А. Самохвалов. Кафе Гурзуф. 1956
Живопись советской эпохи сегодня наиболее перспективный и динамично развивающийся сегмент художественного рынка. Достаточно сказать, что удвоение цен здесь происходит в среднем каждые 3-4 года. Этому способствует сочетание привлекательных для инвесторов факторов. Среди них сохраняющаяся недооценённость произведений искусства советской эпохи наряду с отличающим их высоким художественным уровнем, а также появление значительной группы влиятельных российских коллекционеров, для которых советская живопись послевоенных десятилетий наиболее близка и притягательна по личному мироощущению и своей эстетической ценности. В сочетании с относительной доступностью этого искусства, названные причины делают его особенно привлекательными для российских и иностранных инвесторов.
Немаловажно и то, что живописное наследие советской эпохи чрезвычайно богато и многообразно, оно предоставляет своим поклонникам широкие возможности для выбора собственной ниши, темы, направления, имён. За этим угадываются не только личные пристрастия и интересы коллекционеров, но и отражение тех объективных условий подлинного разнообразия, в которых складывалось и развивалось на протяжении десятилетий советское изобразительное искусство.
Ещё с доперестроечных времён эти особенности неизменно обращали на себя внимание зарубежных исследователей и коллекционеров. Вспомним выставки-продажи советской живописи в Японии 1970-1980-х годов[1][2]. Если поначалу организаторы представляли художников разных региональных школ и республик СССР единым блоком, то вскоре структура и коллекций, и каталогов приобрела более сложный вид, стали выделяться отдельными разделами произведения художников Москвы, Ленинграда, республик Прибалтики и Закавказья.
Своё новое развитие этот процесс получил в годы перестройки. В 1989 году в Париже с впечатляющим успехом прошли первые аукционы советской живописи L’Ecole de Leningrad, ставшие затем регулярным событием художественной жизни французской столицы на несколько лет[3]. Благодаря им в собраниях западных коллекционеров и галерей достойное место заняли работы А. Самохвалова, В. Тетерина, П. Бучкина, М. Копытцевой, А. Семёнова, С. Невельштейна, Е. Костенко, Ф. Пакуна, Е. Антиповой, Н. Баскакова, О. Ломакина, Л. Русова, других известных ленинградских живописцев. Очевидной реальностью для западного ценителя искусства стали характерные для ленинградской школы масштабность, утончённая культура живописного языка, многообразие стилей и художественных проявлений, при общей приверженности традициям национальной художественной школы.
Практически в это же время усилиями Р. Майлса[4] в Великобритании, Р. Джонсона, В. Свенсона, Д. Дабакиса[5] в США искусство ленинградских художников завоёвывало свои позиции на рынках этих стран. В Италии с живописью ленинградских художников работала галерея Пирра (в частности, с произведения Г. Савинова, О. Богаевской, М. Копытцевой и др.)[6]. Уже к середине 1990-х в США к продвижению живописи художников ленинградской школы был привлечён ряд серьёзных инвесторов, что позволило реализовать крупные издательские и выставочные проекты, значительно расширить круг коллекционеров советской живописи и сформировать крупные частные собрания. Как результат приложенных усилий, многократно выросли цены на это искусство.
Обратимся к цифрам. Если в начале 1990-х на аукционах L’Ecole de Leningrad картины Н. Баскакова, А. Самохвалова, Л. Русова, П. Бучкина, А. Семёнова, И. Годлевского, О. Ломакина, Е. Антиповой приобретались по цене 2-3 тыс. долларов, а рекордом продаж считался рубеж в 12-15 тыс. долларов, то спустя всего несколько лет положение уже изменилось. Заметим справедливости ради, что на парижских и провинциальных аукционах начала 1990-х основными покупателями выступали предприимчивые хозяева галерей и дилеры. Вскоре приобретённые ими работы выставлялись вновь и уходили к коллекционерам по ценам значительно более высоким. В чём-то эта ситуация характерна для рынка советской живописи и сегодня. Основная часть сделок здесь по-прежнему носит непубличный характер. И всё же, опираясь на открытые источники, можно утверждать, что цены на произведения ведущих представителей ленинградской школы, когда они появляются на рынке в России или за рубежом, существенно превосходят рубеж в 100 тыс. долларов США. Например, на аукционе СОВКОМ «Триумф Соцреализма» в октябре 2008 года в Москве «Портрет лётчика» А. Самохвалова был приобретён за 600 тыс. долларов США[7].
