Очередное сообщение в СМИ: некто Бакай, который в годы правления Кучмы возглавлял так называемую ДУСю (Государственное управление делами) не смог (или не захотел) уплатить всю сумму за приобретенные им отели высшего класса и потому рискует потерять их. Это лучшие отели в Германии, в одном из них «Бюлергьоле» любил отдыхать Конрад Аденауэр.
Время от времени в СМИ появляются такие сообщения. То дочь Кучмы приобрела самый дорогой пентхаус в Лондоне, то Лазаренко выпустили из тюрьмы в США, то его друг и подельник Кириченко приобрел дорогое имение в Калифорнии и так далее.
Воспринимаются такие сообщения уже давно весьма инертно, как должное, все свыклись с мыслью, что «плетью обуха не перешибешь», да и не очень спешат «перешибать». Часто приходится слышать, что «этот молодец, что берет, а тот только болтал». Синхронная и агрессивная промывка мозгов через газеты, радио, телевизор дала свои плоды, и беспардонный грабеж, сопровождаемый насилием, смыв невысокие нравственные барьеры, легитимизовался в сознании людей. Исчезло осознание неправедности совершаемого, появилось осознание, что «я бы тоже поступал так, если бы был там»
В известном библейском сюжете о Содоме и Гоморре, Бог обещает спасти город, если в нем найдется хотя бы десять праведников:
«Может быть, найдется в этом городе до пятидесяти праведников; неужели не пощадишь этого места ради пятидесяти праведников? Нет, не может быть, чтобы Ты погубил праведного с нечестивыми - не может быть этого от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?" - Какое святое дерзновение веры, какая сила любви к ближнему! Как неотступно вопрошает Авраам Господа, смертный человек - своего Творца и Владыку! - И какое милостивое снисхождение со стороны Господа к Своему бренному созданию! И сказал Господь: "Если Я найду в Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие". Авраам снова говорит: "Осмелюсь я, прах и пепел, сказать теперь Господу: может быть до пятидесяти праведников не достанет пяти: неужели за то, что не достанет пяти, Ты истребишь весь город?" - Господь сказал: - "Не истреблю, если найду там сорок пять", - Авраам продолжал: "Может быть, найдется там сорок". Он сказал: - "Не погублю для сорока". - Опять Авраам сказал: "Не прогневайся, Господи, если я еще спрошу: может быть, найдется там тридцать". - Господь сказал: "Не погублю, если найдется там тридцать". Авраам сказал: "Осмелюсь я еще сказать Господу: может быть, найдется там двадцать"? Господь сказал: "Не истреблю для двадцати". Авраам опять сказал: "Не прогневайся, Господи, если я спрошу еще однажды: может быть, найдется там десять праведников?" Он сказал: "Не истреблю и для десяти".
Похоже, с праведниками у нас дело плохо, и городу нашему не спастись. Наши президенты - воры чинно восседают в ряд на публичных мероприятиях и имеют вид уважаемых людей, хотя страна в годы их правления постоянно опускалась до абсолютного уровня нищеты, а их близкие при этом фантастически богатели.
Конечно, нельзя сказать, что воровство и коррупция такие уж исключительные явления в мире, в том числе в,так называемых, демократических странах. Время от времени их потрясают скандалы, как, например, в Италии, связанные с сутенерско - эротической деятельностью Сильвио Берлускони, или в Германии, где бывший канцлер Гельмут Коль финансировал собственную партию за государственные средства. Но государственный и общественный организмы в этих странах не утратили иммунитет. Пишет пресса, и на нее реагируют, проходят суды, убивают прокуроров, но мафиози садятся в тюрьму,и ,уж во всяком случае, их политические карьеры криминал перечеркивает. Увы, наша пресса если и пишет о чем - то подобном, то на нее никто или почти никто не реагирует, суды заказные и выносят вердикты в пользу властной мафии, и крупным ворам могут угрожать только еще более крупные, но не Фемида, не общественное мнение, не пресса, и вообще ни одна из известных четырех властей.
К сожалению, у нас не сформировалось гражданское общество тогда, когда оно формировалось в большинстве демократических стран. Сейчас же, когда налицо колоссальная эрозия религиозных и нравственных ценностей, для формирования его часто уже отсутствует базис. Дикостью своих общественных, социальных и политических нравов мы часто шокируем и отталкиваем представителей обществ, которых мы сами называем цивилизованными, априори как бы подразумевая собственную нецивилизованность. И, однако, подниматься придется. Тяжело, мучительно, болезненно, но придется, поскольку в ином случае мы останемся, по выражению Гоголя, «прорехой на человечестве». Увы, помочь нам может только Бог. Да еще, с Божьей помощью, мы сами себе.