На самом деле сейчас - под шум ветра, и тут вдруг и под шквал града (бедные мои помидорчики - 8мм градины!)... Но чтение милейших рассказов в одном уютном журнале увело в воспоминания о разных поездных историях. А поездила в разных поездах много и конечно не без приключений. С 8-и наверное и до 42-х почти, хотя что это я привираю - вот на днях тоже поездом, только совсем другим, не российским, на экзамены каталась. То есть 30 лет разъездов и приключений. Интереснее всего для меня поезда общениями - при том что общаться и меня тянет далеко не всегда, да и попутчики бывают такие, с которыми лучше читать, не поднимая взгляда. Но смешные приключения вспоминать очень классно, тем более сейчас - начитавшись про ужос-ужос-ужос какой опыт новой но как будто всю жизнь знакомой (а так ведь пока виртуальной) подруги.
8 лет. Три мамы решили вывезти дочерей из пыльной летней Москвы к югу и главное фруктам. Молдавия. Где-то берега Днестра под Тирасполем. Тут воспоминания детства отрывочны - белые стены арендованной комнатки, где мамы затирали зубной щеткой следы ежевечерне выбиваемых комаров, дорога к Днестру через помидорные поля (вот оно, нашлось детское ведёрко-то любви к помидорам!).. И поездных 2 фрагмента. Перывй - как мама Лена спрашивает Лену-мелкую, интересовавшуюся и тогда всяко природым - а что из окна поезда видно вот там на поле растёт? - А вот огурцы, к удивлению мамы Лены вернейше отвечает мелкая. И добавляет - вот только не знаю, отсюда не видно - свежие или солёные. Это конечно стало одной из дружеских баек на годы. И обратный путь помню - с какими-то немыслимыми банками-флягами-бидонами с вишневым вареньем (с косточками конечно же) и корзинами опять же помидоров. И ужас едеинственного папы Юры, встречавшего в ночи всю эту женско-девочковую компанию на Киевском вокзале Москвы...
13 лет. Первая школьная экспедиция на Белое море. Поезд 182 пассажирский Москва-Мурманск с остановкой на станции Кандалакша. Отправлением в 18 с небольшим из Москвы и прибытием через две-ночи-один-день чуть раньше 6 утра на весьма прохладную в сравнении с летней Москвой и богатую яростными комарами станцию Кандалакша. Экспедиция школьная называлась «муравьи», да и сейчас так называется - потому что всю провизию тщательно спланированную Валь Иванной и купленную при помощи в том числе и детских хныков в РОНО на одной из продбаз - мы везли в Кандалакшу из Москвы с собой. Из это было от 32 до 46 на моей памяти коробок. Вполне таких немаленьких, скажем 30х40х40 см, пронумерованных и подписанных. 13-15 юннатов под руководством ВальИванны очень как раз по-муравьиному перетаскивали это всё - из машины-в вагон плацкарты - под сидения и наверх, потом из вагона-на-станции-на-перрон (все номера тут, ничего не забыли?), потом с перрона на автобусную остановку первого автобуса №1 до конторы заповедника и на причал... Может быть именно с тех плацкартных поездок, толково организованных Валь Иванной - я и отношусь очень хорошо к поездам. Мы конечно шалили, но у нас всегда были 1-2 гитары и неплохие голоса, мы играли в какие-то полудетские игры типа слов-городов, переписывали друг у друга слова и аккорды песен, читали то что готовили умное для работы в заповеднике... В общем поезда и тогда уже были средством-передвижения-в-процессе-общения.
О, в студенческие годы я наездилась и того интереснее!
16 лет. 1-й курс биохима. Зимние каникулы. Сергей Александрович Полозов (не читаешь ли? Привет!) - молодой зоолог-орнитолог с нашей кафедры, теперь уже давным-давно сваливший в США учить американских студентов тоже биологии и географии ну и жизни, - организует вывоз студенческого кружка в Сюнт-Хасардагский заповедник, на самый юг тогда Туркменской АССР в район Кара-Калы. И сам он там оказывается раньше - а если не ошибаюсь шестерых девиц-студентов (Лялька, Алёна, Лира, Таня, ещё Наташа и мну - вроде шесть) - сопровождает и окучивает мой же сокурсник, но абориген Кара-Калы Стас Бурнашев. О, это пожалуй одни из самых отменных студенческо-поездных воспоминаний. Трое суток в плацкартном вагоне (в Туркмению даже за деньги СНО всё-таки было недешево весьма), богато отапливаемом углём конечно же туркменским проводником. Стас как знаток обычаев и местных этикетов - умно организовал кооперацию с проводником, откомандировав двух девиц помочь помыть-почистить-нарезать-всё для плова. Во-первых и опыт был интересный - порезать не в труд, а вот как он ухитрялся на угольной же топке изгоовить совершенно настоящий вкуснейший плов - это было очень нечто... Но главное - у нас образовался регулярно горячий и наполненный хорошим ароматным зелёным чаем какой-то орнаментальный (большой + с орнаментом) чайник и семь новеньких пиалушек. Бурнашев к концу третьего дня ехидствовал - сколько верблюдов он мог бы сторговать с проводника - а сторговал только чай и первую пробу плова... Но после краткой ночёвки в Ашхабаде - даже не ночевки, помню краткого визита в душ-цивильный-туалет-попить чаю-на-кухне (Оль, кстати на кухне у Переладова в тот год ведь помнится). И потом в следующий поезд, и вот это реально совсем уже песня. Ашхабад-Кызыл-Арват либо сильно ретро-плацкартный, либо просто обычный довоенный сидячий - не помню впечатления от сортира (всё перебивается другими впечатлениями в Кара-Кале ибо там вода с английской солью), но помню совершенно немыслимую пыть из полуоткрытых окон - жара же, но и не закрываются уже, помню пышных неюных туркменских женщин с узлами и чемоданищами, спавших-как-есть-на-деревянных полках без матрасов. Если верно помню - могла бы и яндексом глянуть - но боюсь спугнуть воспоминания - часов 6 или 7. Так что к автобусу (нет, помнится С.А. организовал нам что-то доставочное машинное, автобус был в след.году или всего 1 раз вообще) мы были полны поездной экзотикой ну просто немыслимо как.
