Голландия (Нидерланды), май 2016. (Мы пойдем другим путем, часть 2) День 2-й. часть-1: Лелистад

Jul 09, 2016 19:44

план поездки: Кёкенхоф, Лелистад: верфь «Батавия» и «Авиадром, Амстердам, Гитхорн, музей "Корпус". Лейден

2-й день (13 мая 2016): Лелистад: верфь «Батавия» и «Авиадром».
Думала, что сегодняшний день мне удастся описать намного короче. Оказалось, что показалось.

Сегодняшний день было решено провести особо познавательно. На сайте Винского мы нашли информацию одного форумчанина, работавшего в Голландии о маршрутах выходного дня и решили их повторять, объединив в один день. И вот встаем пораньше; 1,5 часа езды и мы в Лелистаде. Здесь садимся на автобус и еще через 20 минут приезжаем на верфь Батавия, где стоит восстановленный одноименный парусник.

В октябре 1628 г. "Батавия", один из самых крупных парусников голландской Ост-Индской компании,



отправился в индонезийский порт Батавия, ныне Джакарта, на острове Ява. На борту находились 350 пассажиров, отряд солдат и 600 тонн груза, в том числе ценный, включая крупную сумму денег - более 200 тыс. гульденов, драгоценности, подарки для набоба…
Ленин: Такой вот шел корабль-инкассатор: вез зарплату колонизаторам.

Корабль должен был обойти вокруг Африки и добраться до Индонезии за несколько месяцев. Нагруженную ценностями "Батавию" сопровождал конвой из семи других судов, в том числе одного военного.
Далее, вся история этого первого и единственного плавания судна - отличная тема для детективного романа или исторического фильма с крепким сюжетом. Здесь было все: и заговор капитана и помощника с целью захвата корабля, и умышленное отклонение от курса, и мятеж, и убийства, и, наконец, кораблекрушение у западных берегов еще не открытого австралийского континента с высадкой на необитаемом острове.
На этом история не заканчивается, а разворачивается с новой силой, но к верфи «Батавия» она уже не имеет отношения, поэтому я ее опускаю, но очень рекомендую прочитать
Ленин (завлекалочка): там такие кааартинки страаашные…
В середине 80-х годов двадцатого века обломки судна были подняты с морского дна, а с 1985 по 1995 год на верфи в Лелистаде велось строительство реплики. Теперь парусник «Батавия» стоит на якоре у пирса судоверфи.






В отличии от парусника Амстердам, на который мы поднимались в 2007 году и осматривали, самостоятельно, на «Батавию» можно подняться и осмотреть, как жили экипаж корабля и пассажиры, только с экскурсоводом. А, поскольку мы были совершенно одни, то получили в свое личное пользование англоязычного экскурсовода Мартина, который рассказал нам историю корабля, провел по всем его отсекам, показывая и объясняя, что и как.
Ленин: «поскольку мы были совершенно одни…» Угу. Кто ж ходит в музей на краю страны к его открытию? Хоть и в 10 часов? Они сами там еще не проснулись и были несказанно удивлены: «От, блин, турыст попёр». И выбирали экскурсовода на основе «чуть более проснувшегося».

Пассажирская каюта для супер-пупер пассажиров. Обратите внимание, что кровать очень короткая. В 17 веке, считалось, что в полный рост вытягиваются только покойники и, чтобы не умереть во сне, спали полусидя.



Кают-компания капитана и старших офицеров.



На этой же палубе в открытых галереях, пристроенных по бокам кормы .



располагались туалеты.






Еще один находился на носу судна.



У меня в руках… правильно,
туалетная бумага. Этот канат висит за бортом, погруженный в воду. Когда надо, он достается и используется для протирки мягких частей тела - сам канат или для чистки унитаза - «метелка».

Ленин (удручённо): «Туалетыыы». За что боролись? За что ночами не спали да по чердакам конспекты писали и тезисы? На каторгу шли. И другими путями шли. Мерзли в шалашах с разливным. Пытались из искры возгореть пламя. Страдали в заграницах. За что?!!! За то, чтобы гальюн назвать туалетом?!!! Да Петра I на вас, Елена, нет!!! И Википедии!!! Именно на том самом _гальюном_ месте гальюн с пра-туалетной бумагой вы и демонстрируете.
Конечно, гальюн. Эко я опростоволосилась.
Была неправа, вспылила, больше не буду.

Палубой ниже находится система управление якорем



и пушечная палуба.



Тут же матросы и едят.



Здесь же находятся небольшой склад провианта и кухня, отделенная от пушечной палубы огнеустойчивым кирпичом.



Совсем внизу располагаются грузовые и балластовые отсеки.



