"Рождение Венеры" работы Сандро Боттичелли (1482-1486)
Прекрасные дамы, образы которых сохранились для потомков благодаря шедеврам великих мастеров. Можно много ворчать, что сейчас в моде другие типажи и фигуры, но эта красота и искусство вечны. Если взглянуть на их биографию, это были женщины с трудной судьбой.
Симонетта Веспуччи (1453-1476)
Симонетта Веспуччи (урожденная Каттанео) - натурщица художника Сандро Боттичелли. Она покорила Флоренцию своим нежным очарованием и стала для потомков олицетворением итальянского ренессанса.
Симонетта в образе Венеры
Перед этой дамой преклонялись два брата влиятельного семейства Медичи - старший Лоренцо и младший Джулиано. Симонетта была замужем и не была замечена в порочащей связи с правителями Флоренции. Ею восторгались как «Прекрасной дамой» - образом красоты и целомудрия.
Прекрасная дама была супругой знатного Пьеро Веспуччи - родственника знаменитого исследователя Америго Веспуччи. В честь Америго назван континет "Америка", именно он доказал, что Америка - отдельный континет.
Джулиано Медичи (портрет работы Ботичелли)
Прекрасная Симонетта покорила Флоренцию не только благодаря внешней красоте, но и доброму нраву. Ей восхищались и мужчины, и женщины.
Поэт Полициано писал о добром характере Симонетты: «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности. Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы».
Симонетта Веспуччи (Боттичелли ?)
Младший из Медичи Джулиано во время рыцарского турнира избрал Симонетту своей дамой сердца. Боттичелли изобразил ее портрет на штандарте Джулиано в образе богини Афины (Минервы). Симонетта была провозглашена королевой турнира.
«Дама Джулиано, прекрасная Симонетта, изображенная в виде Минервы, стоит на пылающих оливковых ветвях. В одной руке у неё щит с головой Медузы, в другой копье. Она смотрит на солнце. Амур, стоящий рядом с ней, привязан к стволу оливы, его лук и стрелы сломаны. Солнце олицетворяло славу, которой Джулиано покроет себя на турнире и которая воспламенит сердце красавицы»
Фрагмент фрески с портретом Симонетты (Ботичелли)
«Она бела и в белое одета;
Убор на ней цветами и травой
Расписан; кудри золотого цвета
Чело венчают робкою волной.
Улыбка леса - добрая примета:
Никто, ничто ей не грозит бедой.
В ней кротость величавая царицы,
Но гром затихнет, вскинь она ресницы
Возьми она сейчас кифару в руки -
И станет новой Талией она,
Возьми копье - Минервой, а при луке
Диане бы она была равна.
Ей не навяжет Гнев своей науки,
И Спесь бежит её, посрамлена.
Изящество с неё очей не сводит,
И Красота в пример её приводит»
Писал поэт Полициано.
Симонетта в образе Клеопатры (портрет работы Пьеро ди Козимо)
Прекрасная Симонетта умерла от чахотки в 1476 году в возрасте 23 лет. За ее жизнь боролись лучшие медики Флоренции, но медицина эпохи была бессильна против болезни.
Лоренцо Медичи вспоминал о трагедии:
«Была ночь, и мы с моим дражайшим другом шли вдвоем, беседуя о поразившем нас несчастье. Погода была ясная, и мы, беседуя, увидели на западе сверкающую звезду, столь яркую, что она своим сиянием затмила не только другие звезды, но и прочие светила, померкшие в её свете. Любуясь той звездой, я обернулся к другу своему и сказал: Не удивимся мы, если душа этой дивной дамы превратилась в новую звезду или же, вознесясь, соединилась с ней».
«Клевета» работы Ботичелли
Симонетту оплакивала вся Флоренция: «С непокрытым лицом несли её из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел её… Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни её считали непревзойденной. В её облике явилась истина слов Петрарки: Прекрасна смерть на лике сем прекрасном»
Маргерита Лути (Форнарина)
Натурщица Рафаэля Санти по прозвищу Форнарина (что означает - булочница). По легенде она была дочерью пекаря и торговала булочками. Влюбленный Рафаэль выкупил Форнарину у ее отца за 3000 золотых монет.
