Китай, 2-й день - Чэндэ

Dec 18, 2011 20:17

6 октября (1-ый день) дорога
Эпиграф: «Они тут че - одни китайцы что ли?» Ле Нин, спустившись с трапа самолета.
Вылет из аэропорта Бен-Гурион в Тель-Авиве у нас был в 7:15, а встреча группы - назначена в аэропорту на четыре часа утра. До аэропорта нам из Иерусалима еще час ехать на маршрутке, которая по моему заказу ждала нас на территории университета, где мы обычно оставляем машину перед отъездом заграницу. В результате из дома мы уезжали в два часа ночи и спать совсем не ложились. Какие-то последние сборы, затем посиделки в Интернете… Вот уже и выходить пора.

Первоначально, когда мы изучали маршрут и выбирали компанию, полет был расписан через Стамбул. В этом случае мы прилетали в Пекин после обеда и единственное, что успевали в этот день - это совершить прогулку на велорикшах. Но к моменту выезда произошли кое-какие политические события, изменившие наше расписание полетов. Турецкая флотилия пыталась прорваться в сектор Газа… Израильские пограничники их не пустили и задержали… Турция выразила протест… Отношения с Турцией напряглись и испортились вплоть до того, что израильтян предупредили не летать в Турцию вообще, т.к. это было не безопасно.
И в результате мы полетели через Киев украинской компанией “Аэросвит” (Aerosvit). “Аэросвит” прилетал в Пекин рано утром и, в результате, у нас образовался целый дополнительный день, который нужно было чем-то заполнять, незапланированным программой. Но, обо всем по порядку.
До Киева мы спали как цуцики. Затем четыре часа в аэропорту Киева, а потом еще восемь часов полета из Киева в Пекин. Наша дружная шестерка радостно заняли передние места в самолете перед бизнес классом. А потом мы поняли, что из-за стенки перед нами, ноги вытянуть невозможно. Я с Ларисой и Инной сели в первом ряду, а мужья разместились в следующем. Казалось бы, самое время спать, а сна на женской территории - ни в одном глазу. Заняться нечем, отчет писать еще вроде как рано, книгу читать не хочется, сидеть не удобно... Время тянется бесконечно. Самолет неудобный. Кормили два раза, но еда невкусная: сначала дали мясо, а потом рыбу в одном и том же соусе, сменив рис в первой кормежке - на картофельное пюре во второй. Подушек и одеял нет; да еще просят не шуметь, чтобы не мешать пассажирам бизнес класса.
Одно было хорошо - стюарды были очень вежливы, обходительны и приятны. Мы не раз с ними посмеялись и даже написали им хвалебный отзыв в книгу жалов и предложений. (Интересно, что по дороге в Пекин, в основном были стюарды, а не стюардессы)
В Пекин прилетели 6-го октября в 22:30 по Израилю, тогда как в Пекине было уже 4:30 утра следующего дня (7-го октября). Мы погрузились в автобус и сразу поехали на экскурсию в город ЧэндЭ (ЧандЭ - на иврите, Chengde). Чэндэ - это и есть то самое место, куда нас повезли в высвободившийся от изменений в расписании полетов день.
Ле Нин - продолжение караоке с «Машиной Времени»:
Мы в такие летали дАли,
Что не сразу и долетишь.
Да мы сутки почти не спали:
В самолете ведь не поспишь.
И уже совершив посадку
Мы вгляделись в Бейджин-Пекин:
Здесь лица желты, а мы с устатку
Мордой цвета ультрамарин.

7 октября (2-ой день) - Чэндэ

До Чэндэ ехать три часа на северо-восток от Пекина. Наш гид - Инон рассказывал историю страны, а мы, в основном, кемарили. Периодически просыпаясь и смотря в окно, я, вдруг, в очередной раз, обнаружила, что равнинный пейзаж вокруг Пекина сменился очень красивыми картиной многоярусных гор.
На одной из остановок на "перекурить и оправиться"
мы увидели кусок Великой китайской стены, тянущейся по вершинам окружающих это местечко гор. А на улице холод, градусов 12-14-ть. Пар изо рта идет. Зрелище впечатляющее и захватывающее...

И тут же кафушка в традиционном китайском стиле.

Чэндэ по китайским меркам городок маленький... Всего 8 млн. человек!!!

В 1703 году горная резиденция в Чэндэ была выбрана императором Канси как место отдыха от жары, воцарившейся в Запретном городе в Пекине. Парк, разбитый в речной долине, окруженной горами, обеспечивал безопасность и все условия для охоты и занятий боевыми искусствами, которые воинственные маньчжуры очень любили.
Отсюда собственно и началась наша экскурсионная программа. А вот и ее участники - наша маленькая, но сплоченная группа. Слева - направо: я, Миша, Инна, Шмулик, Лариса и Андрей.