А вот этот канат я подняла с большим трудом. Тяжеленный…



На берегу перед входом на корабль выставлены колодки для наказания преступников.



Ленин: хорошо, что деньги у меня были, как у кассира. А также явки, пароли и, главное, номера автобусов для дальнейшего передвижения Т.е., без меня - никуда. А так мог бы и остаться в этом ожерелье.

Рядом с парусником «Батавия» находится верфь, где с 1995 г. года идет строительство копии 80-пушечного линейного парусника «Семь провинций»



Сам «папа» (оригинал судна) трудился-боролся-стрелялся-воевался с 1664 по 1694
А это «герб» корабля.



В 2014 году строительство было остановлено из-за финансовых проблем (Вики). Но видно, что с 2005, когда форумчанин был на верфи, ничего не изменилось.
Мартин сказал, что этот парусник никогда не будет построен, т.к. денег на его строительства нет и взять негде.
Ленин: «Сгнили борта, и нет парусов на реях, И никогда полный не дать вперед.» (Машина времени. «Старый корабль»)

На территории верфи также есть кузница



и столярная мастерская, где изготовлялись необходимые для кораблей детали, а также проводятся учеба и тренировки в этих специальностях.


Подробную информацию о верфи можно найти на их сайте.

А на выходе, как и полагается, нас провожал сам Джон Силвер из «Острова сокровищ» с неизменным попугаем на плече.



Ленин: ну, несмотря на то, что я тут улыбочки строю, все это даже пострашнее реорганизации Рабкрина будет. «И живые позавидуют мертвым»(с). А тут интересно про фразу. С учетом того, что Стивенсон написал: «Them that die’ll be the lucky ones»

На верфи мы провели два часа, как и планировали. На автобусе вернулись к ж/д станции Лелистада и, пересев на другой автобус, еще полчаса едем в национальный авиационный тематический парк «Авиадром» (Aviodrome) - музей истории и развития голландский авиации.
Сначала обходим залы, где выставлены первые самолеты.






Ленин: ой, ну как тут не соригинальничать (2 дня на чердаке корпел) и пройти мимо фразы «выставлены _первые_ самолеты». Ну? Ну, конечно, же: «Первым делом, первым делом - самолеты…» А потом? А потом - аааа, тоже самолеты! Вот такая авиа-шутка.
Затем залы, где представлена эволюция самолетов нидерландской компании Фоккер, той самой, самолеты которой известны нам по фильмам о Второй мировой войне. Кстати, для меня было откровением, что Фоккеры - это детище Нидерландов.






А это одна из информационных листовок, которые были развешены в Англии, чтобы жители во время бомбежек Лондона могли отличить свои самолеты от самолетов противников.



Интересно было посмотреть развитие гражданской авиации. А это всем нам известная KLM (Koninklijke Luchtvaart Maatschappij, «Королевская авиационная компания»), основанная 7 октября 1919 г.


первые пассажирские салоны,



первые предметы обихода на борту



и багаж



А вот и первые пассажиры уже стоят с посадочными талонами.
Для меня это - еще одно откровение, что в Европе уже в конце 20-х годов XX века существовала гражданская авиация.


Все летательные аппараты позволяется обследовать не только с ног до головы. А в некоторые - залезть внутрь.



Этот самолет, называемый «Тигровая моль» (The Tiger Moth) - один из наиболее известных тренировочных самолетов, на котором тысячи пилотов до, во время и после Второй мировой войны учились летать.
Ленин: вторым делом, вторым делом - самолеты…



А вот так выглядел «наземный» тренажер (link trainer) 1930 г., обучающий пилотов-студентов летать в облаках, тумане и в ночное время.



А этот известный американский транспортный самолет «Дуглас DC-3» выпускался во множестве пассажирских и транспортных вариантов и широко применялся в Европе в 30-50-е годы XX века. Он являлся один из самых массовых самолётов в истории мировой авиации. Серийный выпуск, с учётом всех модификаций и лицензионного производства вне США, составил 16 079 машин.
Ленин: Дуглас-3 («три» говорите? Тогда продолжим по счету) третьим делом, третьим делом - самолеты…



Но нас он привлек тем, что он носит русское имя Ивана Васильевича Смирнова.
Ленин: Т.е. водку Smirnoff о нем придумали?



