Творогов и Дир

Feb 22, 2023 11:46

home [↗]

Вот, слова наши истинны, а их - лживые.
Они ведь ложь рекут, и её и имеют.
(«Велесова Книга»)

В 2004 году в санкт-петербургском филиале издательства «Наука» вышла книга под названием «Что думают ученые о ‛Велесовой книге’» (ВК) [↗] под общей редакцией известного лингвиста О. В. Творогова. В книге О. В. Творогов пишет:

«Весьма странна и хронология ВК. Она противоречит не только данным современной науки, но и принципам средневекового летоисчисления, и элементарной арифметике. Желая потрясти воображение, создатели ВК оперируют, как правило, огромными временными масштабами в 500, 1000, 1300 и 1500 лет (см. дощечки 4б, 5а, 7б, 7в, 7г, 8, 9а, 17а). Причем совершенно непонятна система отсчета лет. Во всех хронологических системах античности и средневековья отсчет времени велся от древнейшего события к последующим: от основания Рима, от первой олимпиады, от «сотворения мира» и т. д. В ВК мы, напротив, находим в основном отсчет от последующего события к предыдущему: «за 1500 лет до Дира», «за 1300 лет до Германариха» и т. д.

Прокомментирую О. В. Творогова одним примером.

Читаем дощечку 5А из ВК:

Вот подробности, как начались мы в округе этой. Скажем так, что лет за тысячу пятьсот до Дира наши Прадеды в Карпатские горы пошли и там поселились, и жили покойно. И роды ведь управлялись сами Родичами Отцами, а старейшина Рода был Щеко из Ириан.

Он ведь учил, что Паркун нам благоволит, потому как мы Его почитали, и такой наша жизнь была лет пятьсот. А там и двинулись мы к восходящему солнцу и к Непре пошли. Та ведь река к морю течет. И к полуночи мы сели на ней и звали Непру препятствием, потому как вожди... И там поселились они и пятьсот лет все сами собой управлялись, и так были Богами хранимы и многими, которых зовут соязычниками. Ильмеров множество было там, огнищан оседлых. И так скот себе водили в степи, да и там так Богами хранимы были. Может, так еще Орей Отец водил их. И денежек и золота много имели, и богато жили мы с вами.

С подробенце се защатi намо [о] тоi околы. Рщемо тако, iжьде ляты до Дiру за тенсенце пенте ста iдоша Прады нашы до гуре Карпанеске а тамо се осэднеща, а жiвя кладно. То бо родi сен правща ся од Оцi Родцi, а старенце Родоу бя Щк[о] одо Iрiан.

Тоi бо уще, [ще] Паркун бо ны сен благоволящен, бо то утщехом сы, а тако сец бящ жiвут пенте ста ляты. А тамо тщехом сен до восхдяцу суне а iдехом до Ньпре. Та бо рiека есе до монрже тецяi. А то полуноце сядще на не, а сен iменова Непре препенте, яко бо вутце … А тамо осендещя [а] пенто сент ляты вще сен правiща сен, а тако Бозема хранiвен одо многiа, рьще соязенце. Iлерув бяща мносте тамо оседiцы огнiщаны. А тако бо скотя сен венденце со ступы, а i тамо тако Бозема сен хранiтi. Можяще так[о] Ор [О]це вiодех не. А пенжiяшет i многа злато [iмяхом ста] а богаце жiвхо ста.

В этой дощечке рассказывается, как Русы за пятьсот лет до Дира или настоящего для автора времени двинулись от Карпатских гор к берегам Днепра.

По ПВЛ Дир жил в 60-х годах IX века. А за пятсот лет до того - 60-е годы IV века (360-370 гг. н.э.).

А так описывает события «Будинский изборник»:


О старейших русских и словенских князьях, которые пришли на Днепр в год 380-й от РХ, при цезаре Феодосии Великом, со своими родами.

Некогда, еще при цезаре Феодосии Великом, пришло от Днестра на Днепр племя русичей, а с ними братья-князья Белояр, Боримир и Святомир, и Радимир, и сестра их Порусия, все они - дети Руса, сына Богумира; и от этих князей начались колена полян и древлян, и вятичей, и радимичей, и бужан…

О кънязЪхъ старЪiшiхъ Рустiiхъ а СловЪнъскiхъ iже прiгрядЪ на Словутiчь въ лЪто 5888 от СМ прi цЪзарi ФЪодосii ВЪлiемъ а съ родомъ своя.

Въ нЪкiя лЪта ешьтЪ прi цЪзарi ФЪодосii ВЪлiемъ прiiдЪ от Данастрi на Словутiчь пълЪмя РусiчЪй А кънязi iхъ адЪлъфii БЪлояръ Борiмiръ а Святомiръ а Радiмiръ а адЪльфiя iхъ же Порусiя iже чада РусовЪ сынЪ БогумiровЪ А от сiхъ кънязi зача колЪна суть полянЪ а дърЪвлянЪ а вятiчЪ а радiмiчЪ а бужанЪ…

До 370 года от РХ племена русичей и словен, жившие на Дунае и Днестре, великие нужды и горести терпели от Рима и от их цезарей Валенты и Феодосия, которые пленных русичей превращали в рабов, и те от жизненных тягот умирали в железных цепях на римских дорогах.