Территория летней резиденции императоров настолько огромна, что осмотреть ее можно только с автобусной экскурсией, т.к. летний дворец и храмы, построенные в различных архитектурных стилях, расположены на достаточно обширной территории.
Территория летнего дворца представляет собой череду одноэтажных зданий, окружающих внутренние дворики.

Вход охраняют грозные львы - символ императорской власти и могущества.

Сам дворец нас не впечатлил, т.к. смотреть в нем особо и нечего. Когда-то расписные крыши, теперь покрыты блеклой серой краской, чтобы защитить, находящуюся под ней роспись, от пагубного воздействия солнца и дождей. Кроме сохранившегося тронного зала

и спальни императора, во дворце практически ничего не осталось. Культурная революция в Китае, также как и великая французская революция, разграбила богатство и национальные ценности и оставляла после себя голые стены. Та же участь постигла и дворец императора в Чэндэ - теперь в пустых залах выставляют предметы декоративно-прикладного искусства: вазы, роспись на шелке и рисовой бумаге, предметы быта и миниатюрные статуэтки.
С территории дворцового комплекса дорога ведет в огромный парк Бишущаньчжуан с озерами и прибрежными павильонами.

Есть здесь и «поле» лотосов. Хотя пора его цветения давно прошла, и нас встретило желто-коричневое запустение, но и оно смотрелось достаточно живописно.

Из парка мы вышли на площадь, где и произошло неприятное событие, достаточно сильно омрачившее мне весь последующую поездку, хотя я и сказала себе: «Что случилось, в Китае не исправишь, а значить, не нужно на это обращать внимание и портить себе еще 18,5 дней отпуска!» На площади местные торговцы продавали различные фрукты и сухофрукты.

Один из неизвестных нам сухофруктов, чем-то похожий на вишню, но совсем не похожий на нее по цвету, (его нет на фотке) привлек наше внимание, но было ясно, что понять, что это мы не сможем. Продавец предложил нам попробовать. Я видела, что в ягоде есть косточка и аккуратно передними зубами попыталась сгрызть мякоть вокруг нее. Я не сильно-то и давила на косточку, когда раздался хруст и, ощупав языком, передние зубы я поняла, что что-то не так. Зеркало это подтвердило - с переднего зуба откололся значительный кусок эмали, и вместо него зияло серое пятно металла коронки. Сначала я старалась не улыбаться, когда фоткалась, а потом решила, что я не каждый день в Китай езжу и нельзя всю поездку из-за этого расстраиваться. Буду улыбаться! В конце-концов для того Фотошоп и существует, чтобы им пользоваться для своего блага.

Но экскурсия продолжается, мы грузимся в автобус и едем в Путоцзунчэнчжимяо - самый большой из восьми внешних храмов Чэндэ. Храм стоит на горе и к нему ведет каскад из культовых сооружений

и пагод.

В нем хранятся тхангка - священные тибетские свитки.

Он построен по образцу дворца Потала в Лхасе на Тибете, который является одним из важнейшим храмовым комплексом и резиденцией Далай-Ламы.

Следующая наша остановка - Пунинсы (храм Пунин) - храм, сочетающий стили культовой архитектуры китайцев и тибетцев, был построен в 1755 году по приказу императора Цяньлуна в честь разгрома монгольских повстанцев. Зал Махаяны, построенный в китайском буддийском стиле, символизирует дворец Будды на горе Сумеру, сосредоточии буддийского мира.

Внутри него находится крупнейшая в мире деревянная скульптура сторукой буддийской богини сострадания Гуаньинь, высотой 22 метра.

В руках она держит несколько буддийских символов - колокол, по поверью буддистов, отгоняет злых духов.

Ле Нин: А вот тут-то мы первый раз узнали, что в Китае в храмах нельзя фотографировать. Ну, не во всех храмах нельзя. Во многих и можно. В этом мы тоже из- под полы сфоткали. Разве мы могли сторукую богиню не сфоткать? А, вдруг больше не будет?

Влияние тибетской архитектуры обнаруживается в использовании кирпича, красного и белого цвета, и в характерной форме окон.

В тибетском буддизме священные мантры и молитвы помещаются в орнаментированные цилиндры, приводимые в движение вращением колеса по часовой стрелке.

Вообще, храмовый комплекс Пунинсы достаточно живописный.

По дороге в гостиницу мы заехали в магазин, хозяйка которого вырезает картины из бумаги. Она известный мастер и преподаватель этого искусства в Китае. Занимается этим делом уже 40 лет, но преподавая, не открывает все секреты мастерства своим ученицам, а только членам своей семьи.

Картина вырезается из целого куска бумаги одного цвета или из нескольких кусков разноцветной бумаги, соединенных между собой.

