Bella Italia или осуществляются мечты (Италия, июнь 2017)

Dec 09, 2017 18:17

День 2-й: 17-06-2017 (суббота): Геркуланум-Помпеи
Неаполь - Геркуланум - Помпеи - Неаполь - Прочида - Искья - Рим - Дженцано- Тиволи - Рим

Снова садимся на поезд. Еще 25 минут, и мы приезжаем в Помпеи (Pompei).
Предвестником извержения 79 года стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э. Бедствие нанесло большой урон городу, практически все постройки в той или иной степени были повреждены. Большая часть зданий была отремонтирована, однако некоторые сохранили повреждения до самой гибели города в 79 году.



Извержение Везувия длилось около суток. Оно привело к гибели трёх городов - Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения.
Под многометровой толщей пепла были найдены улицы,



дома с полной обстановкой,






останки людей



и животных, которые не успели спастись.



Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.
Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.
Начиная с 1961, а особенно после землетрясения 1980 года, в городе ведутся практически одни реставрационные работы. В настоящее время около 20-23 % территории Помпей не раскопано.

В Помпеи есть 2 входа: на юге и на севере. На севере поезда ходят раз в час. На юге - раз в 30 минут. Поэтому Ленин нашел все нужные расписания поездов и распланировал из Геркуланума приехать на север Помпей. Потом по самим Помпеям продвигаться к южной ж/д станции.
По этой схеме мы отметили на карте города те дома, которые мы хотим посмотреть, разработали маршрут захода.
Входим в город через некрополь (Necropolis) - своеобразный город мертвых. Именно так переводится с греческого слово «некрополь». В Помпеях, как и в других древних римских городах кладбища, располагались у ворот города. Здесь были похоронены самые богатые и влиятельные жители города.



Помпейский форум (Forum) являлся центром политической, экономической и религиозной жизни города. Его основу составляла площадь размером 38 на 157 м,
с храмами Юпитера и Аполлона.






Базилика находится к югу от площади форума и первоначально выполняла функции крытого рынка, а с началом нашей эры становится зданием суда. Тогда же в глубине базилики был построен двухэтажный «трибунал», часть которого сохранилась до наших дней.



Какой же римский город без арены для гладиаторских боев,



театра (Ленин: это Малый театр. Рядом Большой был закрыт на подготовку к концерту)



терм с обязательным паровым подогревом под полом?



Так был украшен аподитерий (раздевалка) мужского отделения Стабиевых терм (Stabian Baths) - самых больших, древних и хорошо сохранившихся терм города, построенных в III веке до н. э.



В большой палестре (caserma dei gladiatori), окружённой с трёх сторон портиком с ионическими колоннами, размещались казармы гладиаторов, а полем перед ними предназначалась для тренировок. В центре находился бассейн (37 на 4 м) с глубиной от 1 м до 3 метров. В южной части - туалеты, очищаемые водой бассейна.



В отличии от Геркуланума, где существовала система водопровода, в Помпеях сточные воды стекали прямо по проезжей части. А чтобы граждане города могли перейти с одной стороны улицы на другую, проездную часть пересекали древние пешеходные переходы - камни, выступающие вверх над проезжей частью.



В Помпеях обнаружено 34 пекарни (bakeries), полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортировавшие свою продукцию в соседние поселения.



Многие пекарни (bakeries) не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.
В Помпеях была развита система термополиев (thermopolium) (всего насчитано 89 заведений) - трактиров или баров, снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).






Блюда разогревались с помощью объёмных сосудов с водой или больших чанов, встроенных в прилавок, содержимое которых подогревалось на огне под сосудами. Внутри находилась печь, на которой еда варилась. Предлагаемые блюда были очень просты: горох, бобы, чечевица, также подавалось вино, смешанное с горячей водой. Посетители ели стоя, однако были обнаружены сооружения с местами для сидения или своего рода отелем с комнатами для гостей над баром.
Ленин: фастфудиум по современному.