Начала искать в Инете и обнаружила, что И.В. Смирнов родился в конце 19-го века в Российской Империи в крестьянской семье недалеко от Владимира. В Первую мировую войну воевал в пехоте. После ранения и лечения, поступил на курсы авиаторов, и, окончив их в 1915 году, был зачислен в летную эскадрилью. За два года сбил 12 самолетов, сам не был сбит ни разу. Дослужился до поручика. В ноябре 1917 года был предупрежден своим механиком о запланированном убийстве офицеров и бежал в Англию, где стал майором британской армии. С 1922 года работал в голландской авиакомпании KLM. В 1925 году женился на голландской актрисе Марго Линнет. В 1927 году стал гражданином Голландии.
В 1940 году, в связи с начавшейся войной, Смирнов переезжает в Батавию. После атаки на Перл-Харбор и начала войны на Тихом океане, Смирнов вступает в голландские военно-воздушные силы. В начале войны его главной задачей становится эвакуация гражданского населения в Австралию.
2 марта 1942 года, незадолго до захвата Батавии японцами (та самая Батавия
), Смирнов вылетел ночью на транспортном DC-3 с беженцами в Австралию. Утром на подлёте к аэропорту Брум, его самолёт был атакован тремя японскими истребителями. Смирнов мастерски пилотировал, уворачиваясь от атак, насколько это было возможно на транспортном самолёте, но несколько пассажиров и сам пилот были ранены, а самолёт подожжён.
Несмотря на это, Смирнов сумел долететь до берега и посадить повреждённый «Дуглас» на небольшой пляж, направив самолёт в сторону океана, так, чтобы пробег закончился в полосе прибоя. Его расчёты полностью оправдались, и волны захлестнули пылающий двигатель. Пожар прекратился.
Теперь эта маленькая бухточка, носит название «Смирнофф Бэй».
Впоследствии этот Douglas был отремонтирован, летал на Филиппинах, был выкуплен и доставлен в Голландию. Именно он и находится в музее и носит имя его героического русского пилота. А так он выглядит внутри.
Ленин: о, как! Ну, тогда, я считаю, что водку Smirnoff лучше за этого мужика пить.
А то, что я раньше написал - забудем

А так.он выглядит



Что интересно, в этой истории, как и в истории с парусником «Батавия» также замешаны несметные сокровища. Перед полетом начальник аэропорта вручил Смирнову коробку размером с ящичек из-под сигар, завёрнутую в обёрточную бумагу и опечатанную во многих местах. Коробка предназначалась представителю Объединённого Австралийского банка, но была утеряна после аварийной посадки. Как оказалось, в ней находились алмазы на общую сумму трихсот тысяч фунтов стерлингов.
Часть алмазов потом была обнаружена у разных людей: у бродяги-моряка, у китайского торговца, у других у аборигенов. Несколько были обнаружены в спичечном коробке у пассажиров поезда, ещё несколько были найдены уже после войны в развилке дерева, а ещё сколько-то в камине дома в Бруме. Удалось вернуть всего двадцать камней на общую сумму приблизительно сорок семь тысяч фунтов стерлингов. Это означает, что алмазы, стоимостью ещё двести пятьдесят тысяч фунтов, до сих пор где-то ждут того, кто их обнаружит.
А Смирнов активно летал до ухода на пенсию в 1949 году. Очень рекомендую почитать историю жизни этого интересного человека со множеством фотографий.

В музее можно проследить изменения, происходившие с приборными досками самолетов.











А вот так раньше выглядел всем известный бортовой самописец - черный ящик. И был он и не черным и не круглым как сейчас.



Что интересно, что первый прототип устройства был представлен в1956 году; в 1960 году распоряжением правительства Австралии установка аварийных самописцев на все пассажирские самолёты стала обязательной, вскоре этому примеру последовали и другие страны. А один из первых эксплуатационных регистраторов полётной информации был создан французами в 1939 году.

Заканчивается внутренняя экспозиция музея восстановленной моделью двухэтажного Боинга 747, списанного в 2005 г. и проданного музею за символическую цену в 1€.
Ленин: семь-четыре(агааа!)-семь. Тогда и четвертым делом, четвертым делом - самолеты…

Курьезна история его прибытия в свой новый дом: летающая громада приплыла в Лелистад на барже, потому что маленький аэропортик был не в силах обеспечить посадку этого гиганта.



Прогуливаясь по самолету,



можно отдохнуть в салоне первого класса,



заглянуть на кухню



или в кабину пилотов, (эта фотка и в коллекцию приборных досок подходит
)



подняться в салоны второго этажа



или же посмотреть, что находится под внутренней обшивкой самолета.






