22 апреля (15-день): Токио.
По прогнозу сегодня утром солнечно, а после обеда облачно, но без дождя. (Ренин: ты шутишь так что ли?) Я выглянула на улицу и убедилась, что японцы идут без зонтов. Поскольку японцы предпочитают большие нескладывающиеся зонты, которые в сумку не спрячешь, то, выглянув в окно, сразу можно определить будет дождь или нет.
Ренин: ну… прям.. а я открыл свой зонт, чтоб посмотреть через зонт, а не открыла ли свой зонт она.
Двухнедельный проездной на JR кончился вчера, и мы купили однодневный билет на метро без ограничений, который полностью и обкатали. За билет на метро мы заплатили 600 йен (цена в октябре 2014 снизилась с 700 йен), а наездили почти на тысячу. Правда, необходимость в использовании двух заключительных вечерних поездок достаточно спорная… Дело в том, что часто, делая пересадку между линиями, нужно пройти не меньше 500-800 метров. При этом на указателях направления переходов указано точное расстояние до станции. Вот и получилось, что нам надо было проехать одну остановку, но при этом перейти на другую линию, а пока сделаешь эту пересадку, уже получается быстрее дойти пешком.
Поскольку сегодня по прогнозу солнечный день, (Ренин бьётся в экстазе и выпил все пиво в округе) то на него (не на Ренина, а на день) мы оставили посещение сада Рикугиэн, расположенного на северной окраине Токио, и осмотр северной части города.
Выходим из метро и по улице идем в сторону сада, постоянно ориентируясь на указатели, которые не только показывают направление, но и точно указывают на расстояние до него.
И вот доходим до перекрёстка, где указатель вдруг показывает непонятно куда. В недоумении озираемся по сторонам, всматриваясь в карту… (Опять Ренин тупит. Блиииин… Ну такого у меня нигде не было. Вот, честно: прям обидно было. Прям вся Япония прошла (дополнительно к дождю) в теме «да, неправильной дорогой идете, товарищи») И тут к нам подходит местный дедушка и спрашивает, что мы ищем. Оказывается, что поворот к парку был на предыдущем пересечении с узенькой улочкой, которую мы проскочили, не глядя, и по которой никогда бы не подумали идти самостоятельно. Слишком уж она казалась невзрачной, чтобы вывести к такому красивому саду.
Сад создавался в течении семи лет, начиная с 1695 года. В облике сада в миниатюре воссозданы 88 ландшафтов из знаменитых вака (стихотворений в 31-слоговой пяти строчной форме), поэтому виды меняются буквально с каждым шагом.
Приятно погуляв в парке часа полтора, едем в район Уено, где находится одноименный парк и национальный Токийский музей.
Парк Уено - одно из любимых мест отдыха токийцев. Это еще и одно из прекрасных мест для любования цветущей сакурой. Здесь даже можно покататься на лодках по каналу, созерцая и наслаждаясь цветущими деревьями.
Высажена сакурой и центральная аллея парка, и я предвкушала увидеть остатки цветущего великолепия, но все уже закончилось. И не было ни малейших признаков, что еще совсем недавно тут все пестрило от изобилия белого и розового: вдоль центральной аллеи пышно зеленели деревья, и я не сразу поняла, что это и есть те самые сакуры, которые я ожидала увидеть цветущими…
Ренин: да мы всю сакуру цветущую, к сожалению и видели только в «хвосте», т.е. самое-самое окончание.
Про снег лепестков вчера помните?