Н. Тимков. Русская зима. Иней. 1969
Характерен в этом отношении пример другого представителя ленинградской школы пейзажиста Николая Тимкова[8], чьё творчество стало широко известно на Западе в середине 1990-х уже после смерти мастера и приобретения его наследия американским коллекционером и инвестором Т. Вайманом. Говорят и о сумме в несколько десятков тысяч долларов, уплаченной наследникам за почти тысячу картин и этюдов. Сегодня этих денег едва хватило бы на одну среднюю работу художника. После серии выставок в крупнейших городах США и издания двух книг о творчестве художника[9][10] цены на его работы поднялись в десятки раз. В июне 2008 года на аукционе русской живописи в Далласе картина Н. Тимкова «Ростов Великий», представленная из собрания К. Пушкина, была приобретена за 115 тыс. долларов США[11]. Известны приобретения картин художника в частные собрания по ценам выше вдвое и более.
На аналогичный ценовой диапазон приходятся приобретения лучших работ В. Овчинникова, Л. Русова, Н. Позднеева, Ю. Непринцева, С. Осипова, Е. Моисеенко, В. Тетерина, Н. Баскакова, С. Ротницкого, Г. Савинова, Р. Френца, В. Ватенина, Я. Крестовского, А. Семёнова, ряда других ленинградских живописцев. Цены на небольшие этюды, например, Н. Тимкова, колеблются от 5 до 25 тыс. долларов. За 20 тыс. долларов в апреле 2013 года в Петербурге на аукционе «Ленинградская школа» был приобретён и единственный небольшой этюд А. Мыльникова, работы которого редко появляются на рынке.
Т. Афонина. Натюрморт с вербой. 1964
Если стоимость работ названных художников достигла достаточно серьёзного уровня, то произведения большой группы первоклассных ленинградских живописцев ещё вполне доступны коллекционерам и инвесторам в диапазоне цен от 5-6 до 20-30 тыс. долларов. Среди них С. Невельштейн, М. Канеев, Н. Галахов, Т. Афонина, Г. Котьянц, Д. Маевский, В. Баженов, П. Альберти, В. Голубев, Арс. Семёнов, А. Коровяков, Г. Татаринов, А. Столбов, В. Отиев, М. Козелл, Э. Козлов, Б. Ломакин, Т. Копнина, Б. Шаманов и многие другие.
В целом для рынка живописи ленинградской школы сегодня характерно выжидательное поведение продавцов и коллекционеров, что косвенно говорит в пользу дальнейшего уверенного рост цен на это искусство. Несмотря на появление в последнее время новых перспективных торговых площадок, лучшие и известные работы мастеров ленинградской школы не часто встречаются на рынке, что побуждает инвесторов и коллекционеров обращать внимание на предложения этой живописи за рубежом. Это в свою очередь способствует сближению цен при их заметном общем росте.
Л. Русов. Зоя (фрагмент). 1957
Так в чём же секрет особой привлекательности живописи ленинградской школы в глазах коллекционеров и инвесторов? Думается, прежде всего, в её искреннем, неподдельном интересе к современнику, к его духовным переживаниям и исканиям, в прочной связи с традициями русской художественной школы дореволюционного периода и яркими именами послереволюционной эпохи. Видную роль в формировании школы в 1930-е годы сыграли крупнейшие российские художники и педагоги, в своем большинстве воспитанники Петербургской Академии художеств, ученики И. Е. Репина, П. П. Чистякова, А. И. Куинджи. Среди них И. Бродский, Д. Кардовский, А. Савинов, К. Петров-Водкин, А. Рылов, А. Матвеев, А. Осмеркин, С. Абугов, Е. Лансере, Н. Радлов, К. Юон, П. Наумов, Б. Иогансон, А. Любимов, Р. Френц, Н. Петров, В. Синайский, В. Шухаев, Д. Киплик, Н. Пунин, В. Мешков, М. Бернштейн, Е. Чепцов, И. Билибин, М. Манизер, П. Бучкин, А. Остроумова-Лебедева, А. Карев, Л. Овсянников, И. Степашкин, К. Рудаков и другие.
В послевоенные годы уже их ученики стали хранителями и продолжателями традиций. Это в первую очередь профессора Е. Моисеенко, А. Мыльников, Б. Угаров, Ю. Непринцев, Г. Савинов, П. Белоусов, В. Рейхет, Б. Лавренко, В. Соколов, Б. Корнеев, ряд других известных художников и педагогов, воспитавших несколько поколений художников.