17 лет, август после 1 курса. Ну какой активный студент откажется от стройотряда, тем более если птицы в августе с Белого моря уже улетают - и можно двигать собирать помидоры в Астрахань. Это был не просто поезд. Это был настоящий студенческий эшелон - с почему-то прицепленными в конце двумя вагонами с цыганскими семьями. Вы будете смеяться, но Стас и тут был каким-то начальником. Неудивительно - при биохимовской и вообще педагогической нехватке мужиков. И поезд как туда, так и потом обратно - аки студенческий эшелон - шёл вообще вне графика и ну только что не пешком. Туда точно 2,5 дня, обратно стёрлось из-за других событий. Вот Вы будете конечно смеяться - но тогда в этом студенческом эшелоне чай разносили трижды в день и в строго означенное время. Сейчас даже предполагаю - что это было частью сговора. Под разнос чая, примерно за 5-10 минут - когда народ достаёт уложенные родителями в дорогу съестные припасы и раскладывает их на тоже умно взятых из дома салфеточках (да-да, это с 13 лет часть системы выживания в поезде - всё-с-собой) - появляется строй цыганок-с-цыганятами, которые бегут по вагонам с настойчивыми погадаю-позолоти-и-детским-есть-хочу-дай-дай... От гадалок мы научились быстро блокироваться - и ведь даже просто интуитивно приняли решение, потом уже вычитанное в порции суггестивной лингвистики лет 15-20 спустя... С цыганятами было сложнее - они оказались юркими и ловкими и уже через 30-40 минут строем бежали обратно к себе в вагон - с мешками добытого разными способами провианта. Через сутки пути стратегия студентов сменилась - смотри, колбаса почли пропадает (варёная), так, когда они там побегут - положи, пусть гребут. В общем недобрыми мы стали. От регулрности воздействия с сочетании с поездной скукой. А вот обратный путь был совершенно феерическим. Во-первых в конце августа даже вне графика поезд шёл ещё медленнее. Они все в это время переполнены и все вне графика - а тут ещё «спецрейс». Во-вторых мы, обидевшись на жадность колхоза (хотя колечко на память тогда ведь купила - хм, помещается только на мизинец теперь вот) - но мы решили всё что нам недоплачивают везти помидорами. Ой. Опять помидоры. Вот ведь. Ну короче я везла 125 килограммов. Два больших ящика по 50 и пять маленьких по 5. Как и почти все кто мог. Ящиками, советами по выбору-укладке, доставкой студенто-помидоров к поезду как раз толково помог колхоз. В плацкартном вагоне помидорами было заложено всё. Проходы в отсеках тоже были заставлены ящиками, на ящиках лежали матрасы, на них вполне могли комфортно валяться уже трое человек внизу. Ну а верхние полчки были просто для желающих спать. Оставался узкий, сантиметров 40 максимум - проход по одной стороне вагона. Чай мы уже организовывали себе сами, научены были. Проблема была в другом. После 1 месяца стройотряда на уборке помидоров с очень посредственного качества пищей и очень базовыми условиями жизни - практически всех нещадно мучило подобие дизентерии. Потому вагон разбился на 2 группы - одна использовала 1 туалет в одной стороне вагона, вторая - в другой. И выходя их этого пространства, к удивлению всех нас сохраняющего чистоту - можно было садиться в конец очереди на следующий вход. Однажды перед какой-то крупной станцией проводница закрыла естественно всё - и ушла к подруге. И забыла про нас. О, переживания вагона: «Стаааас, ну найди же проводницу или хотя бы ключ или хотя бы способ открыть дверь...» я буду помнить долго. Одно было тогда хорошо - что я бала почти в самом конце очереди... Всё в общем хорошо закончилось, и мы даже потом стырили треугольный ключик который открывает и по сю пору все замки всех поездных дверей. Только юзать его надо аккуратно - чтобы уж не подставлять проводников.
18 лет. Зима. Грузия с Бутьевым. Поезд Москва-Тбилиси. Аааа, в том числе с Вовой Фридманом!!!! И потом с 19-и до 27-и регулярные поездки в очень знаменитом поезде №5 Тегеран-Баку-Москва до станции Самур на самом юге Дагестана. Когда сначала собирался и за пару недель до выезда экспедиции отправлялся багаж в настоящих экспедиционных вьючниках - и товарными вагонами, а потом уже с рюкзаками и оборудованием ехала сама экспедиция... И как дважды багаж тормозит где-то в пути и у нас были «дни солидарности с голодающим в Америке доктором Хайдером»... Но пусть это будет в следующей серии, а я пойду реанимировать явно пострадавший от 8-мм града огород.
Лёш, Костин, ты ведь читаешь? Из Самурских я вспоминаю самый «кайф» про «а вот наш поезд уже ушёл».
Ну что Лен, верно ведь, богатые поездные истории? Это малая часть ;-)
Добавлю фото одной из последних поездок - с Яном на Белое море.
В поезде - просто купили всё купе.
Проводницы и вокзальные псы - увы не помню точно станцию.
На платформе станции Медвежья гора по дороге в Кандалакшу в 2008 году...
У монумента в Петрозаводске.
Это ж для мужа всё экзотика! А для меня - частично память и уроки детства и юности ;-)