство. 1977, № 5.
- Морозов А. Искусство - своему времени // Искусство. 1977, № 10.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. Л., Художник РСФСР, 1982.
- Справочник членов Союза художников СССР. Том 1,2.'' М., Советский художник, 1979.
- Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1983.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1980.
- Каганович А. Андрей Андреевич Мыльников. Л., Художник РСФСР, 1980.
- Борис Сергеевич Угаров. К 60-летию со дня рождения. Живопись. Графика. Л., Государственный Русский музей, 1982.
- Савинов А. И. Письма. Документы. Воспоминания. Л., Художник РСФСР, 1983.
- 225 лет Академии художеств СССР. Каталог выставки. Т. 1,2. М., Изобразительное искусство, 1983.
- Никифоровская И. Художники осажденного города. Л., Искусство, 1985.
- Дюженко Ю. Медаль номер один «За оборону Ленинграда» // Искусство. 1985, № 5.
- Ройтенберг О. Они погибли на войне // Искусство. 1985, № 5.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1987.
- Страницы истории нашей. Живопись. Скульптура. Поэзия. М., Изобразительное искусство, 1988.
- Леонова Н. Г. Глеб Александрович Савинов. Л., Художник РСФСР, 1988.
- Герман М. Ю. Александр Русаков. М., 1989.
- L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu, 16 June, 1989.
- L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu, 27 November, 1989.
- L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu, 12 Mars 1990.
- L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu, 11 June, 1990.
- L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu, 21 December, 1990.
- Сергей Иванович Осипов. Живопись. Рисунок. Выставка произведений. Каталог // Авт. вступ. ст. и состав. Ляховицкий А. Б., Махлина С. Т. Л., Художник РСФСР, 1990.
- L' Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu, 12 Novembre 1991.
- Живопись 20-30-х годов. СПб, Художник РСФСР. 1991.
- Якимович А. Искусство после катастрофы. Художественная культура советского региона // Советское искусствоведение, № 27. М., Советский художник, 1991.
- Николай Андреевич Тырса (1887-1942). Живопись, графика, художественное стекло. Каталог выставки. СПб, Русский музей. 1992.
- L' Ecole de Saint-Petersburg. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu, 25 Janvier 1993.
- Сурис Б. Больше, чем воспоминания. Письма ленинградских художников 1941-1945. СПб., 1993.
- Ленинградские художники. Живопись 1950-1980 годов. Каталог. СПб, Выставочный центр Санкт-Петербургского Союза художников, 1994.
- Этюд в творчестве ленинградских художников. Выставка произведений. Каталог. СПб, Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1994.
- Saint-Petersbourg - Pont-Audemer. Dessins, Gravures, Sculptures et Tableaux du XX siecle du fonds de L' Union des Artistes de Saint-Petersbourg.'' Pont-Audemer, 1994.
- Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи. Дюссельдорф-Бремен, 1994.
- Морозов А. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М., ГАЛАРТ, 1995.
- Герман М. Ю. Снова об искусстве 30-х. Некоторые вопросы истории и анализа // Вопросы искусствознания. 1995, № 1-2/95.
- Живопись 1940-1990 годов. Ленинградская школа. Выставка произведений. СПб., Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996.
- Натюрморт в живописи 1950-1990 годов. Ленинградская школа. СПб., Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1997.
- Лисовский В. Академия художеств. СПб: Алмаз, 1997.
- Связь времен. 1932-1997. Художники - члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб., ЦВЗ «Манеж», 1997.
- The Seasons of Timkov. Master Russian Impressionist. The Pushkin Collection, 1998.
- Ефим Ляцкий. Живопись.Каталог выставки. СПб, 1998.
- Matthew C. Bown. Dictionary of 20th Century Russian and Soviet Painters 1900-1980s''. London, Izomar, 1998.
- Akademichka. The Academic Dacha through the eyes of Nikolai Timkov. The Pushkin Group and the Timkov Collection, 1999.
- Степанян Н. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х. М., ЭКСМО-Пресс, 1999.
- Ротницкий С. А. Сила красоты. Записки художника. СПб., 2000.
- Морозов А. От какого искусства мы отказываемся? // Культура, 27 апреля 2000 г.
- Славин К., Славина Н. Были мы молоды. СПб., РИД, 2000.
