«Там, где закат» - Северная Африка: Марокко, Апрель 2017

Feb 22, 2021 22:38

После заснеженного Иерусалима возвращаемся в теплое и солнечное Марокко.

День 10-й: 16-04-2017 (воскресенье). Эс-Сувейра (Эсауира)
1-й день: Тель-Авив - Стамбул - Касабланка - Рабат
2-й день: Рабат - Мекнес - Волюбилис
3-й день: Фес
4-й день: Ифран - Оазис Тафилалет - дюны Мерзуга - Эрфуд
5-й день: Эрфуд
6-й день: На джипах по Атласским горам
7-й день: Уарзазат - Айт-Бен Хадду - Марракеш.
8-й день: Марракеш
9-й день: Поездка три долины (долина Урика)
10-й день: Эс-Сувейра (Эсауира)
11-й день: Сафи - Эль-Джадида - Касабланка
12-й день: Касабланка - Стамбул - Тель-Авив

«Пускай я никогда не встречал в Африке рассвет»,
                                                                              поют Ленин и Сюткин,
«Но зато увидел я "на деревьях коз "».
                                                                            поют Ленин и Ленчик

После завтрака выезжаем в Эс-Сувейру - город на берегу Атлантического океана.
По дороге заезжаем в кооператив, где нам расскажут и покажут процесс получения аргАнового масла (argan oil) из плодов дерева аргания. Первичная стадия процесса превращения плодов в масло - это процесс ферментации плодов в пищеварительном тракте коз, которые очень любят плоды арганового дерева, похожие на оливки или желуди.

Козы взбираются на невысокие аргановые деревья и поедают плоды. Ягоды проходят через пищеварительный тракт, подвергаются первичной ферментации (перевариванию) и выходят с фекалиями. Когда фекалии высыхают на солнце, из них выбирают косточки.

Ленин: вот этот процесс нам не показали.
«Дурят нашего брата»(с)
Косточки подвергаются последующей обработке - отжиму масла на ручном прессе.

Для производства 1 литра косметического масла нужно 40 кг. плодов, что равняется урожаю 6-7 деревьев.

А для производства 1 кг. пищевого масла нужно 60 кг. плодов.

На мой взгляд очень тяжелая и утомительная работа.
Ленин: для коз?
Оказалось, что есть аргановое масло и для приготовления салатов. Масло очень полезно и широко используется и в косметике, и для еды. Купили баночку масла для салата. А еще купили марокканскую «Нутеллу» - смесь миндальной пасты, меда из цветков арганового дерева и кулинарного аргановое масло. Очень вкусно.

Интересный парадокс: аргановое масло и косметику на его основе лучше покупать в определенным магазине в Марракеше, а не там, где его производят. А масло для салатов как раз стоит покупать в местах производства.
После первого кооператива, заезжаем во второй, где можно покупать и косметику. Но я там ничего не покупала, так что воспоминаний не сохранилось. Кроме фотки сторожевых собак, возлежавших на крышах.

Аргановые деревья растут около города Агадира, но до него наш маршрут не доходил и никак не получалось, что мы сможем к нему приблизиться, чтобы посмотреть на это чудо - коз, лазающих по деревьям. Как это и не было трудно, но пришлось с этим смириться,
По дороге проезжаем рощи арагановых деревьев и вдруг… деревья с козами!

Лиза сказала, что здесь никак нельзя остановиться. Мы завыли, заголосили. Оказалось - это просто гидовский трюк. Еще как можно и дажу нужно останавливаться. Пастухи специально пригоняют коз пастись в  рощи, которые проходят мимо туристических трасс, чтобы зарабатывать на туристах.

Фотки коз можно сделать только за деньги.

У них там уже разработанная методика. Один пастух берет деньги, отходит, ты начинаешь фоткать, а тут подходит другой пастух и снова требует деньги. Но они не знали, что это была израильская группа. И мы от повторных поборов отбились.

Однако, желающие сфоткаться с маленьким козленком на руках, должны были платить дополнительно. А он такой мягкий, теплый и пушистый.

К обеду приезжаем в Эс-Сувейру (Эсауиру) (Essaouira) - городу на берегу Атлантического океана,
Сразу по приезду идем обедать в рыбный ресторан. Куда же еще идти на берегу моря?

Маленькая забегаловка прямо под открытым небом с совершено потрясающей «витриной» со свежими дарами моря.

Аппетит сразу зашкаливает. Да и соскучились мы по хорошей рыбе. А Эй-Сувейра славится своими сардинами. Поэтому заказываем с Андреем одно плато из смеси рыбы и морепродуктов на двоих, включающее морепродукты, сардинки и сибуса (морского окуня или лаврака)

Все это приготовлено на гриле. Свежее. Вкусное.

Ели прямо руками. Да и что там возиться вилкой и ножом?

Потом на наш столик несколько раз приносили добавку сардинок и мы все объелись.
Хотели заказать пиво, но тут его не продавали, однако разрешили пить свое, если у нас оно есть. Ха, у Ленина нет с собой пива?! А у нас с собой было®.
Так, что полноценный обед нам был обеспечен.
Ленин: «Да и что там возиться вилкой и ножом?» Эх, гулять так гулять: пиво тоже пили без вилки и ножа. Вот в пригоршню наливали и пили.

