Начала читать - но уж если времени мало, а запомнить полезно - буду читать и сюда копировать цитаты. С коментами (если вдруг зацепило и думаю иначе). Интересный человек и сама
автор - Анна Витольдовна Беликович.
Ниже все ссылки (как и клик по картинке заголовка) ведут на одну и ту же страницу статьи. Все выделения здесь в цитатах поста - мои. Читайте оригинал полностью, я скопировала для запоминания только фрагменты. Все, время вышло, надо в другие дела.
Разделяю, поддерживаю, нравится (или не нравится, но согласна что важно и так и есть)!
"...реальные заповедники не соответствуют тому имиджу, который о них сложился в обществе. Все мы оказались в заповедниках именно благодаря ложному имиджу: заповедник - сосредоточие романтики и дикой природы, овеянное легендами место, где никто не посягает на жизнь на себе подобных - животные и растения, ландшафты и экосистемы, где в полной гармонии с природой ты можешь бродить по девственным лесам и горам, жертвуя свои силы на благородные дела: изучение, охрану, мониторинг..."
"...чем живет реальный заповедник и каковы его проблемы - об этом у людей имеются только самые смутные представления..."
"...Отделы охраны, раньше называемые лесными отделами, всегда занимали в заповедниках центральное место. Многие старые директора по-прежнему увлечены идеей полного запрещения входа на территорию заповедника, и призыв превратить заповедник в национальный парк вызывает у них скрежет зубов. Летучие и особые отряды быстрого реагирования из инспекторов часто являются предметом хвастовства руководителей ООПТ. Полицейские права, которыми наделена служба охраны федеральных ООПТ, всегда вызывали у меня какое-то смятение чувств..."
"...Вся история заповедников усеяна разного рода мелкими и крупными конфликтами с окружающими природопользователями. Местным хозяевам трудно смириться, что богатые ресурсы (сено, трава, орехи, дичь, рыба, камнецветное сырье и т.п.) лежат без дела и пользования на «охраняемых территориях», даже если ООПТ имеет длительную историю развития. Конечно, через пару десятков лет после создания ООПТ местные жители привыкают к ее существованию, но это не значит, что они внутренне согласились с явной несправедливостью, возникшей вокруг них... " Еще четыре цитаты таких - под катом.
"...удаленность коллективов научных отделов от научных центров страны вносит существенные искажения в рост квалифицированных кадров. Командировки были ограничены финансированием, которое постепенно уменьшалось, пока не сошло практически на нет. В нынешнее время даже заместитель по научной работе может себе позволить не более одной командировки в год. Общее слабое финансирование научных отделов и маленькие зарплаты привели к тому, что сотрудник заповедника стал в первую очередь не исследователем, а выживальщиком - он должен заниматься самообеспечением (себя и своей семьи), а к тому же активно участвовать в экопросветительской работе. Подготовка научных публикаций и диссертаций в такой среде идет настолько медленно, что наносит урон квалификации специалиста..."
"...Заповедники не могут быть центрами научных исследований, потому что утратили связь с научно-исследовательскими центрами страны. Штаты научных отделов старятся, не пополняются, утрачивают свою функцию..."
"...Как всякий малый коллектив, заповедник раздираем внутренними отношениями и проблемами, связанными с социальной психологией групп. Как во всяком малом коллективе, здесь очень болезненны всяческие иерархии и велика роль лидеров, как формальных, так и неформальных. Особенность работы заповедника часто напрямую зависит от характера его руководителя и его мудрости, причем директор должен быть поистине гением: одновременно разбираться в охране, науке, образовании, бизнесе, финансах, но главное - в психологии малых групп..." ".
..Так и хочется крикнуть всем директорам ООПТ: если знаете, что у вас на территории есть пробные площади - какие угодно, лесные, геоботанические, зоологические - но маркированные, с помеченными стволами, с имеющейся документацией - храните их без оглядки! Делайте все, чтобы они обновлялись, чтобы их ревизии проходили в срок! Ведь это - главный экологический банк страны, как генный банк для медицины. Отмаркированный в природе репер - это объект наблюдения, проходящий сквозь время, ценность его с годами только увеличивается. Заповедники с системами экологических маркеров - это столпы заповедной системы, с них надо сдувать пылинки и платить только за содержание пробных площадей..."
Запомню и прокомментирую - но не сразу. Думаю иначе / другое.
"
...Куда дешевле для организации сократить ставки научных сотрудников вообще, а вместо этого принимать летом пару-тройку групп ученых из городских институтов. Они и работают более интенсивно, и отчеты пишут более квалифицированно, и возни с ними никакой нет - им не надо никакого постоянного жилья, они не возмущают спокойствие, не гонят волну, коллектив не бурлит - потому что коллектива на месте как такового нет. Сделал гостиницу для заезжих спецов, выделил им на сезон транспорт для заезда в заповедник - вот и все расходы, и все довольны. Для координации работ можно оставить в научном отделе 1-2 человека. Так и поступают некоторые директора, уставшие от вечно недовольных, неудобных и чересчур креативных товарищей, от недостатка финансирования, от необходимости постоянно решать нерешаемые проблемы с кадрами. Оставляют одного зама по науке - а то и еще лучше: вообще на местах сокращают весь штат научников, а зама нанимают на полставки в соседнем городе..." Тут надо бы отдельный ппост написать, давно собиралась.