Предполагаемый портрет Форнарины (1518-1519) работы Рафаэля
Дама в покрывале, возможно, тоже Форнарина (1514-1515)
Предположительно, они познакомились в 1508 году, когда Форнарине было 17 лет, а Рафаэлю 25 лет.
Рафаэль и Форнарина прожили вместе 12 лет до смерти Рафаэля в 1520 году. Существует версия, что художник тайно женился на своей натурщице. Это было рискованно, поскольку кардинал планировал женить художника на своей племяннице.
Предполагают, что Форнарина позировала для картины "Сикстинская Мадонна" (1512-1513)
Вероятно, что после смерти Рафаэля безутешная Форнарина постриглась в монахини.
Достоверные сведения о биографии Форнарины пока не обнаружены.
«Рафаэль и Форнарина» в представлении художника Жанна-Огюста Энгра.
История Рафаэля и Форнарины привлекала романистов, художников и режиссеров. Красивая и печальная история любви знаменитого художника и простой булочницы.
Саския ван Эйленбюрх (1612-1642)
Младшая дочь бургомистра Ромбертуса ван Эйленбурга, которая стала супругой и натурщицей живописца Рембрандта.
Они поженились в 1633 году, когда Саскии был 21 год, Рембрандту - 28 лет. Саския стала любимой натурщицей своего мужа.
Знаменитая «Флора» Рембрандта (1634 год). Выставлена в Эрмитаже
Счастливое супружество продлилось 8 лет, в 1642 году Саския скончалась от туберкулеза в возрасте 29 лет.
Рембрандт - автопортрет с Саскией на коленях или "Блудный сын в таверне" (1635)
Предположительно, после ее смерти художник утратил покровителей - родственников жены, и поэтому у него начались трудные времена.
«Посмертный портрет Саскии в образе Флоры» (1660)
Елена Фоурмен (1614-1673)
Любимая модель Рубенса с пышными формами, которая была дочерью купца - торговца коврами. Брак с Еленой Фоурмен в 1630 году был вторым для Рубенса, его первая жена Изабелла Брант умерла в 1626 году. Художник очень тяжело переживал смерть Изабеллы и решение жениться второй раз далось ему нелегко.
Рубенс с Еленой Фоурмен и детьми (1638 год)
Когда живописец решил жениться, Елене Фурмен было 16 лет, а ему - 53 года.
Художник писал о своем решении жениться вновь:
«Я решил снова жениться, потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия; впрочем, если справедливо ставить на первое место умерщвление плоти... Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при Дворе... Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, было бы тяжко потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи».
"Шубка" (1636-1638)
Философ Ян-Каспар Гевартиус поздравил молодых стихами:
«Образ Елены Аргивской замыслил исполнить художник,
Блеск чудесных очей, эллинки дивной уста.
Выбрал во граде своём пятерых прекрасных кротонок,
Каждой чтобы черты облик Елены впитал.
Вот у одной лоб сияет, как снег, белизной беспорочной,
Золото мягких кудрей льётся на плечи другой;
Третьей пурпурные щёки и шея кости слоновой,
Губы, как роз лепестки, спорит со звёздами взор.
Пышные плечи и крепкая грудь у девицы четвёртой;
Пятая - как молоко шея и руки её.
Портрет Елены Фоурмен (1630-е)
Вот как изобразил Зевксид на картине единой
То, что природа дала порознь каждой из дев.
Только Рубений его превзошёл, ибо кто же ответит:
Славим оратора мы или художника в нём?
Ныне владеет живою Еленою адуатуков,
Что далеко превзошла древней Елены красу».
Елена Фоурмен с детьми
Они прожили вместе 10 лет, в браке родилось 5 детей.
Рубенс скончался в 1640 году в возрасте 62 года. После смерти художника молодая вдова вышла замуж за Яна Баптиста ван Брукховена.
Луиза О’Мёрфи (1737-1814)
Натурщица художника Франсуа Буше, которая стала фавориткой короля Людовика XV.
Картина «Лежащая девушка» впечатлила короля, и он пожелал лично познакомиться с натурщицей.
"Лежащая девушка" работы Франсуа Буше (1752 год)
Казанова в своих мемуарах пишет, что это он помог девице устроить свою судьбу:
«Я дал шесть луидоров одному немецкому художнику, чтобы он написал её с натуры обнаженной, и она вышла как живая. Он изобразил её лежащей на животе, опираясь руками и грудью на подушку и держа голову так, словно лежала на спине. Искусный художник нарисовал ноги её и бедра так, что глаз не мог и желать большего. Внизу я велел написать: O-Morphi. Слово это не из Гомера, но вполне греческое; означает оно Красавица».