От парка я ожидала большего и представляла его совсем не так. Поэтому у нас даже фоток из него нет. Это обычный парк, как, например, парк Горького в Москве, а не традиционный японский сад, какие мы уже видели и очень полюбили. Здесь есть храм и пагода, несколько музеев и большое озеро. А вот с чем здесь как-то совсем плохо, по крайней мере, нам так показалось, так это с местами общепита. Время обеда, мы проголодались, а еды особо и нет. Starbucks с бутербродами и пирожными, еще одно похожее на него и достаточно дорогое кафе и пиццерия. Пошли выбирать лучшее из худших мест кормежки и решили попробовать местную пиццу с картошкой и сосисками. Тесто нам показалось недопечённым и мы не сильно впечатлялись. Одно из немногих наших кулинарных разочарований в Японии…
Ренин: о, япона мать, Ренчик разнос устроила. Не, я-то знаю, что ей поесть надо, а то будет злая, если некормленая. Лучше и не подходи. Но тут сурово она так заяпонила
После обеда пошли в Токийский национальный музей, вернее только в здание Ханкан, где находится коллекция исключительно японского искусства. В Тоёкане - втором здании музея - расположилась экспозиция произведений неяпонского восточного искусства, в основном, Китая и Кореи. Третье здание - Хэйсэйкан - предназначено для проведения выставок и размещения коллекции находок японских археологов.
Ханкан - очень интересный музей; мы пробыли в нем около двух часов и вышли с закрытием в 17:00.
Ренин: вот нифига этого музея не помню… Площадь перед музеем - помню. Мужика-самурая в пальто - не помню. От, хонсю-монсю…
К этому времени стали закрываться все немногочисленные лавчонки в округе. Даже фонтан и храм закрылись. В путеводителе было написано, что парк закрывается в 17:00, и мы не могли понять, что это означает, если парк не огорожен и нет входных ворот.
Теперь едем в район Асакуса. Поехали на метро, а когда из него вышли - на улице шел дождь, (Ренин: совсем не оригинальная фраза) хотя по прогнозу его и не было. И все японцы тут же, как иллюзионисты, спрятались под зонтиками, которых утром никто из них не нес с собой. И откуда они их взяли?!
От станции метро Асакуса можно увидеть здание пивоваренной компании "Асахи" (по-японски - "восходящее солнце"), расположенного на противоположном берегу реки Сумида.
Построенное в 1989 г. по проекту французского архитектора-новатора Филиппа Старка, здание увенчано массивной конструкцией золотистого цвета, которая по замыслу архитекторов должна была символизировать пышную пену над кружкой сухого пива "Асахи", а также невероятно успешную работу этой компании. Но, очень уж модернистский символ пивной пены получился, и в народе за этой штуковиной прочно закрепилось прозвище "золотая какашка". (Вот только интересно, японцы ее тоже так называют или же это народное творчество гадзинов?
)
Ренин: вооот.
То есть мне.
Пивопющему.
Показать вот это, как символ пивной пены.
Модернисткой.
Если это пена пива…
Нууууу…
От станции Асакуса начинает торговые ряды, где можно купить различные сувениры и изделия традиционных японских искусств.
Когда-то это был район проституток, куда они были собраны со всего Токио. Кто-то очень мудрый не одно столетние назад решил, что поскольку проституцию извести все-равно не удастся, то лучше собрать всех ночных жриц в одном месте, чтобы за ними было легче наблюдать и контролировать.
Теперь в сохранившихся старых деревянных домах находятся магазины.
От торговых рядов выходим к храмовому комплексу Сэнсодзи.
Известный под названием Асакуса Каннон, этот храм считается в Токио самым священным и почитаемым. Колокол
колокольни Бэнтен-яма-Сёро отбивает время с начала XVII века
Ренин: ЭТО КОЛОКОЛ?!
А рядом красиво подсвеченная пагода.
Внутри главного зала
помещено изображение Каннон - бодхисатвы милосердия. И, пусть храм уже был закрыт и внутрь мы не попали, но стоило прийти сюда после закрытия, поскольку в ночной подсветке он смотрится просто великолепно.
Время ужина и мы стали смотреть, где бы поесть. У Андрея на сегодняшний ужин была "идея фикс": поесть мраморного мяса, но в мелких окрестных едальнях мясо такого уровня не подают.
С разных просторов Инета: "Мраморное" мясо - это говядина, названная так за специфические белые прожилки. Она стала необычайно популярна в шестидесятые годы позапрошлого столетия. До этого, на протяжении многих столетий, блюдо из мяса коров породы "тодзима" считалось редчайшим деликатесом, попробовать, который удостаивались лишь избранные. Согласно одной из распространенных версий, первую корову этой породы доставила на японскую землю из Кореи некая богиня еще две тысячи лет назад. Что касается фактов, то упоминания об этом продукте встречаются в японских хрониках более тысячи лет назад. За это немалое время разведение чудо-коров превратилось в Японии в настоящий культ.
