Аутлуков с правнуком сидели на высокой скале и кидали в Ангару сосновые шишки.
- Дед, а вот эта труба, она в Москву идет? - спросил вдруг внук, указывая на повисшую над рекой конструкцию.
- В Москву, - кивнул Аутлуков. - Ну, не напрямую, конечно, в Москву... Сначала наша труба соединяется с другой трубой, более толстой, потом та труба впадает в ещё более толстую, потом ещё и, в конце концов, огромная труба, в три обхвата приходит в Москву. И, вот, по вот той трубе уже в Москву и приходит газ со всей страны.
- А зачем Москве столько газа?
- Ну, как зачем?! Из этого газа химики делают шелк для парашютов, порох, бензин. Этот газ горит в котельных, этим газом греют и режут металл на заводах. Наш газ горит в турбинах электростанций, которые вырабатывают электроток для заводов и фабрик.
Внук помолчал, а, затем снова подал голос:
- Деда, а Москва большая?
- Огромная!
- Больше Агаповки?
- Много больше! В сто раз, если не больше. Вот, пойдем завтра в библиотеку, возьмем у тёти Маши книг и я тебе про Москву почитаю. Про трамваи, про метро, про заводы...
- Дед, а ты Москву видел?
Аутлуков набил самокрутку и чиркнул блестящим камнем о напильник.
- Видел. Логда я был такой как ты, нам её в клубе часто показывали. На стене висела огромная простыня и, вот, на ней показывали фильмы про Москву.
- А почему нам не показывают?
- Вам? - Аутлуков затянулся и закашлял. - Вам, Вовка, её не показывают потому, что, целулоид на кинопленках высох и осыпался. А потом и лампа в киноаппарате перегорела. Её потом починили, но, показывать уже нечего. Но, книг много и я тебе почитаю.
- А почему из Москвы новых плёнок не пришлют?
- Эх, - вздохнул Аутлуков. - В сорок втором же фашистские диверсанты мост через Ангару взорвали, вот, теперь мы в Москву попасть и не можем.
- А почему новый не построили? Вон, через Гумбейку же построили.
- Гумбейка поменьше. К тому-же, у Ангары западный берег видишь, какой высокий?! Когда старый мост строили, его с того берега надвигали, а с этого - никак. Даже просто подняться на тот берег с лодки невозможно.
- А пытались?
- Пытались. Много раз.
- И ты?
- И я.
Малыш с уважением посмотрел на деда.
- А если вдоль Ангары идти - наверняка ж какой-то мост в Москву есть?
- Невозможно. Ходили. Много раз ходили. И вверх по течению и вниз... Сотни километров тайги и непролазные болота. Остается только ждать помощи с Большой земли. Вот, построят мост, тогда и телеграф у нас будет и радио и новые журналы в библиотеку.
- И плёнки про Москву?
- И плёнки про Москву.
- Дедушка, а когда нам мост построят?
- Ну, сейчас советскому народу не до нашего моста. Вот, победит советский народ фашистов, тогда и за восстановление мостов примется.
- И наш восстановят?
- И наш.
- А если не победит?
- Победит! Обязательно победит.
- А если про нас забудут? Столько лет прошло.
- Не забудут! После победы сталинские соколы полетят вдоль каждой трубы и найдут самые отдалённые посёлки в Сибири. И каждому гражданину, внёсшему вклад в победу советского народа над фашизмом, вручат медаль.
- Сталин вручит?
- Сталин вряд-ли.
- А почему?
- Сталин старенький уже. Думаю, ему сейчас уже лет двести. Кто-нибудь другой вручит.
- Эх, скорее бы советский народ уже победил.
- Победит, Вовка, обязательно победит!
-------------------------------------------------------------
ЗЫ.
Сюжет потырен у камрада
maystre