По примеру Помпей с 20-тысячным населением, можно судить о степени распространённости проституции в римских городах. Во время первых раскопок в середине XVIII в городе было раскопано 35 Лупанариев (lupānārium) - публичных домов.
В Помпеях подобные места старались не афишировать. С улицы в лупанарий вела низкая и неприметная дверь. Однако найти лупанарий не представлялось сложным делом даже для заезжих торговцев и моряков. Посетители ориентировались по стрелкам в виде фаллического символа, вырубленным прямо на камнях мостовой. Они пробирались в лупанарий после наступления темноты, прикрываясь низко надвинутыми капюшонами. Специальный остроконечный головной убор, называемый «ночная кукушка», скрывал лицо благородного клиента борделя.
В 1862 году в Помпеях был обнаружен лупанарий - двухэтажное здание с пятью кубикулами (спальнями) на каждом этаже.



В прихожей стены у потолка покрыты фресками эротического характера.


Обстановка крохотных комнат нижнего этажа была предельно проста: одно узкое каменное ложе длиной около 170 см, которое сверху застилали матрасом.



На верхнем уровне располагались «VIP-апартаменты», то есть салон и несколько комнат для похотливых граждан с кошельком потяжелее.
Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат. Часто они располагались над винными лавками. Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Оригиналы большинства произведений древнеримского искусства (фресок, мозаик), найденные в жилых домах Помпей, выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя. В самих же домах выставлены копии.
Дом Фавна (Casa dei Fauno) - богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно, был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.
До наших дней сохранился имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды)



с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора



и статуэткой танцующего Фавна, давшей имя дому.
Ленин: Фавн своим движением чем-то Джека Воробья … э-э … капитана Джека Воробья напоминает.
Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой четырмя колоннами), атрий - закрытый внутренний двор, предназначенный для гостей.


В гостиной дома находилась знаменитая мозаика, изображающая битву Александра Македонского с Дарием III, которая теперь выставляется в Археологическом музее Неаполя.






Дом Веттиев (Domvs Vettiorum) - небольшой, однако богато украшенный дом, принадлежавший торговцам-вольноотпущенникам Авлу Веттию Конвиве и Авлу Веттию Реституту. Хотим мы того или нет, но украшение домов фресками фривольного содержания - это неотъемлемая часть городской жизни. Поэтому без особых акцентов на такие фрески, я все же буду выставлять фотки с подобными сюжетами.
Из вестибюля дома, где находится известная фреска с изображением Приапа,



можно попасть в атрий, стены которого украшены фризами с амурами и психеями. В наше посещение в атрии велись реставрационные работы. Поэтому мы могли только представить себе, как красиво это было. Это рисунок на ткани, закрывающей зону реставрации.



А так это выглядело в действительности.



Практически в каждом доме того времени находился ларарий - отдельное домашнее мини-святилище.



Дом Трагического поэта (Casa di Paquius proculus) - является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии.






Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью «Cave Canem» («Берегись собаки»).



Дом Менандра (Casa del Menandro). Этот большой дом представляет собой типичный пример жилища семьи высокого ранга.



Атриум украшен фресками,на которых изображены сцены из Илиады и Одиссеи. Дом обязан своим названием портрету Менандра, афинского драматурга. Дом принадлежал семье Квинта Поппея Сабина из семьи родственников императрицы Поппеи.
Ленин: такую фамилию она получила из-за особенностей её фигуры.



Дом Сирико (Casa di Sirico) - Большой дом является результатом соединения двух домов.






Вилла Юлии Феликс (Praedia di Giulia Felice) занимает одну из самых больших инсул (кварталов) города, однако лишь треть её застроена,



2/3 представляют собой сад.



Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.
Дом Фуллоника Стефана (Fullonica di Stephanus) - производственное помещение, предназначенное для мытья грязной одежды и обезжиривания ткани. Оно было построено в последней фазе существования города и было переоборудовано из жилого дома.



В центре атриума находится имплювий, где размещалась огромная ванна.



Когда была раскопана фуллоника (прачечная), у входа был найден скелет, у которого при себе была горсть монет. Предполагается, что это был Стефан, владелец фуллоники, известный благодаря агитационным записям на стенах дома. Вероятно он пытаясь бежать с последней выручкой, но умер во время извержения.
Сотрудники Стефана, почти все рабы, должны были мять ногами на протяжении часов белье и ткани, замоченные в жидкости, содержащей животную и человеческую мочу. Этот ингредиенты собирались в вазы, располагавшиеся вдоль улиц, специально для обработки тканей.
Ленин: да, небось, этого Стефана его же ножно-мускулистые рабы и замяли во время эвакуации.

