Ноам, а вслед за ним и Аяна, продолжают исследовать тему Б-га.
Раньше как это воспринмалось? Б-г - что-то невидимое, вездесущее, и которое что-то (если не все?!) сделал и продолжает делать. Ну, в смысле: "А кто эту штуку разбил? - Б-г разбил." Что-то, на кого (что?) можно списать дела, никем не замеченные или не увиденные.
Недавно Ноам, сидя за ужином, о чем-то долго и усиленно думал. А потом выдал:
- Мама, ты знаешь, вообще-то, для того, чтобы люди верили в Б-га, надо, чтобы Б-г сначала поверил в людей!
Ну, вообще, думаю, надо же до такого додуматься! Поговорили снова про библейскую историю сотворения мира, про то, что, возможно, Б-г сразу изначально в человека поверил. Иначе вряд ли бы создал...А потом как-то вспомнила, что в школе они как раз изучали историю Авраама...Надо будет еще порасспросить.
Вообще, тема такая глубокая для обсуждения: если Б-г все создал, создал человека, то он же и отвечает за все? За все дела? Или мы отвечаем за свои дела?
Иерусалим - такое место, где атеистом быть трудно. Даже если вести абсолютно светский образ жизни, все время сталкиваешься с людьми, которые живут по-другому. И я имею в виду не только религиозных евреев. Недалеко от нас, в Эйн Кереме, штук 5 монастырей, и мы постоянно видим монахов и монашек в транспорте...И религиозных мусульман, которые очень похоже одеваются (на взгляд Ноама, по крайней мере).
Недавно прихожу вечером домой, а семья уже сидит ужинает. Аяна в нарядном платье, вся в заколочках и при бусах, оборачивается ко мне и, сияя глазами, выпаливает:
- Мама, я - монашка!
Я опешила. Говорю, что монашки так ярко и красиво не одеваются, они стараются наоборот, не обращать на себя внимания, ходят в скромной одежде.
- Нет, но это Ноам сказал. Мы играем в монахов.
Ноам, в свою очередь:
- Ну почему, я вот например видел монашку в такой белой прозрачной (??) нарядной юбке. Ну, такой юбке, которая выглядывает из-под темной длинной накидки. А вообще, монахи ходят в капюшонах, чтобы их лица не было видно. Мама, а как же тогда их Б-г видит, под капюшоном?
Продолжают игру, ходят парой в разные уголки дома и раскачиваются (молятся). Спрашиваю, как же они молятся, что они произносят в молитве?
Аяна, моментально:
- Я хочу...
Я вспоминаю, что мы как-то говорили, что сначала надо бы благодарить?
Ноам, заунывно:
- Б-г, спасибо тебе, что ты нас создал, спасибо, что создал наш мир, нашу Вселенную...
Недавно были в гостях у наших религиозных друзей, и там видели у девочек-ровесниц наших детей молитву над кроватью. Просьба простить всех тех, кто обидел нас сегодня и причинил неприятности и страдания. Поговорили об этом, теперь каждый раз вспоминаем в ситуации, когда один у другого просит прощения, а обиженный не хочет прощать.
Вообще, иногда во время укладывания, между ванной и колыбельной, стали говорить и обсуждать прошедший день, вспоминать хорошее. Ноам придумал сам "молиться". Спрашиваю его, о чем он молится, о чем благодарит, о чем просит. Спасибо, говорит, что я сегодня никому ничего плохого не сделал. А Аяна, вслед за ним: "Спасибо, что мне сегодня никто ничего плохого не сделал".
Такой вот разговор.