Читаю тут всякие книжки про войны Роз. Смена власти после смерти короля Эдуарда была обставлена весьма примечательным образом.
Они в Англии и в 15 веке очень любили заседать и обсуждать всё в дискуссиях: это ж вам не феодальная Япония какая-нибудь. И вот заседали как-то с утра Лорд Протектор (Ричард), доктор Мортон, Стэнли, Уильям Гастингс и ещё какие-то мужи. Лорд Протектор попросил послать в сад доктора Мортона за земляникой (или это был ранний вид культивированной клубники уже?) для него и вышел. Но вышел он только для виду, он уже замыслил к тому моменту план.
Многие историки сомневаются в том, что верный стронник покойного Эдуарда Гастингс и все остальные, кроме Вудвилла, плели в той политической ситуации тайный заговор против Лорда Протектора, просто авторитетный Гастингс уж очень Ричарду мешался. Говорят также, что Ричард не был в реальности каким-то шекспировским явным горбуном, в гоуне его искривление спины вообще даже и не заметно было.
Примерно в 10.30 Лорд Протектор вернулся к заседающим.
С ним были мен-эт-армсы, и он с ходу обвинил присутствущих в измене. Он также обвинил не бывшую на заседании вдовстующую королеву Элизабет Вудвилл (а в некоторых версиях еще и многолетнюю пассию покойного короля Джейн Шор заодно) в колдовстве против него. :)
Надо сказать, что простые люди в 15 веке в колдовство верили, так, народная молва приписывала Элизабет Вудвилл (Грей), вдове рыцаря с двумя детьми, старше Эдуарда на 4 года, на которой вдруг женился этот завидный монарший жених, колдовские чары. На самом же деле Элизабет была красивой женщиной, "даже несмотря на моду высоко выбривать лоб", а Эдуард всю жизнь питал слабость к женскому полу. Он угрожал Элизабет, но она не согласилась на связь, сказав, что, возможно, и была недостойна стать женой рыцаря, но всё равно еще слишком хороша для того, чтобы стать наложницей короля. Вот он и женился, при этом жадное семейство Вудвилл не пользовалось популярностью.
В портретной галерее знатных средневековых уродок Элизабет и впрямь смотрится красивой, в том числе и по нынешним меркам.
Также простые люди вполне могли верить в то, что король Эдуард при помощи колдовских трюков напустил в битве при Барнете туман на поле. Но образованные и знатные люди в 15 веке уже мало покупались на это. Некий родственничек короля, человек нервный, всё время твердил о том, что Эдуард якобы напущает на него колдовство - и в результате сам просыл неадекватным. В народе лунатики и душевнобольные считались одержимими дьяволом, а граф Оксфорд повелевал заботиться о таких людях если они заболевали в его окружении, и т. д. Этим ситуация отличается от 16 века, когда оборонительная реакция церкви всколыхнула веру в колдоство, идеологичность, интерес к тому, что у людей в головах, и преследованиям за это. С этой точки зрения 15 век предстает замечательно безыдейным.
И вот Лорд Протектор произносит свои нелепые обвинения в колдовстве, служившие политическим прикрытием, и для пущей убедительности якобы закатывает левый рукав, чтобы показать присутствующим больную руку, дескать, поглядите, что эти колдуньи со мной сделали. Блин, ну что за дешёвая политическая мелодрама! Интересно, что на нём было надето в тот момент? Либо это был балахон, как у учёных, и его рукав легко закатать, либо под гоуном должен был бы быть очень узкий рукав дублета, но тогда Ричард, стало быть, заранее расшнуровал его для своего политического шоу. Думаю, у присутствующих челюсти поотвисали, но не потому, что они верили в колдовство, а потому что они поняли, к чему он клонит.
Затем мэн-эт-армс ударил Стэнли до крови, и, вроде это... с Вудвиллом тоже что-то сделали (перепроверила, Вудвилла там не было, брата королевы немного раньше вывели из политики), а Лорд Протектор крикнул в лицо Гастингсу "Ты, изменник!". Именно старинное "ты" в оригинале, так тогда обращались либо к сильно нижестоящим, либо к комрадам и хорошим знакомцам (в данном случае - последнее). Гастингс в изумлении пробормотал "Я?", а Лорд Протектор продолжил называть его изменником. Он сказал, что не станет обедать, пока Гастингса не прикончат. При этом они знали друг друга много лет, сражаясь на одной стороне за йоркистов, и даже в этой сцене перед расправой Лорд Протектор продолжал машинально называть его по имени (Уильям). Гастингса вывели во двор и убили (а в других местах написано, что Гастингса казнили неделю спустя). К сожалению, не известно, ел ли затем Ричард клубнику.
Король Генрих № 8 Тюдор в XVI веке, таким образом, не делал ничего необычного, что бы другие до него не делали, разве что он стал посылать на казнь ещё и знатных женщин. А так вся война Роз при дворе - казни вчерашних соратников и убийства членов семьи. Чуть что могли посадить соратника или родственника в Тауэр. Затем могли выпустить через несколько дней и помириться, или казнить, как уж повезёт.