- Мочалов Л. В. Поступь естественного благородства...// Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 3. СПб, 2001.
- Vern G. Swanson. Soviet Impressionism. Woodbridge, England: Antique Collectors' Club, 2001.
- Гройс Б. Искусство утопии. М., Художественный журнал, 2003.
- Бабикова Т. В. Ленинградская школа живописи и А. Н. Либеров. Художественная жизнь Омска конца 1940-х - 1950-х годов // Омск - региональный центр художественной жизни Сибири во второй половине XX века. Автореферат диссертации.'' М., 2005.
- Блокадный дневник. Живопись и графика блокадного времени. СПб., 2005.
- Время перемен. Искусство 1960-1985 в Советском Союзе. СПб., Государственный Русский музей, 2006.
- Митрохина Л. Н. Мой Тимков // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 7. СПб, 2006.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа.'' СПб, НП-Принт, 2007.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915-2005. СПб., 2007.
- Струкова А. И. Ленинградская пейзажная школа и ее мастера. 1930-е - первая половина 1940-х годов. Автореферат диссертации. М., 2008.
- Пышный И. Н. Ленинградская живописная школа. Соцреализм 1930-1980. Некоторые имена. СПб., Коломенская верста, 2008.
- Vern G. Swanson. Soviet Impressionist Painting. Woodbridge, England, Antique Collectors' Club, 2008.
- Манин В. С. Искусство и власть. Борьба течений в советском изобразительном искусстве 1917-1941 годов. СПб., Аврора, 2008.
- Слудняков А. О. Творчество Николая Ионина в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-х - 1940-х годов. Автореферат диссертации''. СПб, 2009.
- Романычева И. Г. Академическая дача. История и традиции. СПб., 2009.
- Митрохина Л. Н., Кириллова Л. Н. История создания Средней художественной школы // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 16. СПб, 2009.
- Конова Л. С. Санкт-Петербургский Союз художников. Краткая хроника 1932-2009. Первая часть. 1932-1945 // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 16. СПб., 2009.
- Страницы памяти. Справочно-мемориальный сборник. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинграда. СПб., 2010.
- Левитин А. П. Майя Копытцева. Художник. Личность. Друг. СПб., «Левша», 2010.
- Дмитрий Беляев // Альманах. Вып. 293. СПб., Palace Editions, 2010.
- Струкова А. И. Ленинградская пейзажная школа. 1930-1940-е годы. М., Галарт, 2011.
- Память и время. Из художественного архива Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. М., ГАЛАРТ, 2011.
- Матвеева О. А. Ленинградская школа живописи // Материалы XVIII Международной научной конференции «Ломоносов-2011». М., МАКС Пресс, 2011.
- Данилова А. Становление ленинградской школы живописи и ее художественные традиции // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 21.СПб., 2011.
- 80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников. Юбилейная выставка. Каталог. СПб., «Цветпринт», 2012.

См. также

Живописцы Ленинградского Союза художников
Ленинградский Союз художников
Картины художников Ленинградской школы
Выпускники института имени И. Е. Репина

Ссылки

Ленинградская школа живописи. Очерк истории
Дубровина Н. Московская школа живописи
О живописных традициях ленинградской и московской школ второй половины ХХ века на примере фондов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств
Ленинградская школа живописи в собрании Омского областной музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
Ленинградская школа живописи в собрании Национальной галереи Республики Коми
О традициях ленинградской школы в произведениях из собрания Государственной Третьяковской галереи
Произведения мастеров Ленинградской школы живописи в собрании Третьяковской галереи
Программа вступительного экзамена в аспирантуру исторического факультета СПБГУ по специальности 17.00.09 - "Теория и история искусства"

Постоянная версия статьи: Ленинградская школа живописи на Википедии
См. также: Статьи по истории ленинградской школы живописи

Википедия, искусство, history of art, Россия, fine art, ленинградские художники, Ленинградская школа живописи, пейзаж, painters, painting, ЛОСХ, живопись, соцреализм, история искусств

Previous post Next post
Up