После обеда экскурсия по городу и начинаем мы с порта, около которого мы и обедали.
Уже при финикийцах в VII век до н. э здесь был рыбный порт. В римскую эпоху Эс-Сувейра была крайней западной оконечностью великой империи. Здесь было организовано производство ярко-красного пурпура - ценнейшего материала тех лет. Он добывался из раковин игольчатого моллюска, обитающего здесь в изобилии.
В XV веке город был захвачен португальцами и стал выполнять важную роль транзитного города на пути из южных областей. Португальцами город был переименован в Могадор, и в нем была построена легендарная неприступная крепость.

Она позволила Могадору держаться против натиска войск султанов династии Саадитов в 1530 году, в то время как другие города пали. В порту - фортификационные укрепления с башней

очень похожей на башню Торри-ди-Белен в Лиссабоне.
В порту стоит много пушек.

А там, где пушка, там Ленчик тут как тут.

Здесь я вывела новый постулат. Если средневековая Италия это - страна красивых городских фонарей, то Марокко -  страна пушек. Я была уверена, что в Марокко мы не найдем ни одной пушки, а оказалось  их здесь великое множество.
Предположительно пушки английского происхождения, их в разное время европейские торговцы дарили султану Мохаммеду бен Абдалле.

Интересный факт: во времена великих открытий (правление Генриха мореплавателя) Португалия с населением в два млн. человек завоевала территории с общей численностью населения около 200 млн. человек.

С площадки бастиона открывается изумительный вид на порт,

Пурпурные острова

и на город.

Набережная между портом и Мединой не менее живописна.

Название города происходит от слова «суирах» - «красиво нарисованный», т.к. Эс-Сувейра отличается необычной для страны регулярной планировкой, которой обязана французскому рабу султана Сиди Мухаммеда,  предложившему проект нынешней застройки в 1760 г..

Город был построен португальцами в типичном колониальном стиле.

Белые дома с синими ставнями придают городу какую-то легкость и беззаботность.

Даже дома-крепости не утяжеляют его внешний вид.

Не зря старый город числится в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Здесь мы заходим в кондитерскую, где продаются вскусненькие марокканские сладости, которые я купила, чтобы привезти на работу.

Есть у нас в лаборатории хорошая многолетняя традиция. Тот, кто едет отдыхать или работать заграницу, привозить какие-нибудь вкусности и сладости из поездок.
В старинных зданиях улочек Медины теперь располагаются художественные галереи, магазинчики специй,

национальных товаров и сувениров.

Если здесь даже простые без изысков двери начинают играть совсем другими красками,

то, что тогда говорить о красиво украшенных резных деревянных дверях?

Здесь мы наконец-то находим тарелочку на нашу стену заграничных трофеев и покупаем магниты.

Еще Эс-Сувейра знаменита тем, что наравне с почти заброшенной Айт-Бен-Хадду,  в ее оживленной портовой части снимали большую часть марокканских сцен в фильмах.
В 1952 году Орсон Уэллс снял здесь фильм «Отелло». В 2004 году для фильма «Царство небесное» в Эс-Сувейре была воссоздана средневековая Мессина. В третьем сезоне телесериала «Игра престолов» Эс-Сувейра показана как город Астапор в Заливе работорговцев, где Дейенерис готовится к захвату Семи Королевств и покупает рабов для своей армии.

В 1960-е и 70-е XX века город стал «меккой» хиппи.

В гостиницу заселяемся очень рано, даже поверить трудно. Уже в 18:15 получаем ключи. Гостиница «Atlas Essaouuira» той же сети Атлас, в которой мы жили в Марракеше и самая лучшая из всех гостиниц, где мы останавливались. Красивое оформление фойе и комнат. Коридоры на этажах застелены красивыми коврами в берберском стиле. Все работает. В номере лежали прикроватные коврики в берберском стиле, как раз нужного нам размера и расцветки. Прямо хоть иди и проси продать.

Лиза выпросила у администрации гостиницы оставить для нас открытым бассейн, который в отличие от других гостиниц, где они были открыты всю ночь, закрывается в 18:00. Раз есть возможность, идем купаться. Вода ледяная и, прыгнув в бассейн, я понимаю, что погорячилась. Быстро гребу к противоположному берегу и обратно, чтобы согреться. Благоразумный Ленин наблюдает за моими спринтерскими заплывами с лежака на берегу. Потом все весело берут бревнышко «радостно улыбаются», стараясь, чтобы не было видно, как у них стучат зубы,

и вылезают на красиво украшенный берег.

В воде долго не посидишь, на ужин идти еще рано: рыбка с обеда не успела перевариться. Зато приближается время заката. Гостиница стоит на берегу океана. Поэтому достаточно перейти дорогу - и мы на пляже. Небо затянуто тучами и мы расстраиваемся, что заката нам не будет. Но солнце проваливается в тучу, а потом выныривает из-под нее.

И тут... Началось... Освещение

и цвета

все время менялись и мы фоткали

и фоткали,

как ненормальные.

Целую "пленку"
извели, наверное.

Оставив на песке наш фирменный знак,

возвращаемся в гостиницу.
После достаточно вкусного ужина решаем прогуляться вдоль океана по променаде. А тут кафушка. А зайдём? А заходи! Взяли эспрессо и, если я не ошибаюсь, "фазуэлос" - традиционную марокканскую выпечку типа «хвороста», пропитанную медом или сиропом.
Кофе был отличным.

Я сейчас скажу кощунственную вещь, но не ставьте меня сразу к стенке. Колонизация этой страны Францией пошло Марокко на пользу. Кофе тут варят отменный!
Ленин: я щас ещё более кощунственную вещь скажу: Ваш муж посещает синагогу… нет! Я! Там! Тоже! Пил! Кофеее!
Прикольно этот ваш кофе.
Как-нибудь еще раз попробую.