"Томская Писаница", Кемерово, Сибирь (авг. 2011)

Nov 30, 2011 22:06

Россия, Кемерово (полное меню)
в Кемерово на даче
"Томская Писаница", Кемерово

Прежде, чем я на несколько месяцев уйду в описание длительного отпуска, решила описать поездку в одно интересное место.
"Томская писаница", Кемерово, Сибирь (август 2011) Как я туда попала, спросите вы? А очень просто - самолетом из Москвы.
В Кемерово у нас живут друзья, с которыми летом 2012 года мы уже будем отмечать серебряную свадьбу нашего знакомства.
Собираясь в августе в Москву, я решила выяснить, насколько реально (по цене) слетать на выходные в Кемерово? Оказалось, не так и дешево, как если бы зимой или, если билеты заказать за полгода, но все-таки реально. И вот уже из Иерусалима в Кемерово полетели мейлы и разговоры по скайпу, списывание и уточнение деталей. И вот 18 августа в 01:45 ночи я вылетаю из Москвы в Кемерово. С недосыпу (постоянные ночные бдения с московскими подружками) самолет мне показался маленьким, а на улице шел дождь, и я решила, что при такой погоде самолет будет болтать. Мой вестибулярный аппарат такое вещи не переносит на дух, ни в воздухе, ни на шоссе и, поэтому, я решила скушать таблеточку от укачивания. Побочное действие этих таблеточек - они действуют как снотворные. В результате весь полет я проспала как цуцик и проснулась, когда пилот объявил, что мы снижаемся на посадку. Дополнительно он сообщил, что в аэропорту сильный туман и пока не известно сможем ли мы приземлиться. Приземлиться мы не смогли и продолжили часовое кружение над Кемерово в надежде, что видимость улучшиться.
Постоянно читая в ЖЖ (живом журнале) страничку летчика Лехи (letchikleha) - летчика российской гражданской авиации - я знала, что только командир корабля может принять решение о взлете, посадки при тех или иных погодных условиях. Поэтому я не стала гневить судьбу за задержку (раз надо, значит так лучше для нашей безопасности), а решила поспать еще часочек. Ведь по прилету, я знала, Галка с Лешкой спать мне не дадут до вечера.
Мы кружили над городом, а народ в самолете связывался по мобиле с землей и обе стороны оповещали друг друга о текущем положении дел.
Через час погода не улучшилась, и нам было объявлена об уходе на запасной аэродром в Новосибирск. Тут уж и я стала звонить друзьям. Мы договорились, чтобы я им позвонила, когда мы из Новосибирска будем вылетать обратно. Ребята живут в 15 минутах езды от аэропорта, и им было бы проще получить достоверную инфу от меня, чем пытаться прозвониться в информационную службу аэропорта. На том и порешили.
Еще пол часа полета до Новосибирска я также мирно проспала и проснулась, когда мы уже садились. "Он поспал еще немножко и опять взглянул в окошко"... После посадки наш самолет долго ехал по полосе прямо среди тайги. Знатоки этих мест не могли узнать местность и уверяли, что нас посадили не в Толмачево (название аэропорта в Новосибирске), а где-то в другом месте. Но через десять минут мы все-таки выехали к главному зданию Толмачева.
В Новосибирске мы простояли 1,5 часа. Пока нас дозаправили не выходя из самолета, пока то да сё, объявили о взлете. Этого времени мне хватило, чтобы причипуриться: нарисовать глазки, навести красоту и привести себя в порядок. Самое смешное, что я еще по скайпу жаловалась Гале, что у меня не будет на это времени в полете, т.к. ночью я попробую поспать. Оказалось, что время оказалось.

Взгляд на Новосибирск с высоты птичьего полета, еще полчаса лета и мы, наконец-то с задержкой в четыре часа, приземляемся в Кемерово




Из самолета мы пересаживаемся в автобус, доезжаем до входа в аэропорт и я иду прямо на выход, т.к. приехала только с одной ручной кладью. Я ожидала вереницу залов, но после двух комнат размером с наш салон, я попадаю прямо в толпу встречающих.