"
...Случившийся после перестройки экономический кризис подорвал основу жизни селянина. Советские хозяйства разорились, колхозы влачили жалкое существование, закрылись многие рудники, другие производственные предприятия, обеспечивавшие работой людей в отдаленных местностях. Жители бросились в леса и горы на пропитание; в течение двух десятилетий только дикая природа могла помочь им выжить. И в такой ситуации заповедники с их полным запретом на изъятие ресурсов стали монстрами в глазах местных сообществ. Внезапно они превратились в фантастических чудовищ, борьба с которыми священна, а их управляющие стали «собаками на сене», нелепыми и глупыми в абсурде взаимной экономической нищеты... " Это тоже особая долгая тема и ИМХО очень фигово понятая в России.
Ооо, тут просто - совершенно согласна с содержанием цитаты - но вероятно стоит записать и мысли в ту же тему свои. "
...Есть такое жестокое явление, о котором говорить не принято - тотальная и сокрушительная зависимость от работодателя. Чем коллектив меньше и чем удаленнее охраняемая территория - тем уродливее формы этой зависимости, тем больше власть непосредственного начальника. А кому из них понравится бурное обсуждение личностей и проблем на просторах интернет-сетей? Да легче вообще закрыть аккаунт или повредить его, чем допустить «вытрясывание мелкой грязи» на всеобщее обозрение. Поэтому любые контакты сотрудников по животрепещущим проблемам с внешними силами - почти табу: ведь это то же самое что отрезать самому себе голову..."
И еще четыре абзаца с цитатами - под катом.
И тоже - да-да-да! Если про школы - гениально! И тоже стоит дополнить (вы удивитель - но как минимум - платностью экскурсий для школ).
"...отделы экопросвещения в ООПТ стали некими продолжениями школ. Экскурсии с детсадовскими детьми, школьные уроки, выставки рисунков, музей, экологическая тропа, экспозиции под открытым небом… Ну уж если это все продолжать - так почему бы просто не ввести в школах обязательный предмет по краеведению, с преподаванием в нем сотрудников отдела экопросвещения. Тогда надо приять этих сотрудников на почасовую оплату в образовательные учреждения - и тем снять столь острый финансовый вопрос..." Очень супер-идея и суперский проект - не знала о нем. "
...в Сохондинском заповеднике, наш зам. по науке устроил для местных парней-школьников необычный проект - сбор семян дикорастущих злаков на территории, соседней с заповедником. Семена были собраны в таком количестве, чтобы посеять их на семенниках местного колхоза и создать искусственные луга. Это был грандиозный проект! Это было начало 1980-х годов - об отделах экопросвещения только говорили. Грандиозность замысла я поняла много позже: ведь это была осязаемая руками связь науки с сельхозпроизводством, это было НАСТОЯЩЕЕ..." Тут бы интересно другие полезные варианты - вот конечно вспоминаю гагачий пух и учеты/кольцевание и сборы желудей. Но в цеорм такого настоящего - много не вспомнить.
Тут мега-поле для содержательных дискуссий. Пока неготова дискутировать вообще (да и вот нафига оно мне то?). "
...Разработанные принципы составления Летописи природы были в свое время несомненно крупным достижением. Именно Летопись как ежегодный обязательный документ организовывала работу научного отдела (а часто и отдела охраны). Но если и отдела нет, или он состарился и не ходит в поля, и большая часть работ на конкретной территории свернута, то какой смысл в цеплянии за Летопись? Не стала ли она мастодонтом в быстротекущих буднях? Да и кому нужны эти документы, если они сверху никем не обрабатываются? ..."
Еще одна мега-тема. Жаль, не написала я в свое время про ранние дискуссии о природном парке "Ергаки"- о том что вообще к ООПТ неприменимо мышление о скорости возврата инвестиций (это мы с Андреем Гнездиловым раза два или три удивительно плотно обсуждали). "
...Принципиально я не вижу ничего плохого в самой идее перевода всех заповедников в нацпарки, но только если все заповедники как объекты сохранить и придать им статус заповедных ядер. Но все это может сработать только тогда, когда доходы от туризма и рекреации с территории рекреационных зон национального парка будут хотя бы на 50% уходить на охрану и упрочение заповедного ядра, на оплату тех сотрудников, что заняты именно заповедником, а не только на обустройство и развитие туристической сферы. В реалии же, учитывая слабый кадровый потенциал ООПТ и низкие зарплаты, мы получим значительный перекос в сторону туризма, потому что только эта сфера может быть финансовым донором ООПТ...".