Зарисовки о китайской жизни - это мои (наши) личные впечатления от увиденного. Они не претендуют на объективность и отражают исключительно наше восприятие китайской жизни. Иногда, как сейчас, я буду их вставлять прямо в текст по ходу повествования, если они связаны с этим повествованием, а остальные будут выставлены отдельной главой в конце отчета.
Вот первая
Из-за бессонной ночи после длительного перелета у нас был очень ранний ужин в 17:30 прямо в нашей гостинице. За “крутящимся” столом. В центре столов на большое количество народа (8-10 человек) установлено очень удобное приспособление - огромная стеклянная тарелка, на которую и ставятся приносимые блюда. Тарелка эта вертится, как в микроволновке и, не нужно никого просить передать нужное блюдо, а просто прокрутить круг и еда сама к тебе подъедет.
Ле Нин: Угу. Но каждый-то крутит в свою сторону
Приносят по одной большой тарелки каждого блюда “на попробовать”.

У каждого стоит личный прибор.

Задержался и сразу не положил себе нового принесенного блюда - все - оно закончилось. Каждый ужин включал 10-11 блюд, включая десерт. Блюда, в основном, китайской кухни. Добавок практически нет. (Было несколько раз исключение из этого правила). Тот, кто вовремя не пришел - может остаться голодным... Именно так и произошло с одной нашей парой, которая припозднилась к ужину минут на десять. Когда они пришли, большая часть еды уже были разложены по тарелкам и съедена. А того, что осталось, им не хватило наесться. Позднее мы их встретили на улице, когда пошли прогуляться по городу. Ребятам пришлось пойти докушивать в ближайший Макдональдс.

Наш ужин также включал зеленый чай без ограничений и бесплатный стакан питья. В основном, подавалось пиво. Ну, вы понимаете, как нам было хорошо.

Ле Нин: Чего хорошего из 2-ух бутылок на 8-10 человек? А остальное - за дополнительные юанчики. Не жалуйся, тебе периодически от Инона еще немного перепадало. А иногда и целая бутылка.

Обычно нас завозили на ужин в ресторан по дороге в гостиницу или перед вечерним представлением. Тогда все вместе стройными рядами мы шли ужинать. Редко, когда мы сначала заселялись в гостиницу, а потом шли ужинать в ресторан гостиницы. Но в Чэндэ был второй вариант.
После ужина решили нашей маленькой русской группой сходить в обнаруженный рядом торговый центр. Посмотреть, как живет простой люд в Китае.
Оказалось, что все магазины в нем - бутики с заоблачными ценами. Спустились в продовольственный магазин. Большинство упакованных продуктов так и остались для нас китайской грамотой - совершенно непонятными. Весь текст на упаковках - только на китайском.
Ле Нин: Хм… «Весь текст - на китайском». Даже странно как-то. Интересно, как оно в Израиле? А в Израиле оно еще и на английском написано.

А среди фруктов обнаружили дуриан. Это очень вкусный и ужасно вонючий огромный фрукт (размером как арбуз), о существовании которого мы узнали при подготовке к поездке в Таиланд. В Таиланде он нам не попался и мы так его не попробовали и не понюхали, и даже не увидели, поэтому фотка из Инета.

Когда искала фотку дуриана, наткнулась на интересное описание этого фрукта.
“Какими только эпитетами не награждают его аромат! Запах разлагающейся плоти, протухшей луковицы, грязных носков, туалета, тухлых яиц… Англичанин, посетивший Сиам (Таиланд) в 19 веке так описывает свои впечатления от аромата дуриана: “это сродни поеданию селедки с сыром с плесенью над открытым канализационным люком”. Французский исследователь Анри Муо - тот самый, который вновь открыл для мира храмы Ангкора в Камбодже, был еще менее деликатен: “В первый момент мне показалось, что я ем разлагающееся мясо”.
И после всего этого его называют королем фруктов?! Неужели такое возможно? Возможно, - отвечают тайцы, малазийцы, - если, зажав нос и преодолев отвращение, вы все-таки попробуете мякоть дуриана. И только тут поймете, насколько у нее божественный вкус.”
Когда возвращались в гостиницу, во дворике одного из жилых домов увидели танцующих людей: и молодых и пожилых и детей. Танцы напоминали израильские “рикудей ам” - народные танцы.
После одного длинного двух дневного дня спать мы пошли уже в девять вечера.
Зарисовки о китайской жизни.
Переходить улицу в Китае опасно даже, если пешеходам горит зеленый свет. Когда пешеходам загорается зеленый, открывается светофор машинам на поворот. И они НЕ ПРОПУСКАЮТ ПЕШЕХОДОВ! Т.е. не просто не пропускают, а даже не пытаются снизить скорость, если ты уже идешь. Едут прямо на тебя и вполне могут ноги отдавить! (В этом мы убедились на собственном опыте, когда, как законопослушные граждане переходили улицу, идя в торговый цент в Чэндэ. Подобных случаев потом было еще не мало, но и мы были более осмотрительными).