Вижу Галку прямо перед собой и падаю в ее объятья! «А Леша, где же Леша?» - волнуюсь я. Оказалось, Лешка стоял прямо у двери входа сбоку и я, проходя, его не заметила. Наконец-то мы снова вместе после годовой разлуки. (Ребята гостили у нас в Израиле в августе 2010 года).
Меня с места берут в оборот. "Времени нет", - говорит мне Галя. Поешь по дороге. Мы садимся в машину и пока едем, меня кормят завтраком.
На сегодня для меня запланирована культурная программа: мы едем в заповедник "Томская Писаница". Полтора часа езды и мы на месте
Историко-культурный и природный музей-заповедник "Томская писаница"
- это первый в Сибири музей - памятник наскального искусства, уникальный комплекс истории и культуры народов Евразии. Он расположен в настоящей тайге на берегу реки Томь около деревни Писаница. Отсюда и его название.
"Томская писаница" включает в себя три основных экспозиционных комплекса, посвященных археологии, этнографии и природоведению. Каждый из них, в свою очередь, представлен несколькими самостоятельными экспозициями и музейными комплексами, связанными друг с другом и с природным ландшафтом в одну сюжетную линию, в основе которой лежит идея показа способов существования человека в данной географической среде с глубокой древности до недавнего прошлого. (часть материалов взята с официального сайта "музея-заповедника".
Осмотр заповедника мы начали со славянский мифологического леса - реконструкции языческого святилища. С начала 17 века согласно планам русского правительства началось планомерное заселение сибирских земель и сегодня большинство населения Сибири составляют русские. Влияние дохристианского пласта славянской культуры было определяющим в становлении русской православной традиции. До принятия христианства славяне были язычниками и проводили обряды на капищах. Капище, возведенное на Томской Писанице, представляет собой реконструкцию святилище Перуна близ Новгорода Великого, уменьшенную в два раза.



В центре капища находится копия Збручского идола скульптуры 10 в., одного из редких памятников славянского языческого культа.



На капищах разжигали ритуальный огонь. Эти костры разводили от «живого огня» - добытого трением. Вокруг капища расположены макеты основных славянских идолов. Это: Род - прародитель вселенной, Рожаницы - небесные хозяйки мира, Велес - «скотий бог», Руевит - бог войны судья душ в загробном мире, Сварог - отец бога солнца, Святовид - плодородия, Чур - охранитель границ, Ярило - божество солнца и плодородия.
По кругу капище обносили деревянной оградой, на которую вешали черепа жертвенных животных. Круг и овал - магические фигуры для славян.
В комплексе "Время и календари" представлены календарные системы коренных народов Сибири, к которым относятся ханты, манси, алтайцы, шорцы, хакасы и якуты.






В основе было деление на два периода: зимний (холодный) и летний (теплый); позднее стали выделять четыре сезона года, и лишь затем появилось деление на месяцы. Название месяцев во всех календарях отражало природные особенности или хозяйственные занятия населения. Календари выполнялись, в основном, из дерева и на каждом календаре было определенное количество отверстий, соответствующих тому или иному периоду времени. (Все сибирские календари делились на недельные, месячные и годовые или «вечные» календари). Отверстия наносились в виде спирали или ровными рядами по количеству месяцев. Такой календарь висел на стене, и каждый день надо было вставлять палочку в отверстие, соответствующее дню года. Таким же образом пользовались и недельными календарями. Такими календарными доскам пользовалось и русское население в 18 - начале 19 веков.
Тут в самый раз мы вышли к палатке с шашлыками и подумали: "А не пора ли нам подкрепиться?" Время то обеденное. И подкрепились очень вкусным мяском.



В процессе обеда мы часто бросались в объятия к друг - другу и восклицали: Неужели ты (я) здесь у нас (у вас) в Кемерово! Это казалось чем-то нереальным и запредельным!



Пообедав и немного отдохнув



мы продолжили осмотр заповедника.
По длинной аллее






мы дошли до музей естественной истории, где организован открытый показ материалов исторической геологии и минералогии Кузбасса и Притомья, представлены образцы угля, добываемые в этой области,



а также различные поделочные сорта мрамора. Серый оттенок этому мрамору придают вкрапления графита,



а этот красно-желтый - за счет наличия в нем яшмоидов, окрашенных гематом. (получается, что - это почти полудрагоценный камень)



И вот мы уже на берегу реки Томь.






Тем, кто живет в окружении больших источников воды, наверное, река Томь не покажется чем-то необычным. Но у нас пресных водоемов мало, поэтому широкие полноводные реки вызывают радостный восторг.

