Горе от ума. Читаем заново 6. Чацкий

Mar 01, 2011 21:38

Классическое противоречие - тупое и заскорузлое фамусовское общество и очень умный  Чацкий. Так в школе учили.  А вот, наше все считал иначе. Совершенно иначе. И я, почему-то, с ним согласен :

«…A propos. Читал я Чацкого - много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий СОВСЕМ НЕ УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК - но Грибоедов очень умен…». (108. П. А. ВЯЗЕМСКОМУ. 28 января 1825 г. Из Тригорского в Москву.)

«…Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его - характеры и резкая картина нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начертана не ясно: не то - - - - -, не то московская кузина. Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него и труса? старая пружина, но штатский трус в большом свете между Чацким и Скалозубом мог быть очень забавен. Les propos de bal {См. перевод}, сплетни, рассказ Репетилова о клобе, Загорецкий, всеми отъявленный и везде принятый, - вот черты истинно комического гения.- Теперь вопрос. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: ГРИБОЕДОВ. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому под.* Кстати что такое Репетилов? в нем 2, 3, 10 характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не мерзостях. Это смирение черезвычайно ново на театре, хоть кому из нас не случалось конфузиться, слушая ему подобных кающихся? - Между мастерскими чертами этой прелестной комедии - недоверчивость Чацкого в любви Софии к Молчалину прелестна! - и как натурально! Вот на чем должна была вертеться вся комедия, но Грибоедов видно не захотел - его воля. О стихах я не говорю: половина - должны войти в пословицу….». (109. А. А. БЕСТУЖЕВУ. Конец января 1825 г. Из Михайловского в Петербург.)

pushkin.niv.ru/pushkin/pisma/109.htm

литературоведение, Горе от ума, комиссия по борьбе с лженаукой, ленгвизд

Previous post Next post
Up