В музее также есть практически настоящий симулятор полетов, где самостоятельно или с помощью первого пилота можно попробовать посадить самолет. Хотя, если у вас есть навыки пилотирования самолетом, то зачем вам симулятор? Забыла упомянуть, что все служащие музея одеты в летную форму, а если учесть, что в основном, это высокие седовласые мужчины,
то возникает полное ощущение, что все они настоящие полковники летчики.
Ленин решил доверить свою жизнь мне, и я села в кресло второго пилота. "А ты будешь бортпроводником", - весело сказали запасные летчики, сидящие тут же у симулятора. "И, приготовь хороший кофе своему любимому пилоту", - посоветовали они Андрею.
Ленин (ехидно): Ой-ой-ой… Ну так поставьте здесь же симулятор кофе-машины, чтобы я симулировал кофе, от которого Командир воздушного судна (КВС) симулировал … э-э-э… а сами придумывайте. Че я вам? Сам симулировать работу мысли буду?
Мой первый пилот, посетовав, что он не говорит ни на иврите, ни на русском, кратко объяснил мне на английском, где основные приборы, что я по ним должна корректировать, как держать горизонт и не болтать крыльями.

Ленин: и не симулировать.
Но перед этим выбрали аэропорт назначения. Мне для этих целей вполне подошел амстердамский Схипхол.
Ленин (ехидно): оригинально.
И вот передо мной облачное небо, совсем как за пределами здания музея. И мы летим. Затем начинаем снижение, и я вижу внизу посадочную полосу. Первый пилот объясняет, что я должна сесть в самом начале полосы, и мы начинаем потихоньку забирать штурвалом вправо, чтобы держаться ее прямо по центру самолета.
Поскольку это только симулятор, то характерного удара в момент касания шасси земли я не почувствовала и, поэтому никак не могла понять, почему полоса уже давно под нами, а мы все никак не сядем.

Ленин: ну так не надо было _так_ симулировать

Мой симул-кофе таки разлился по симул-салону. Убирать потом пришлось.
(Шепотом: я уборку просимулировал. Ленчику только не говорите. Будьте симулянтами. Хорошо?)
Что мы давно приземлились и уже почти вырулили к нужному нам рукаву, я поняла только тогда, когда первый пилот вдруг сильно повернул штурвал влево. Мы свернули вбок с основной посадочной полосы и прямо перед нами возникло здание аэропорта.




А гадкий Ленин не удержался и нашел клип моей посадки. И потребовал, чтобы я его выложила.
Ленин: все просимулировали подключение мобильников к местной сети; вскакивание с кресел до окончания рулежки; крики стюардесс: «Да сядьте вы, козлы!» …
На выходе с симулятора меня спросили, а хороший ли кофе готовит мой бортпроводник? Пришлось признаться, что кофе я не получила, зато фотками обзавелась.



Ленин: та это не настоящая фотка. Это я симулировал фотографазм.

Выходим наружу, где среди прочих, стоят и два советских военный самолета: Миг-21 (не сфоткала), а Ан-2 - единственный самолет, в котором можно посидеть в кабине пилота и, который практически всегда оккупирован детишками. Нам повезло. Практически уже на выходе из музея, Ан-2 оказался свободным, мы залезли внутрь



и тоже посидели в кабине и понажимали кнопочки.






Здесь также воспроизведено здание Амстердамского аэропорта Схипхола 1928 года.



Гуляя по а/п,
можно зайти в радиорубку,



заглянуть в метеоцентр, подняться на диспетчерскую башню



и даже выбрать стойку регистрации.



«Дама сдавала багаж»…



Ленин: нууу, похоже, что это _я_ сдавал багаж.
Н-да… Но если _я_, то зачем такую даму?
(путь к отступлению) Возможно, фотка сделана не мной.

В России я и моя семья, в основном, перемещались на поездах. Самолеты были очень дороги и, в первый раз я полетела только в конце восьмидесятых годов прошлого столетия (звучит немного жутковато). Поэтому мне было интересно узнать в музее, что в Нидерландах уже в конце тридцатых годов 20-го века были три авиакомпании - Люфтганза, KLM и Swissair, осуществляющие регулярные пассажирские рейсы в несколько городов самой Голландии и заграницу.



А так выглядело табло полетов.


Cайт «Авиодрома» на английском Ну а если там не получается, то идем на голландский
На осмотр аэродрома мы запланировали полных три часа и уложились в отведенное время. В музее еще есть маленькая часть, посвященная космосу, но туда мы уже не пошли.

Практически все музеи Нидерландов работают с 10:00 до 17:00, поэтому приходилось втискивать наши планы в эти часы. Потому-то так и было рассчитано, что с 10:00 до 12:00 мы осматриваем верфь, затем закладываем час на возвращение к станции Лелистад, смена автобуса до аэродрома и дорога до авиа-музея. Еще час уйдет на обед и три часа остаются на осмотр аэродром

парк "Авиадром", верфь "Батавия", поездка в Голландию, Лелестрад, путешествие в Голландию, поездка в Нидерланды, путешествие в Нидерланды

Previous post Next post
Up