Ричард повёл массированную пропаганду против предыдущего правителя. Он объявил брак Эдуарда незаконным, так как тот-де был связан предыдущими обязательствами помолвки. Формальный и надуманный повод для пересмотра политической ситауции либо и вправду было глупое тайное венчание, но этот трюк - чуть что пересматривать брак и объявлять его незаконным, если надо - Генрих № 8 тоже перенял у предшественников. Вопрос, который был на самом деле в ведении церкви, преспокойно решил парламент, и потомки Эдуарда стали на тот момент считаться бастардами.
Этим Ричард не ограничился, он решил развенчать предыдущий режим с моральной точки зрения (хотя последние годы правления Эдуарда, несмотря на тайные ланкастерские шебуршения, были периодом стабильности с подъемом в экономике), и выбрал для этого методу, так и не прижившуюся в итоге в Европе, где то и дело плодили бастардов или заводили романы, но которая зато пришлась очень по вкусу в политической жизни современной нам Америке с её корнями пуританизма: связи покойного короля стали подаваться как сексуальный скандал. В тюрьму отправили его любовницу Джейн Шор, очень богатую горожанку - дочь торговца сукном и другим товаром, который одно время являлся олдерменом, она была дааааавно как разведена, но, чтобы до простого народа дошло, её в пропаганде всё время называли "шорова жена". Джейн описывают как весёлую женщину с хорошим характером. Будучи дочерью элитного суконщика, одевалась она хорошо. После смерти Эдуарда из-за неё соперничали Гастингс и маркиз Дорсет, но досталась она Гастингсу. Эти связи, не факт, что вообще по её желанию и выбору, и дали материал для пропаганды.
В спичах и прокламациях подчеркивалось, что король при жизни путался с шоровой женой, и угрожал добродетели многих других жён и девиц Англии (это было правдой), и женился-то он незаконно, и вообще развратник был, и всё это было призвано дискредитировать период правления Эдуарда.
При аресте Джейн Шор производивший арест забрал всё ценное из её дома, что было немалым преимуществом для исполнителей в период войн Роз, а затем всю её оставшуюся собственность конфисковали. Джейн обвиняли в колдовстве против короля, но дело происходило не в провинции, а в Лондоне, и такое мутное обвинение как-то не очень реально было доказать юридически. Поэтому в итоге её провели с позором по улицам и отпустили потом... Позже она вышла замуж за королевского клерка и юриста, "опутав его" настолько, что тот не захотел одуматься.
Дело с шоровой женой не было единственным сексуальным скандалом, Ричард обвинял в безнравственности и других, а прокламация против маркиза Дорсета и вовсе не содержит почти ничего, кроме перечисления обвинений в распутных связях. Думаю, что народ Англии немало развлёкся ото всей этой "пропаганды". Пикантности такого рода разоблачениям политических противников добавлял тот факт, что сам Ричард произвёл на свет двоих или троих бастардов. Политическая риторика того времени несколько неожиданна, так как она не слишком феодальна, несмотря на все дежурные излияния о верности и лояльности: например, Генрих Тюдор в письмах-воззваниях в адрес своих потенциальных сторонников по другую сторону пролива, называл Ричарда "тираном", словно Тюдор был античный трибун какой-нибудь демократический, и все они понимали эту риторику.
После устранения Вудвилла, Гастингса и других Лорд Протектор некоторое время ещё поломал комедию с протекторством, но затем короновался. Его поклонники, впрочем, считают, что Ричарду лишь пришлось принять правление. Доктор Мортон, Стэнли и магнаты, признавшие его власть, вскоре получили прощение, семье Гастингсов многое вернули, так как мешал лишь авторитетный соратник покойного короля. Либо он действительно был заговорщиком. А мальчиков-наследников Эдуарда, как известно, у королевы забрали (кстати, за "колдовство" ей ничего не было), и они бесследно сгинули в темницах Тауэра. Историческая легенда гласит, что их придушили ночью перинами и подушками, а затем сожгли или зарыли на территории Тауэра.
Ричард Третий не стал популярным, он не смог предъявить живых принцев, что лишь укрепяло слухи о чудовищном злодеянии, и ни одна династия в эпоху войн Роз не могла чувствовать себя спокойно, даже Тюдоры позже не успокоились, пока всех Платогенетов и самозванцев не истребили. Поэтому он попытался стать хорошим администратором и справедливым - когда речь не шла о политических расправах c единичными людьми - правителем. В 1484 году он ввёл закон, запрещавший конфисковать имущество у арестованных до момента признания их виновными, и что-то ещё такое делал, но про это слишком нудно читать. Это всё не помогло ему, сын умер, жена умерла, многие хотели ему отомстить, он всех справедливо подозревал, и Стэнли он подозревал всю дорогу тоже, никакой неожиданности в его предательстве для Ричарда не было, так как одного из сыновей Стэнли он держал в заложниках, и тот пытался бежать накануне изменившей историю династий битвы, в общем, сплошные неприятности.
Ричард Третий, похоже, имеет сходство с Борисом Годуновым - администратор с потенциалом, чей сомнительный способ прихода к власти в глазах современников так и не позволил стать ему бесспорным и полностью легитимным правителем.
Вот ещё один взгляд на него, от поклонников:
http://www.abhoc.com/arc_vr/2000_07/53/ UPD: Фактологические детали взяты из книги Десмонда Сьюарда.