Так в Ленинграде осуществлялась неразрывная связь между русским искусством конца XIX- начала XX века и поколениями художников середины и второй половины XX века: от И. Репина, П. Чистякова, А. Куинджи, В. Маковского через И. Бродского, Д. Кардовского, А. Осмеркина, К. Петрова-Водкина, А. Савинова, А. Любимова, П. Бучкина, М. Платунова и далее через их учеников к художникам второй половины ХХ века. В этой преемственности заключается основной стержень, главная черта, отличающая немногие выдающиеся художественные школы, - передача традиций мастерства непосредственно от учителей к ученикам на протяжении нескольких поколений, в одних стенах, на одном материале.
Здание Академии художеств. Санкт-Петербург
Под ленинградской школой в узком, буквальном смысле понимают ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина (ЛИЖСА) в период с 1932 года и до начала 1990-х годов, его традиции, педагоги, воспитанники и их художественное наследие. В более широком смысле понятие «ленинградская школа» связано, помимо ЛИЖСА имени И. Репина, с целой группой ленинградских высших и средних учебных заведений, а также с Ленинградским Союзом художников с момента его образования в том же 1932 году и до начала 90-х годов. Это позволяет считать представителями ленинградской школы живописи большую группу советских художников-живописцев, сложившуюся в 1930-1950 годы в Ленинграде вокруг реформированной Академии художеств и объединенных Ленинградским Союзом художников (1932-1991).
Её воспитанниками в предвоенные и послевоенные годы стали известные живописцы Е. Моисеенко, Ю. Непринцев, А. Мыльников, А. Лактионов, М. Труфанов, Б. Угаров, Н. Тимков, Е. Антипова, Т. Афонина, З. Аршакуни, Е. Байкова, Н. Баскаков, П. Белоусов, О. Богаевская, Д. Беляев, И. Варичев, А. Васильев, И. Веселкин, Р. Вовкушевский, Э. Выржиковский, Н. Галахов, В. Голубев, И. Годлевский, Е. Горохова, Г. Егошин, О. Еремеев, А. Еремин, В. Загонек, А. Зайцев, М. Зубреева, Л. Кабачек, М. Канеев, М. Козелл, Э. Козлов, М. Козловская, М. Копытцева, Б. Корнеев, Е. Костенко, Я. Крестовский, Л. Кривицкий, Б. Лавренко, А. Левитин, О. Ломакин, А. Мыльников, М. Натаревич, С. Невельштейн, А. Ненартович, Д. Обозненко, В. Овчинников, Л. Орехов, В. Орешников, С. Осипов, Л. Острова, Ю. Павлов, Г. Павловский, Ю. Подляский, Н. Позднеев, А. Пушнин, И. Раздрогин, В. Рейхет, А. Романычев, С. Ротницкий, Л. Русов, Г. Савинов, Ф. Савостьянов, А. Семенов, А. Семенов, И. Серебряный, Е. Скуинь, К. Славин, Ф. Смирнов, А. Соколов, В. Соколов, И. Суворов, Е. Табакова, В. Тетерин, В. Токарев, М. Труфанов, Ю. Тулин, В. Тюленев, Б. Фёдоров, Л. Фокин, П. Фомин, Ю. Хухров, В. Чекалов, Б. Шаманов, А. Шмидт, Н. Штейнмиллер, С. Эпштейн, А. Яковлев и многие другие.
По оценке автора этой статьи, приводимой в книге «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа», представителями ленинградской школы являются около 1200 живописцев[12]. В этом же издании впервые приводится их поименный список, составленный на основе архивных материалов, справочных изданий Ленинградского Союза художников и каталогов выставок за 1930-1990 годы.
А. Самохвалов. Девушка в футболке. 1932
Здесь будет уместен небольшой исторический экскурс, который позволит полнее представить природу и масштаб явления. Как известно, история ленинградской школы живописи охватывает период с 1930-х по начало 1990-х годов. Её формирование происходило в обстановке острой полемики, когда накопившиеся противоречия потребовали своего неизбежного разрешения. Оно стало отражением возобладавших тенденций в развитии советского изобразительного искусства и художественного образования на рубеже 1920-1930 годов. В 1932 году решением правительства Институт пролетарского изобразительного искусства был преобразован в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (с 1944 года - имени И. Репина). Тем самым была подведена черта под 15-летним периодом разрушения художественной школы и непрерывных преобразований крупнейшего художественного учебного заведения страны. В 1934 году институт и Всероссийскую Академию художеств возглавил И. Бродский. В августе 1932 года был образован Ленинградский областной Союз советских художников (ЛОССХ). Его первым Председателем был избран К. Петров-Водкин. Так в Ленинграде возобладала линия на консолидацию и объединение творческих сил в изобразительном искусстве и художественном образовании.