Древнее святилище "Томская Писаница"
На высоком правом берегу реки Томь природа создала уникальное место - гладкие вертикальные выходы камня, а перед ними - небольшая площадка. С воды скала смотрится очень живописно. Она - как экран, с трех сторон окруженный зеленым «занавесом» - богатым растительным покровом. Древние люди выбили на каменных плоскостях рисунки и превратили это место в святилище, куда приходили по суше или сплавлялись по реке, чтобы помолиться своим богам, попросить у них удачной охоты.



Не случайно основным персонажем наскального искусства Томи является красавец-лось.



Он был не только объектом добычи, но и объектом поклонения, воплощением мощи и сосредоточения жизненных сил. Около ста фигур этих животных выбито на Томской писанице.
Большое количество антропоморфных изображений - это и шаманы, обряженные в звериные шкуры, и солнцеголовые божества.



Древнее святилище содержит около 280 рисунков. Самые ранние рисунки относятся к концу неолита 3-4 тыс. до н.э. - это лоси, медведь, антропоморфные существа, знаки солнца, птицы, лодки. Олень-солнце, личины, птицелюди - это рисунки эпохи бронзы (2 тыс. до н.э.) Многие изображения уникальны и являются шедеврами первобытного искусства
Музейный комплекс "Мифология и эпос народов Сибири" расположен на культовом холме, над святилищем «Томская Писаница». Он полностью основан на исторических реконструкциях. Цель экспозиции - показать историю сибирских народов в разное время через демонстрацию их мировоззренческих концепций.
Обо - распространенное сооружение из камней у народов центральной Азии.



Культ «обо» связывают с почитанием хозяина местности (гор), природы, предков. Считалось, что духи-хозяева местности могут повлиять на будущий урожай, жизнь людей. Существует поверье, если повязать на «обо» цветную ленту, и она станет белой, очистится душа человека.



А это - «Торум канн» (божье место) - святилище у народов манси. Центральным сооружением святилища являлась опора для установки изображения мансийского пантеона.



В центре опоры - большая ель - торум йив - божье дерево. На нем помещали изображение Мир-сусне-хума - «За миром следящего человека, младшего сына верховного бога Нуми-Торума, управляющего человеческим обществом.
С боков от центрального сооружения расположились боги помельче.



Есть здесь поминальники и жертвенники (скифского времени, древних тюрок), ритуальную коновязь, священные каменные алтари и скульптурные образы мифологии - макеты изваяний древнетюркских каменных баб.


О материальной культуре народов, проживавших в Сибири с эпохи камня до средневековья, рассказывает экспозиционный комплекс «Археодром», где демонстрируются полномасштабные реконструкции древних жилищ и павильонов погребений.



В последние годы ведется работа над созданием большого этнографического комплекса «Русское сибирское село». В настоящее время уже создана экспозиция, освещающая быт первых русских поселенцев «Ясачное зимовье».


Условия кочевого образа жизни монгольских скотоводов представляет сборная войлочная юрта.



Благодаря обтекаемой форме при ветре она выдерживает значительные нагрузки. К деревянным раздвижным решеткам, образующим каркас, волосяными веревками прижимается покрытие из белого войлока. В середине юрты - очаг, пол устилается войлоком и поверх него - войлочным ковром. Юрту ставят входом на юг. Пропорции юрты воссоздают модель солнечных часов. По месту падения солнечного луча в юрту определяли точное время дня. Внутренняя планировка юрты условно делится на 12 частей согласно циклу календарного летоисчисления. Части называются по месяцам восточного календаря.
С сентября 2008 г. в музее-заповеднике «Томская Писаница» появилась новая экспозиция - действующая часовня-храм, названная в честь Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия.






Освоение Сибири российским государством изначально было связано с распространением христианства среди местного населения. Здание уникально по своей архитектуре. Его высота составляет 33 метра. Таких высоких часовен в Кузбассе больше нет. Построена она по канонам древнерусского зодчества из лучших сортов дерева (сосна и лиственница) на живописном берегу реки Томи.

Наша прогулка подошла к концу. И в заключении я хочу сказать огромное спасибо Гале и Леше за то, что они привезли меня в этот необычный музей - заповедник, где я славно погуляла, вкусно поела, хорошо отдохнула и замечательно провела время.

Сибирь Кемерово

Previous post Next post
Up