Но в год 370-й от РХ собралось вече и старейшие русичи решили всем родом двинуться к востоку, к Словутичу, и вот поднялись все колена русичей и словен и с детьми и женами, и скарбом, и скотом мелким, и коровами, и конями, и с возами пошли к Словутичу, а воины словенские и русские шли во многих оборонительных отрядах, охраняя обозы от нападения римлян и греков, и так они шли к Днепру.

А когда пересекли Буг в год 377-й от РХ и подошли к реке Равице, умер старейший Рус, младший сын Богумира, и могила его есть до сих пор на берегу Равы-реки.

После смерти Руса вождем стал Белояр, первенец Руса и внук Богумира, и пошли эти племена и весь народ к Днепру, на восток, и в год 381-й от РХ пришли к лесу Оковскому, и древляне с Боримиром там осели, Святомир же с вятичами пошел за Днепр на восток, а Радимир с радимичами - за Днепр к северу» [вятичи < Вятко < *Святко < Святомир, радимичи < Радимир].


Старший Белояр родил Орея и Кышека и Твердислава и на берегу Днепра, у переправы, начал строить малый городок и нарек его Белояров брод, но потом назвали его Белоброд, и дани и плату брали, и поставили нa перевозе охрану сильную и башни возвели из тяжелых камней…, а чужим людям давали ладьи для переправы за немалую плату, и питье и еду, и пищу тоже давали за плату; …после смерти Белояра первенец его Орей и внук Лаврикий начали строить дома на холмах, и этим городок разросся, а у переправы возчики правила установили, и стены вокруг города построили, и так было при Орее…После смерти Орея дети его младшие Пашек и Гороват и роды их ушли за горы Карпатские и Угорские, к родственникам, это племена чехов и хорватов, и живут они там и поныне…

СтарЪйшiй БЪлояръ родi ОрЪя а КышЪка а ТвЪрдъслава А оу СловутiчЪ на бърЪзЪхъ аже оу ПьрЪвозi зача зiжьдатi гърадъкъ малый А наречЪ яко БЪлояръвъ Бъродъ аць послЪжьдЪ БЪлобъродъ А данi а мъзъды възiмаа а оуставi на ПьрЪвозi коустодiе кърЪпъкоЪ а заборолы сътворi iзъ камЪнiевъ тюжькъ… а чадi чюжiмъ ладii въдаяху на ПьрЪвозi а за мъзъды не малыя а пiтiЪ а ядiЪ а сънЪдi такожьдЪ вiру iмутъ… По оуспЪнiю же Белояра съварахъ Ъго ОрЪй а вънучЪ Лаурыкiй поча зiжъдатi домы на верЪтiяхъ А сЪмъ гърадъ разъдъбрЪ а оу ПьрЪвозi вожанЪ дъля кiнЪсь оуставi а гъродънiцЪ въкроугъ гърада зiжьдатi А тако бысть прi ОрЪЪ… По оуспЪнiю же ОрЪЪву чада Ъго мЪзiнi ПашЪкъ а Гъроватъ а роды iхъ оушЪдъ за цЪпi КаръпЪнътскыя а Оугоръскыя къ блiжiкъмъ Сь плЪмЪнъ въ ЧЪхы а ХъръватЪ А сущЪ тамо додънЪсь а прозваша ся яко ЧЪхы а ХъръватЪ въ прЪдЪлахъ сiхъ…

⇨ В византийской хронике Псевдо-Симеона (последняя треть X века) говорится, что:

«Росы, или еще дромиты, получили своё имя от некоего могущественного Роса, после того как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними. Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться.»

⇨ В «Степенной книге» (XVI в.) указывается, что император Феодосий Великий (379-395 г. н. э.), «друг готов», воевал с русами: «Ещё же древле и царь Феодосий Великий имеяше брань с русскими вой, его же укрепи молитвой великий старецъ Египтянин именемъ Иванъ Пустынникъ».

⇨ Арабский историк Табари под событиями, относящимися к 642-3 гг., помещает следующее сообщение (приводимое в персидском переводе Белами): когда авангард арабской армии подошёл к Дербенту, правитель Дербента Шахриар заявил: «Я оказался между двумя врагами - хазарами и Русью, последние - враги всему миру и никто не может с ними воевать. Поэтому вместо того, чтобы брать с нас дань, поручи лучше нам воевать с ними».

⇨ В той же «Степенной книге» есть место, упоминающее о тех же событиях, что и сообщение Табари: «Последи же и при Ираклии цари ходиша Русь на царя Хоздроя Персьского».

⇨ «Будинский изборник»: «После кончины Свентояра пришел в Киев на княжение от веча, от полян, князь Комонебранец, который много воевал с персидским царем Хоздроем и вошел в город его Дербент, что на Каспийском море, и это было в год 628-й от РХ, еще до княжения его в Киеве, и был он великим князем киевским до своей кончины в 656 году от РХ...»