Мраморность достигается особой технологией откорма скота, В рацион животных включают специальную кормовую смесь, содержащую большое количество кукурузы, зерна, люцерны.
"Мраморное" мясо имеет сто двадцать разновидностей, каждая из которых носит название той деревни, в которой производится. Самый известный - "Кобэ-гю" - сорт из столицы этого редкого деликатеса - города Кобе. Блюдо, которое получается из местных коров нежное и тает во рту. В Японии даже существует поговорка: "Для мяса из Кобе не нужны зубы".
Ренин: существует несколько школ как по выращиванию так и по поеданию мраморного мяса…
В школе Ренина главное - это мясо найти… А дальше - хоть бамбук не расти...
Решили ехать в район центральной ж/д станции Токио, который находится относительно недалеко от нашей гостиницы и, где много ресторанов более высокого уровня. Наконец-то нашли!!! Ренин высмотрел меню ресторана на углу улицы, а сам ресторан находился в большом здании, где мы его еще долго искали внутри по этажам, поскольку название на рекламном щите было на японском?
Ренин: дааа… «Главное - найти». И вот на той стороне проспекта зоркий глаз полностью голодного Ренина замечает некую рекламку и, вроде как, с мясом. Вот фотка с Гугля-карты.
Чуйствуете как поесть-то было охота? С левой стороны, где стрелка, вот оттуда я узрел то, что справа в овале. Только у нас еще все в темноте происходило
Долго думали, что же заказать, т.к. хотя и были фотки блюд с названиями на английском, но попробуй понять по японскому названию, как это мясо приготовят. В результате выбрали два разных ассорти. Одно ассорти с различными добавками и второе с различными сортами мраморного мяса. Относительно обычных наших ужинов, которые обычно нам обходились на уровне 25$, этот с выпивкой обошелся нам на уровне хорошего израильского ресторана - около 90$. Но, гулять - так гулять! И к мясу были заказаны бокал красного вина - мне, пиво - Ренину и маленькая бутылочка саке на двоих.
Сели, заказали. Официантка принесла воды, сняла крышку с середины стола, покрутила краник сбоку и … вуаля… у нас получился - гриль на камнях с газовым нагревом, называемая тэппанияки.
От нашего консультанта по Японии:
Во, мать, нашла ошибку! Непростительную! Теппан яки - это дословно - жарить на металической плите... Улавливаешь? Плите! Это - такой большой кусок металла... сплошной.. а у тебя что на картинке? С дырочками... то бишь сетка...то бишь ами. Амияки у вас - гриль на решетке, короче...
Ооооо! Эврика!
На теппан яки нам готовили
окономияки в Хиросиме!Потом принесли сырое мясо и закуски,
И мы начали наш заключительный ужин, названный «Прощание ниппонки»* с самоприготовлением,
не забыв повязать выданные фартуки, чтобы не забрызгаться.
* На японском языке Япония произносится - "Ниппон"
При расчете нам выдали мороженое за счет заведения.
Как же было вкусно и здорово. Особенно то, что наш заключительный ужин в Японии оказался таким особенным!
Ренин: и да - ресторан оказался корейским.
Но школа Ренина потому и носит гордо свое имя по всему свету, ибо нет в этой школе ограничений по странам-народам. И верна эта школа интернационализму, объединяет пролетариев всех стран простотой своей философии: нашел мясо, закажи к нему пива и наслаждайся. Вот такой правильной «до» и идите, товарищи.
Насколько я понял, иероглиф «до» имеет несколько значений. Одно из них «дорога» в прямом смысле этого слова. А второе - это свод правил, долг, мораль, учение, т.е. «путь» в таком широком философском смысле. Например, этот иероглиф входит в слово «бусидо»**.
** Бусидо́ - кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль.
Ну а наша Японская «до» сегодня, к сожалению, заканчивается. Завтра ранняя «до» в аэропорт.
И «до» до до. Т.е. - до дома.