Свою историю имеет и понятие «ленинградская школа живописи». Термин «школа» широко использовался ещё в 1930-е годы ленинградскими педагогами и художниками Д. Кардовским, А. Савиновым, И. Бродским, в том числе в очных и заочных дискуссиях со сторонниками крайне «левых» взглядов по вопросам подготовки и воспитания молодых художников в реформированной Академии. Термины «ленинградская школа» и «московская школа» применительно уже к самостоятельному зрелому творчеству отдельных её представителей и явлениям в целом появляются в литературе в середине 1970-х, а с конца 1980-х годов уже активно использовались в отечественной и зарубежной историографии. Этому способствовали политические и экономические перемены в стране, открывшие возможность обсуждать особенности региональных художественных школ в изобразительном искусстве СССР 1930-1980 годов.
Н. Позднеев. Весенний день. 1959
В зарубежной литературе термин «ленинградская школа» применительно к живописи ХХ века также появился в конце 1980-х в связи с уже упоминавшимися аукционами L’Ecole de Leningrad. В 1994-1997 годах в Петербурге прошли первые выставки произведений художников ленинградской школы 1940-1980 годов из частных собраний. С этого времени термин «ленинградская школа живописи» закрепился в отечественном искусствознании и художественной практике за представительным кругом художников, работавших в Ленинграде в 1930-1980 годы. В 2007 и 2008 годах вышли первые книги, посвященные истории и художественному наследию ленинградской школы живописи: "Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа" С. Иванова и "Ленинградская живописная школа. Соцреализм 1930-1980. Некоторые имена" И. Пышного[13], вступительную статью к которой написали профессора института имени И. Репина Н. Кутейникова и К. Сазонова. В 2011 году увидела свет монография А. Струковой «Ленинградская пейзажная школа. 1930-1940-е годы», в основу которой легла диссертация, защищённая в 2008 году на ту же тему[14].
Возникнув в обстановке острой борьбы мнений по вопросам о путях развития искусства и художественного образования в СССР, ленинградская школа внесла свой неоценимый вклад в восстановление и дальнейшее развитие традиций отечественной художественной школы и реалистической живописи, в формирование эстетических взглядов и духовного мира современных поколений. Её художественное наследие исчисляется сотнями тысяч произведений, тысячами художественных выставок, ставших важными событиями в культурной жизни целой эпохи.
А. Лактионов. Письмо с фронта. 1947
Произведения художников ленинградской школы широко представлены в собраниях крупнейших музеев России, образуя основу фондов отечественной живописи 1930-1980 годов. Среди них такие широко известные произведения, как «Девушка в футболке» и «Метростроевка» А. Самохвалова, «Отдых после боя. Василий Тёркин» Ю. Непринцева, «Письмо с фронта» А. Лактионова, «Горновой» М. Труфанова, «Красные пришли» Е. Моисеенко, «На мирных полях» и «Прощание» А. Мыльникова, «Портрет Е. А. Мравинского» Л. Русова, «Портрет плавильщика завода "Красный выборжец" Ф. Безуглова» И. Серебряного, «Ходоки у Ленина» и «Зимний взят» В. Серова, «Лена. 1912 год» Ю. Тулина, «Ленинградка (В сорок первом)» Б. Угарова и другие.
Художникам ленинградской школы было присуще тяготение к созданию произведений большой общественной значимости, к культуре профессионального мастерства, к типично по-ленинградски изысканной гармонии цветовых отношений и обобщенным живописно-пластическим образам. Её ведущим представителям свойственна высокая художественная культура и то, что, по выражению Н. Пунина, можно назвать "ленинградским ощущением живописи… с каким-то глубоко честным, глубоко чистоплотным отношением к средствам выражения"[15].
В. Тетерин. Айва. 1966
Ленинградскую школу всегда отличало кровное родство с прогрессивными традициями русского искусства и «школы» досоветского периода. Она воспитывалась на лучших образцах отечественной и европейской живописи, на опыте корифеев искусства постреволюционного периода. Отсюда опора на богатейшие собственные источники развития и унаследованные традиции, меньшая подверженность сторонним влияниям.
