В этот день 80 лет назад ВЦИК и СНК приняли постановление "О создании Академии художеств"

Oct 11, 2012 02:49



11октября 1932 года ВЦИК и СНК приняли постановление «О создании Академии художеств». Ленинградский Институт пролетарского изобразительного искусства был преобразован в Институт живописи, скульптуры и архитектуры, тем самым была подведена черта под 15-летним периодом непрерывных преобразований крупнейшего художественного учебного заведения страны.

Однако потребовалось еще несколько лет на то, чтобы собрать разрозненные педагогические силы и по-новому выстроить художественное образование. Этот процесс начали новый директор Академии художеств А. Т. Матвеев и его заместитель по учебной работе профессор живописи А. И. Савинов. Они пригласили на преподавательскую работу в институт профессоров Д. Н. Кардовского, А. А. Осмеркина, С. Л. Абугова, Е. Е. Лансере, П. А. Шиллинговского, И. И. Бродского, Н. Э. Радлова, много сделавших впоследствии для становления ленинградской художественной школы.



К 80-летию Всероссийской Академии художеств

В 1934 году директором Всероссийской Академии художеств (ВАХ) и ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры был назначен И. И. Бродский, ученик И. Е. Репина. К работе в институте И. И. Бродский привлекает крупнейших художников и педагогов К. Ф. Юона, П. С. Наумова, Б. В. Иогансона, А. И. Любимова, Р. Р. Френца, Н. Ф. Петрова, В. А. Синайского, В. И. Шухаева, Д. И. Киплика, Н. Н. Пунина, В. Н. Мешкова, М. Д. Бернштейна, Е. М. Чепцова, И. Я. Билибина, М. Г. Манизера, П. Д. Бучкина, А. П. Остроумову-Лебедеву, А. Е. Карева, Л. Ф. Овсянникова, С. В. Приселкова, И. П. Степашкина, К. И. Рудакова и других.

Прежде всего, новой школе надо было освободиться от балласта, и директор начал свою деятельность с крутых мер. Была создана специальная комиссия, которая после проверки знаний студентов решила исключить из института более 60 учащихся ввиду их полной неподготовленности, 52 студента были переведены в подготовительный класс, 62 - со старших курсов на младшие и 173 оставлены на второй год.

В основу подготовки будущих живописцев было положено овладение рисунком, композицией, живописью, а также историей искусства. Были повышены требования к поступающим в институт, организован рабфак и подготовительные курсы при институте. Занятия на подготовительных курсах вели К. Э. Линдблат, А. Д. Зайцев, К. М. Лепилов, П. И. Смукрович, В. А. Оболенский, В. П. Белкин и другие профессора и преподаватели Академии. О строгости установившихся требований можно судить по такому факту: из 60 человек, принятых в 1934 году на подготовительные курсы, только 11 в 1937 году стали студентами института.

На живописном факультете института была восстановлена система творческих индивидуальных мастерских, в которых студенты продолжали обучение после второго курса. Руководили мастерскими профессора И. И. Бродский, Б. В. Иогансон, В. Н. Яковлев, Д. Н. Кардовский, А. А. Осмеркин, А. И. Савинов, Р. Р. Френц, П. А. Шиллинговский, М. П. Бобышов.

Их усилиями в этот период были возрождены и получили новое развитие традиции русской художественной школы. При всех проблемах и издержках периода становления, избранные в 1930-е годы методы воспитания художников и организация учебного процесса оказались в целом настолько удачны, что и сегодня не утратили своей актуальности, выдержав самое серьезное испытание временем и став общепризнанным эталоном постановки художественного образования, предметом изучения и копирования в мире.

Подробнее см.: Ленинградская школа живописи. Очерк истории
См. также: Статьи по истории ленинградской школы живописи

history of art, fine art, хронология, ЛИЖСА, живопись, соцреализм, Академия художеств, история искусств, искусство, Россия, Ленинградская школа живописи, ленинградские художники, painters, painting, календарь, даты, ВАХ, ЛОСХ

Previous post Next post
Up