12 октября (среда) - 7-ой день: Чунцин - долина Боадинг - Чэнду
Утром, перед тем как покинуть Чунцин нас завезли в парк «Элинг», по-крайней мере так он назывался на щите при входе. Похоже, что в моем путеводителе его величают Хунъяньцунь. Этот комплекс побеленных зданий служил во время второй мировой войны базой объединенного правительства националистов и коммунистов «Единый фронт». После капитуляции Японии в 1945 г. сюда часто приезжал Мао Цзэдун на переговоры с руководителем Гоминьдана (Китайская Национальная Народная партия) - Чан Кайши. Сейчас в одном из зданий размещается Музей Чан Кайши. В прихожей этого музея висят фотки хозяина со товарищи. В остальных посещениях - магазин.
В другом здании расположена экспозиция, посвященная Плотине «Три Ущелья». После объединения вод двух рек в Цунцине, Янцзы продолжает течь еще около 60 км к городу Ичан, где ее собираются перегородить плотиной. Проект плотины «Три Ущелья» высотой 180 м. и шириной более 2 км (!) был разработан для удовлетворения потребностей Китая в электроэнергии. Не буду вдаваться в экологические проблемы, которые за собой повлечет строительство. Нас поразило другое: для осуществления проекта придется переселить около 5 -6 млн. (!!!) человек, т.к. территория, где они живут, окажется под водой. Только вдумайтесь в эту цифру (!) Плотины еще нет, но уже есть туристический центр на месте ее строительства, куда возят туристов. Но не нас.
Комплекс окружает парк.
Ехать в этот комплекс совсем не надо было, но, т.к. план организованных поездок иностранцев по Китаю согласуется с министерством туризма, то без этого посещения обойтись было невозможно.
Даже фоток никаких не было сделано, кроме этих двух на крохотном рынке около парка: как продают яйца
и неизвестного овоща (из кабачковых может быть?).
Ле Нин: какой-то жутко замерзший огурец, с такими пупырями-то.
Ладно, раз фоток не было, тогда совместно с хором Бабок Ежек - частушки-Чан-кайшушки:
Иииииииииииииии, трынь-трынь-трынь
(Припев)
Ты не щурься, Ле Нин - душка,
Эх, играй, наяривай,
Пой частушки-Чанкайшушки,
Пой, не разговаривай.
Как-то я курил в тиши,
Думал я о Чан Кайши.
И, когда свой ян чешу,
Вспоминаю Чан Кайшу.
Иииииииииииииии, эх-эх-эх
Шла дорогою большой,
Повстречалась с Чан Кайшой.
Думала мужчина -
Что за Чан Кайшина?
Иииииииииииииии, упс-упс-упс
Улетала я домой,
Чан Кайши летел со мной.
За какие за шиши
Мне все эти Чан Кайши?
Иииииииииииииии, тытс-тытс-тытс
(Припев)
Растяни глаза, Андрюшка,
Эх, играй, наяривай,
Пой частушки-Чанкайшушки,
Пой, не разгова-ри-вай.
Потом у нас была не очень длинная дорога (165 км) к городу Дацзу, горы в окрестностях которого изобилуют пещерами, украшенными резными скульптурами - Пещеры Дацзу.
Уезд Дацзу прославился как край резьбы по камню еще в VII веке (в эпоху Тан), однако массовое создание скульптур продолжалось с X по XII столетия. Автором первых работ считается Чжао Чжифэын - монах, придерживавшийся тантрического буддизма.
В общей сложности здесь насчитывается не менее 50,000 статуй буддийской, конфуцианской, даосийской и светской тематики, на которых выбито свыше 100,000 иероглифов. Лучшее собрание скульптур, демонстрирующих высочайший уровень исполнения, сосредоточено в Баодиншане, чуть севернее Дацзу. Скульптуры украшают 30 отдельных пещер, высеченных в известняке на высоте 8м.
Самой известной из них стала подковообразная пещера Дафовань (Пояс Большого Будды), в которой находится огромная скульптура возлежащего Будды (длиной 15 метров).
Примыкающий к изваянию источник девяти драконов ассоциируется с легендой об омовении родившегося Будды драконами.
Пещеры довольно темноваты, поэтому часть скульптур вынесена наружу.
Буддийский ад: Будда и бодхисатвы (существа с пробужденным сознанием) наблюдают в безразличии за пьяными грешниками,
а демоны со звериными головами калечат остальных на горе Ножей и в Зале Коленопреклонения.
Ле Нин: Т.е. пьяному грешнику лучше - за ним наблюдают в безразличии, не ножиками тыкают. Колесо Переселения душ: огромный демон держит в зубах сегментированный диск с изображениями реинкарнационных состояний -
- от Будды до животных и духов.
