Баскский язык оказался «за бортом» научной классификации. Ни одна «семья» языков не чувствует явного родства с ним. Были, правда, попытки сблизить его с языками Кавказа. Особенно старались это сделать грузины, опираясь на мнение опального академитка Н.Я.Марра и на созвучие двух иберий, грузинской и испанской. Помню, как читал статью в журнале «Наука и жизнь», где баскский язык буквально за волосы подтаскивали к грузинскому. Примеры сходства были жалкие, немногочисленные, а потому и неубедительные. Но вот попалась статья, где баскские слова сравниваются со славянскими. Примеров - масса. Если отобрать среди них баскские слова, созвучные с русскими, то баскский язык можно породнить с русским. Взять только словенские слова, схожие с баскскими - и можно не без оснований утверждать о «родстве» баскского со словенским.
Можно пойти иным путём и набрать десятки примеров созвучий между баскскими и английскими или арабскими словами.
Напрашивается единственно верный вывод: каждый язык чем-то похож на другой язык. Ну, а классификация языков - это теория, попытка разложить языки по полочкам, если не сказать «по гробам».
У басков мало шансов сохранить свой язык в испаноязычном окружении и при наличии дробления на отдельные говоры. А, ведь, язык - это не только средство общения, но и хранилище многовекового опыта многих поколений. Каждый язык достоин самого внимательного исследования.
Число языков на планете сокращается. Когда-то человечество изъяснялось на едином для всех природном языке взглядов, телодвижений и выкриков. Постепенно человек сам усложнял свою жизнь тысячами мелочей и пустяков, называя это словом «прогресс». Теперь наступает эра упрощения. «Время разбрасывать камни и время их собирать». Пусть не завтра, но довольно скоро, через несколько поколений, на Земле останется только один язык и одно наречие - англокитайское. За бортом окажутся и все знаменитейшие и красивейшие языки: французский, немецкий, арабский, турецкий… Среди погрузившихся в пучину исторических волн окажется и русский.