В части развития живописно-пластического языка и системы образов для ленинградской школы характерна приверженность традиционализму, ориентация на общие для европейского и русского искусства ценности. В проповедуемых художниками идеях добра и гуманизма, в выраженной национальной основе, в высокой культуре и ясности художественного языка эта традиционность их искусства была в высшей степени актуальна, создавая широкий простор для творческих исканий. Но, пожалуй, ещё более востребованными и актуальными эти качества ленинградской живописи представляются для нашего современника.
Другой важной особенностью школы стали определенность профессиональных и нравственных критериев. Наряду с осторожностью по отношению к новациям, ей присуще стремление к органичному соединению достижений разных течений, направлений и стилей при сохранении традиционно русского понимания целей и задач искусства.
В. Овчинников. На Волге. 1975
Поэтому, оказывая большое влияние на остальные художественные центры и изобразительное искусство страны в целом, ленинградская школа и сама с первых шагов питалась традициями и опытом московской и ряда провинциальных школ. У ее истоков стояли саратовцы А. И. Савинов и А. Т. Матвеев, яркий след в ее истории оставили москвичи А. А. Осмеркин и Б. В. Иогансон. Позже влияние "московской школы" было заметно в творчестве художников, связанных многолетней совместной работой и соседством по Академической даче, особенно у Н. Тимкова, М. Копытцевой, Н. Позднеева, В. Токарева, справедливо относимых к числу лучших ленинградских колористов. А культура саратовской школы прослеживалась в творчестве В. И. Овчинникова и Г. А. Савинова, придавая его звучанию эпичность и особые задушевные интонации.
Возвращаясь к основной теме статьи, отметим и такую привлекательную для коллекционеров и инвесторов особенность, как практическое отсутствие на рынке подделок мастеров ленинградской школы. Это даёт покупателю уверенность в подлинности произведения и возможность иметь безупречную историю приобретённой работы. Не менее важно и то, что принадлежность художников к известной живописной школе, их многолетнее тесное творческое общение на выставках, в мастерских, на творческих базах, в пространстве удивительного по красоте города позволяют инвестору составить превосходную коллекцию из произведений разных художников, легко восполняя пробелы и подбирая работы сообразно своим вкусам и предпочтениям. Коллекцию, которая, не повторяя других, оставалась бы уникальной и интересной для широкого круга ценителей живописи.
Открытость современной России, знакомство новых поколений российских коллекционеров, меценатов и инвесторов с современным западным искусством также способствуют росту интереса к наследию живописцев советской эпохи, сумевших пронести в своём творчестве служение высоким духовным идеалам и одновременно стойкое неприятие универсального меркантилизма как конечной цели человечества.
Подтверждением этой тенденции стало возникновение в последние годы в Москве и Санкт-Петербурге крупных частных коллекций советского искусства. Среди них коллекция СДМ-банка, арт-фонд семьи А. Филатова, собрание Института Русского реалистического искусства (ИРРИ) А. Ананьева[16], собрание В. Березовского[17] и другие.
А. Семёнов. Малая Садовая. 1979
Деятельность в этом направлении других известных участников художественного рынка также подтверждает рост интереса к наследию ленинградской школы живописи. В апреле 2013 года в Петербурге прошли первые торги аукциона Арт-Юнион, специализирующегося на живописи художников ленинградской школы. Растущий интерес к их живописному наследию проявляют Российский Аукционный дом[18], СОВКОМ, галерея Л. Шишкина, музейно-выставочный комплекс «Петербургский художник», петербургские галереи «АРКА»[19], «Голубая гостиная», «Русские сезоны» и другие. Крупнейшие мастера ленинградской школы представлены своими работами в постоянной экспозиции крупнейшего частого Музея Русского искусства (TMORA) в Миннеаполисе (США), среди них Н. Баскаков, Н. Тимков, С. Ротницкий, О. Ломакин, В. Токарев и другие[20]. Совсем недавно в Вашингтоне в Центре Русской науки и культуры при участии Джорджтаунского университета прошла выставка советской живописи из частного собрания, на которой экспонировались произведения художников ленинградской школы С. Осипова, Ю. Хухрова, Н. Позднеева, Н. Тимкова, Н. Штейнмиллер, М. Копытцевой, П. Альберти и других. Постоянной стала заинтересованность в работах мастеров ленинградской школы ведущих аукционных домов Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s, Bonhams.
