Нас с детства учили, что есть беднее нас, они где-то там великие русские писатели, снимавшие углы в питерских и московских коммуналках, собирались в 19м веке и вскладчину издавали самодельные литературные журналы. Я хорошо помню, например, фотографии первых страниц журналов типа "северная пчела" в школьном учебнике литературы и каких-то научно-популярных изданиях.
Был я недавно в Пушкинском музее. Видел там этот ваш самиздатовский литературный журнал "северная пчела". Ну, чё вам сказать... Кирпич размером покрупнее тома "советской энциклопедии" достаточно мелким шрифтом в твердом переплёте. Страниц никак не меньше пятисот. Сейчас таких журналов не делают. По крайней мере, если понимать журнал, как ежемесячное, ежеквартальное или, хотя-бы, ежегодное периодическое издание. Наши современные журналы даже в лучшие годы были явно поскромнее объёмом. Нет, я могу себе представить десяток энтузиастов, которые за месяц - другой напряженной работы набили на ноутбуках несколько сот страниц текста и отправили его на принтер, но, журнал "северная пчела" набирался по несколько другой технологии. Там наборщики реально каждую букву брали в специальных ящичках и крепили в специальные рамки. Сколько человеко-дней уходило на набор одной страницы, я даже представить себе не могу, но, в целом, цена такого издания должна быть запредельной. Могли себе позволить писатели, жившие на съемных квартирах, оплатить такое издание из своего кармана? Могли, но, только в одном случае: если у этих писателей денег было как у дурака махорки.
Это к вопросу независимости и объективности неофициальной литературы если что.
фото 1. Здесь (весь первый этаж и весь подвал) на съёмной квартире на Мойке, в пяти минутах ходьбы от Эрмитажа, когда-то жило Наше Всё. Фото журнала "северная пчела", к сожалению, не удалось, потому, что эти издания лежат под стеклом, которое бликует, но, тысячи фотографий есть в интернете и их можно без труда найти.