По прогнозу всю неделю обещали жаркую погоду без осадков. Часа в три с половиной дня небо стало затягиваться тучами и периодически что-то стало грохотать. Со временем грохотание участилось и усилилось. На одном из перекрестков города, где было много народа, а раскаты грома стали чаще, я сказала Андрею: "Везувий нас предупреждает". Вероятно я сказала достаточно громко, т.к. в ответ услышала нервный смешок от стоящей рядом пары. «Русскоязычные» - догадался Штирлиц.

Ленин: «На Штирлица не похож», - подумали «рускоязычные»
Дождь пошел через час. Сначала крупные редкие капли, а потом они все учащались и учащались. В это время мы находились на дороге к вилле Мистери, находящейся на отшибе Помпей. По дороге к ней нет никаких достопримечательностей. Одни руины и спрятаться от дождя просто негде, а зонтики мы не брали. Сначала пытались спрятаться под густой кроной дерева и минут пять она нас спасала. Потом я перебежала под какую-то арку, но она была такая узкая, что от дождя она практически не предохраняла. Еще минут через пять я выглянула из-под арки, посмотрела неизвестно зачем вверх и вдруг, увидела на передней части древней арки достаточно широкий современный пластиковый козырек, под который мы благополучно и спрятались.




Приблизительно через полчаса теплый летний дождь прошел и мы продолжили осмотр города.
Вилла Мистерий (Villa dei Misteri) - одна из помпейских вилл за городскими воротами, наиболее сохранившихся при извержении Везувия в 79 г.



Вилла, обращенная к морю, названа в честь зала Мистерий, расположенного в жилой части здания. Большая непрерывная фреска, покрывающая три стены, одна из наиболее сохранившихся картин древности, изображает таинственный обряд мистерии, который выполняли приверженцы культа. Сцена связана с Дионисом, который появляется на центральной стене с женой Ариадной.



На боковых стенах женские фигуры, фавны, менады и крылатые фигуры заняты в различны ритуалах. Две жрицы и мальчик, возможно юный Дионис, читающий гимн, написанный на папирусном свитке.



Силен и два сатира. Один из них то ли пьет из чаши, то ли рассматривает отражение в полированном дне сосуда:


Ленин: 1-й - Смотрите, пацаны, какую мне картинку из Рима привезли. А!?
2-й - Уухх, тыы! Ёёё! А эти … эти самые-то какие! Ууух! Ёёёёё…
1-й - Да не ори ты, а то жена заметит. Вон уже чёт машет…
Да слюни, слюни-то не распускай: попортишь же. Чай не дупондий стоит!
3-й 2-му - Э, ну, посмотрел, дай другим посмотреть.
1-й 3-ему - Ты, дурень, руку-то прикрой. Обалдел, что-ли, тут при всех…
И старикашку, старикашку держи. От энтого фетишиста- вуайяриста ща проблем не оберёмся!
4-й (придавленный дверью) - Аааа! Мужики! Ну хоть одним глазочком! Ыыыыы! (пытается посильней таращить глаза, чтоб хотя бы «одним глазочком»)

Кроме танцев и потребления вина, выражения дионисийского восторга, видно ритуальное бичевание молодой девушки, лежащей на коленях у сидящей женщины (внизу справа). Юная девушка, закрывающая свое лицо, видимо и есть та, которую посвящают в мистерии, ее стегает крылатое божество, изображенное на предыдущей фреске:



А на этой фреске изображена девушка после испытания, причесывающуюся и одевающуюся для праздника:



В других комнатах также сохранилась прекрасная отделка стен.



Снова через Форум проходим к палате мер и весов (Mensa Ponderaria)



Это стол, который использовали для проверки мер вместимости, используемых для товаров в торговом обмене. Можно было измерить и жидких, и твердые продукты, такие как зерновые. Они помещались в соответствующие контейнеры и закрывались крышками, а затем опустошались после проверки.
Ленин: стол похож на «измеритель количества спагетти на разное количество порций». Здесь, похоже, уже на сотни и тысячи порций.
Форумный Холиторий (Granai del Foro) располагается на западной стороне Форума. Он служил рынком овощей и фруктов. Сегодня это самый важный археологический склад города, в котором хранятся более девяти тысяч экспонатов, найденных при раскопках в Помпеях и прилегающей территории с конца 19 века.