⇨ «Велесова книга»: «И после того в свое время были семьдесят князей наших, такие как Мезислав, Боруслав и Комонебранец, и Горислав. И так избираемы были и иные вечем, и отставляемы вечем, если люди не хотели их. Вот, эти князья весьма труждались. И Кышек был велик и мудр. И он умер, и после него были иные, и каждый делал что-то доброе для Русов».

⇨ Германская «Сага о Тидреке» описывает события V века н.э. И там тоже встречаются русские люди (Rúzimönnum), Русская земля (Rúziland), Хольмгард (Великий Новгород), Смоленск, Полоцк, Страна вильцов.

22. Vilkinus skattgildir Hertnið konung.

En er Vilkinus konungr hefir stýrt þessu ríki um stund, þá býr hann her sinn ok ríðr með ótal riddara ok annarra hermanna út í Púlínaland ok á þar margar orrostur ok stórar bæði. Þar kemr í gegn honum Hertnið konungr, er í þann tíma stýrði Rúzilandi ok mikit af Grikklandi ok Ungeralandi, ok náliga allt Austrríki hefir hann undir sér ok hans bróðir, Hirðir. Þeir eigu margar orrostur ok stórar. Vilkinus konungr fær jafnan sigr við Rúzinamenn, ok allt eyðir hann Púlinaland, ok allt eyðir hann út til hafs öll þjóðlönd, ok þar eftir flytr hann her sinn upp í Rúziland ok vinnr þar margar stórar borgir, Smálenzkju ok Palteskju. Ok áðr létti, ríðr hann inn í Hólmgarð, er höfuðstaðr er fyrir borgum Hertniðs konungs. Þar var mikill bardagi, áðr Hertnið kæmi á flótta. Þar fell hans bróðir, Hirðir, ok mikill herr af Rúzimönnum, ok fjöldi manns var tekinn ok haldit til lausnar, ok þar tók Vilkinus konungr svá mikit gull ok silfr ok margs konar gersimar, at aldrigi fyrr hafði hann slíkan sigr fengit, síðan er hann herjaði fyrsta sinni.

Nokkurri stundu síðar sættast þeir konungarnir með því móti, at Hertnið konungr skal hafa sjálfr sitt ríki, en gjalda skal hann skatt Vilkinó konungi, svá vítt sem hans land er. Við þetta staðnar her Vilkinamanna í Rúzilandi, ok ferr Vilkinus konungr heim í Vilkinaland [↗].

Гл. 22. После того как конунг Вилькин некоторое время правил этим царством, он снарядил свое войско и пошел с несчетным множеством рыцарей и других военных людей на Польшу (Pulinaland, M¹: пошел на Pulaernaland, что находится рядом с царством конунга Гертнита), и были у него там многие и великие битвы. Тогда вышел против него Гертнит конунг, правивший в то время Русью (M¹: Ruzcialande i Austrriki) и большой частью Греции и Венгрии (Земли гуннов), почти все восточное царство было под властью его (M¹: и он завладел всеми царствами на восток до моря и многим на восток от него) и его брата Гирдира. Было у них много больших битв. Конунг Вилькин всегда побеждал русских, опустошил Польшу и все царства (þioðlaend) до моря (M¹: опустошил все их земли, которыми завладел и все малые страны - smalond - повоевал и опустошил; AB: Sialand и все области до моря), а после того повел свое войско на Русь и завладел там многими большими городами, Смоленском и Полоцком (Smalenzkiu ос Pallteskiu; M¹: Smalisku, Kiu ok Palltæskiu; A: Smalencium), и не прежде оставил (дело), как въехал в Гольмгард, что был главным над городами конунга Гертнита. Там была большая битва, прежде чем Гертнит обратился в бегство: там пал брат его Гирдир и большое войско русских, множество людей, было полонено и содержалось для выкупа; конунг Вилькин добыл там так много золота и серебра и разных драгоценностей, что никогда еще яе доставалась ему такая победа с тех пор, как он впервые стал воевать. Некоторое время спустя конунги согласились на том, что конунг Гертнит удержит за собой свое царство и станет платить конунгу Вилькину дань со всей своей земли. После того войско вилькинов осталось (Við petta staðnar) на Руси, а конунг Вилькин отправился восвояси в страну Вилькинланд (M¹ вместо того: конунг Вилькин пошел по всей Руси, знакомился с страной, брал дань и все подчинял себе) [↗].

Ну и кто же прав?

О. В. Творогов или создатели Велесовой и Степенной книг, Будинского изборника, греческие, германские и арабские писатели?

Кому вы больше доверитесь?

Авторам прежних эпох или современному лингвисту, который об истории имел самые общие представления на уровне средней школы?

Когда же закончится эта конспирологическая эпоха? Когда же наша наука перестанет существовать в конспирологическом дурмане и отрицать неоспоримые свидетельства, называя белое чёрным и наоборот?

© TrueView
Previous post Next post
Up