Знаменательно, что именно российские коллекционеры и инвесторы занимают сегодня лидирующие позиции в этом сегменте художественного рынка, как по числу приобретаемых произведений, так и по уровню цен, потеснив на вторые-третьи позиции покупателей из США и Китая. С этим связана ещё одна примечательная особенность современной ситуации: российские коллекционеры всё чаще приобретают на вторичном рынке за рубежом советскую живопись с целью ввоза её в Россию для использования в личных целях и в качестве выгодного инструмента инвестирования. И это при том, что обходятся такие приобретения зачастую дороже, чем покупка работы аналогичного уровня в России. Подобное поведение можно расценивать как уверенность инвестора в том, что рост капитализации произведений искусства в среднесрочной перспективе с лихвой перекроет понесённые дополнительные издержки. Что само по себе является важным сигналом для рынка.
В ряду таких приобретений выделяется недавняя покупка в США арт-фондом семьи А. Филатова картины «Доярки» (1962) известного ленинградского живописца Н. Баскакова. Картина была вывезена в США около 20 лет назад и находилась в частном собрании[21]. По некоторым оценкам, покупка авторской версии одной из лучших работ художника обошлась новому владельцу в сумму от 300 до 500 тыс. долларов, что примерно в 1,5 раза дороже, чем оцениваются такие известные картины Н. Баскакова, как «На русской земле» (1967, собственность А. Ананьева, ИРРИ) и «Ленин в Кремле» (1960, частное собрание).
Н. Баскаков. Ленин в Кремле. 1960.
В связи с приобретением картины учредитель арт-фонда Андрей Филатов заявил: «Николай Баскаков - яркий представитель ленинградской школы советской живописи, однако этот художник был практически неизвестен за пределами СССР до его выставки в Париже в 1989 году. Впоследствии многие из лучших работ живописца были приобретены частными коллекционерами из разных стран и стали недоступны для широкой публики. Я рад, что мы наконец-то можем представить вниманию ценителей искусства по всему миру одну из работ Баскакова»[22].
Учитывая, что Н. Баскаков не самый дорогой представитель ленинградской школы, можно полагать, что рубеж в 300-500 тыс. долларов станет в ближайшее время ориентиром для инвесторов в отношении лучших произведений целой группы художников, включая уже упоминавшихся Н. Тимкова, Е. Моисеенко, А. Самохвалова, Л. Русова, А. Мыльникова, В. Ватенина, Г. Савинова, Я. Крестовского и некоторых других мастеров ленинградской живописи.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Exhibition of modern Soviet Painting. 1976. Gekkoso Gallery. Catalogue. Tokyo, 1976.
2. Exhibition of modern Soviet Painting. 1983. Gekkoso Gallery. Catalogue. Tokyo, 1983.
3. L' Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris, Drouot Richelieu, 16 June 1989.
4. Russian Paintings. 1989 Winter Show. London, Roy Miles Gallery, 1989.
5.
Vern G. Swanson. Soviet Impressionism. Woodbridge, England, Antique Collectors' Club, 1998.6.
Pirra Art Gallery7.
А. Самохвалов. Портрет лётчика. 1933. СОВКОМ, «Триумф соцреализма», октябрь 2008 г.8.
Художник Тимков Николай Ефимович (1912-1993)9. The Seasons of Timkov. Master Russian Impressionist. The Pushkin Collection, 1998.
10. Akademichka. The Academic Dacha through the eyes of Nikolai Timkov. The Pushkin Group and the Timkov Collection, 1999.
11. Russian Fine & Decorative Art. Heritage Auction Galleries. Dallas, Texas, 14 November, 2008.
12. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. С.9.
13. Пышный И. Ленинградская живописная школа. Соцреализм 1930-1980. Некоторые имена. СПб, Коломенская верста, 2008.
14. Струкова А. Ленинградская пейзажная школа. 1930-е-первая половина 1940-х. М., Галарт, 2011.
15. Сурис Б. Николай Фёдорович Лапшин//Страницы памяти. Справочно-мемориальный сборник. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинграда. СПб, 2010. С. 136-139.
16.
Институт Русского реалистического искусства17.
К-Gallery18.
Российский Аукционный дом19.
Арт-галерея АРКА20.
Музей Русского искусства -TMORA21.
Арт-фонд семьи Филатовых приобрёл знаменитую картину «Доярки» кисти Н. Баскакова22. Там же
Постоянная версия статьи:
Инвестиции в советскую живопись. Ленинградская школаСм. также:
Статьи по истории ленинградской школы живописи