Здесь хранится терракотовая посуда, которая использовалась в быту в течение последних десятилетий жизни города: кастрюли и сковородки для приготовления пищи, кувшины, бутыли, амфоры. А также большие контейнеры, которые использовались для транспортировки масла, вина и рыбного соуса со всего Средиземноморья. Кроме того здесь выставлены мраморные столы и ванны для фонтанов, которые украшали входы домов.
А это навеяло картиной Карла Брюллова «Последний день Помпеи». (Холст, мас Сони, SD-card, «Последний поезд Помпеи»)



На раскопках мы провели чуть больше пяти часов, осмотрев все запланированное. В планировании мест посещения города нам очень помог «Путеводитель по раскопкам города Помпеи», изданный главным управлением города. непонятной нам причине, часть домов в Помпеях открыты только пол дня с утра. Так что надо это учитывать при прокладке маршрута. А, с другой стороны мы читали, что с утра на раскопках слишком много народа. Вот и решайте...
Т.к. единственное на территории раскопок кафе закрылось в 18:00, то перед возвращением в Неаполь подкрепляем закончившиеся силы очень вкусным мятным джелато с черным шоколадом. Вы еще помните что такое д желато?


По возвращению в Неаполь идем ужинать в привокзальный ресторанчик, где я заказываю ризотто с морепродуктами,



а Ленин эскалоп по-соррентийски, который оказался запеченными в духовке тонкими кусочками свинины, покрытые слоями ветчины и сыра. К этому еще пол литра белого домашнего вина и жизнь прекрасна!
Но на этом наш ужин не заканчивается. Мы уже два дня в Неаполе, а до сих пор не попробовали ни одного традиционного неаполитанского рецепта. И мы идем срочно исправлять это безобразие в соседнее кафе-кондитерское, где берем на пробу "ромовую бабу (Baba al Rhum)" и "сфольятеллу (Sfogliatelle)."
Помните ромовую бабу из детства? Да-да - это та самая ромовая баба, только намного вкуснее. Ведь она пропитана ромом, а не простым сахарным сиропом, как это делалось в России.



Baba al Rhum - этот десерт, уходящий корнями в Польшу и названный в честь Али Бабы. В Неаполе его можно встретить повсеместно. Классический вариант ромовой бабы подается без всего, только в роме или сиропе на основе лимонного ликера лимончелло. Но можно также встретить варианты, порезанные на кусочки и с начинкой из взбитых сливок, крема из сыра-рикотты, из заварного или лимонного крема или нутеллы.
В комментариях от pratina есть опровержение этой легенды. Цитирую: "По поводу ромовой бабы, которая произносится именно бабà, т.к. пришла из Франции (отсюда и ударение на окончании). Насчет Али-Бабы чистой воды выдумка для красивой городской легенды. Польский король, кому отдается честь изобретения рецепта, однозначно создал его на базе славянской выпечки- бабка. Французское произношение помогло лишь облагородить неблагозвучное для королевского двора название. прибавив сказку про Али-Бабу))) Ну теперь все свято верят и другим рассказывают)))"



Вот еще вариации на тему.






Вторая знаменитая неаполитанская выпечка - Сфольятелла - это печенье из слоеного теста в форме моллюска, с начинкой из крема из рикотты, посыпанное сахарной пудрой.
По не понятной мне причине, я нашу порцию бабы и сфольятеллы не сфоткала. На фотке  другой неаполитанская выпечка -  арагосты, которая мне показались очень похожими. Тесто для них примерно такое же, как и для сфольятеллей.Вот я ее и вставила. так, что пробуйте и то и другое.



А теперь добавьте к этим двум вкусняшкам - ароматный итальянский кофе… Как же это было вкусно!
Ленин: А на закуску… Хе-хе-хе!
А на закуску при подключении зарядника выбило пробки. Но не темно стало, а все потолочные светильники мигают. Но не цветомузыка. Минут через пять нашли пакетник и перегрузились. Сработало. Легли. Стали ждать мусорных машин. И вот же, блин - зря ждали: они не приехали ночью и рано утром, потому как, видать, с субботы на воскресенье.

pratina

Помпеи, Италия

Previous post Next post
Up