Родительская забота: Это воплощение в буддийской святыне конфуцианского принципа - родительского долга - свидетельствует о сосуществовании различных религиозных философских течений в эпоху Тан
Сыновний долг: Воплощенный в этой сцене конфуцианский принцип уважения родителей за принесенные ради детей жертвы доказывает открытость буддистов Баодиншаня идеям конфуцианства.
А сцена с кошкой и мышью замечательна своей реалистичностью. Обратите внимания, что в Китае даже мыши карабкаются по бамбуку.
Пещера оставляет сильное впечатление. Тут можно ходить и рассматривать сюжеты и всматриваться в детали до бесконечности. Но, всему приходит конец и нам пора возвращаться в автобус.
А это несколько общих видов для полноты картины.
Наш мудрый Инон повел нас правильной дорогой: мы спустились к пещере по многочисленным лестницам и, осмотрев скульптуры по часовой стрелке, вышли к входу в заповедник. А, если бы мы пошли в обратном направлении, то, дойдя до края пещеры, нам пришлось бы по всем этим ступенькам карабкаться вверх.
Вместе с нами было очень много местных групп. Вот такую колоритную личность нам удалось запечатлеть.
Ле Нин: Комментарий я пишу - вспоминаю ... ну, вы поняли? Затем нам предстояла 4-х часовая дорога в Чэнду, где у нас запланирована ночевка.
Дорога пролегает по сельской местности. В одном из мест мы остановились посмотреть типичный дом крестьянина.
В доме две комнаты. В одной огромная кровать для родителей
и шкаф на всю стену.
В комнате надстроен верхний деревянный ярус непонятного использования.
Вторая комната - это еще и кухня.
Стекол в окнах нет. Проем окна "украшен" решеткой, препятствующей поступление света в комнату из единственного окна.
В пасмурный день при свете дня в комнатах был полумрак.
В том же доме, но в другой его части с отдельным входом, находится свинарник - он же склад и мастерская. (
Дышать там просто невозможно. Кроме свиней, в хозяйстве есть куры. Зарабатывают, в основном, выращиванием риса. Наш экскурсовод Джонни купил целый мешок риса и сказал, что рис здесь очень хороший, поэтому он (Джони) всегда тут покупает.
Ле Нин: А он (рис) всегда тут продается.
Кроме немолодых мужа и жены, в доме живет еще древняя старуха. По сушившемуся на веревках детскому белью можно сделать вывод, что в доме есть еще и маленький ребенок. Обшарпанная обветшавшая мебель,
какая-то неразбериха в хозяйстве... Мультиварка или что-то подобное на прикроватном столике в спальне.
Ощущение нищеты и безысходности…
При этом мы заезжаем не в первый попавшийся дом, а - как и в Пекине в районе хутунов, - в семью, выбранную государством, которое за свой счет провело косметический ремонт фасада дома.
Проезжаем еще немного и меняем автобус и гида,
т.к. мы пересекли границу административной области и въехали в провинцию Сычуань.
Заметки о жизни в Китае
Так же как при перелете из одной провинции в другую нас встречал местный экскурсовод, так же было и при пересечении границы провинции по суше. Автобус останавливается, мы со всеми пожитками пересаживаемся в автобус другой провинции, знакомимся с новым экскурсоводом и продолжаем путь. Если мы везем чемоданы с собой (иногда их увозили прямо в гостиницу отдельным транспортом), то и весь багаж перегружается в новый автобус.
И вот мы в Чэнду (не путать с Чэндэ, где мы были в первый день) - столице провинции Сычуань - маленьком городке (без иронии) на ... 8 млн. человек!!! А в большом городе Цунцин, где были вчера, живет - 32(!!!) млн. человек.
Сегодня вечером начинается еврейский праздник Суккот (Праздник Кущ) и, несмотря на то, что группа не религиозная, все о празднике помнят. Вино в наши ужины не входило, но наш экскурсовод Инон привез с собой вино из Израиля, чтобы произнести необходимое благословение.
Кроме вина Инон нас угостил печенюшками, тоже привезенными из Израиля.
Во время молитвы мужчине полагается покрывать голову кипой, которую, ни один из светских мужчин нашей группы, с собой в Китай, естественно, не брал. Инон и об этом позаботился: привез кипы с собой. Вообще, я человек очень далекий от религии, но то, что Инон продумал все мелочи, связанные с празднованием за границей, меня не оставило равнодушной…
Ле Нин: а иде я в кипочке?
Себя в кипе хотите? Пожалуйста!
Т.к. после ужина у нас не было запланировано никаких мероприятий, то сегодня, первый раз удалось ночью пойти погулять одним, без группы. Все магазины уже были закрыты, и ничто не мешала нам просто праздно болтаться по улицам, болтать и смеяться. Совсем другое восприятие города.
Вот карта сегодняшнего маршрута