Луиза находилась в свите короля несколько лет, от связи с королем у нее родилась дочь Агата. Переоценив свои силы, Луиза пыталась соперничать с первой фавориткой короля мадам Помпадур, за что и была вскоре выслана со двора.
Дальнейшая судьба Луизы печальна. Ей было суждено пережить свою дочь, которая умерла в 20 лет. В годы французской революции Луиза О’Мёрфи провела в тюремном заключении. Умерла прекрасная натурщица в 1814 году в возрасте 77 лет, пережив двух королей и революцию.
Юлия Самойлова (1803-1875)
Графиня Юлия Самойлова (в девичестве Пален) была музой и натурщицей живописца Карла Брюллова.
«Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает…» - писал А.С. Пушкин.
Графиня Самойлова на акварели Карла Брюллова
В 1825 году она вышла замуж за графа Самойлова, но семейная жизнь супругов не сложилась. Граф имел «склонность к кутежам и карточной игре». Спустя два года после свадьбы супруги решили мирно разойтись.
С художником Карлом Брюлловым графиня Самойлова познакомилась в Риме в 1827 году в салоне своей подруги Зинаиды Волконской. Графине было 24 года, художнику - 28 лет.
Идея написать картину «Последний день Помпеи» возникла у Брюллова во время путешествия с Юлией Самойловой. Художника впечатлила опера Джованни Пачини - «Последний день Помпеи».
Последний день Помпеи (1830-1833)
Графиня была сильной независимой дамой своего времени:
«Проезжала ли через Варшаву графиня Самойлова? Вытворяла ли она свои фокусы, то есть уселась ли на облучке вместе с кучером, с трубкой во рту и в мужской шляпе на своей завитой и растрепанной голове? Она презабавная и, я думаю, немного не в себе» - вспоминала сестра Пушкина - Ольга Павлищева.
В 1829 году графиня покинула художника и вернулась в Россию, чтобы вступить в наследство. Балы и кутежи в ее имении манили весь Петербург.
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала-маскарада с приёмной дочерью Амацилией (1842 год)
В 1842 году узнав о смерти мужа графиня покинула Россию и поселилась в Италии. Брюллов жил вместе с ней на роскошной вилле, но спустя три года художник наскучил графине. В 1845 году расстались. Графиня вышла замуж за итальянского певца Пери, но счастье было недолгим, через год молодой муж скончался от чахотки.
Графиня Самойлова с приемной дочерью и арабчонком
Умерла графиня в 1875 году в возрасте 72 лет. Привычка к балам и кутежам разорили богатую даму, последние годы жизни она провела будучи стесненной в средствах. Печально, что приемные дочери судились с графиней, чтобы получить обещанное приданное.
Элизабет Сиддал (1829-1862)
Натурщица и муза живописцев «Братства прерафаэлитов», которые выступали против пафосного искусства викторианской эпохи. Элизабет была родом из простой рабочей семьи и работала модисткой в шляпном салоне.
Хрупкую рыжеволосую девушку заметил художник Уолтер Деверелл и сделал ее героиней своих полотен. Первой его работой была иллюстрация к пьесе «Двенадцатая ночь» Шекспира. В роли герцога художник изобразил себя, в роли Виолы выступила Элизабет.
Эпизод из пьесы "Двенадцатая ночь" работы Уолтера Деверелла. Элизабет в образе Виолы в костюме пажа
Художник Джон Эверетт Милле изобразил Элизабет в образе утопленницы Офелии. Для картины натурщице пришлось позировать в ванне с водой, что привело к сильной простуде. Врачи назначили Элизабет сильное лекарство, состоявшее из опиума, что привело прекрасную даму к гибели.
"Офелия" работы Джона Эверетта Милле
Вскоре на натурщицу обратил внимание другой художник братства - Данте Габриэль Россетти, между творческими людьми возникли романтические отношения. Художник создал серию картин посвященных истории любви Данте и Беатриче.
"Паоло и Франческа да Римини" работы Данте Габриэля Россетти
Элизабет тоже была художницей, ее работы выставлялись вместе с картинами мастеров прерафаэлитов.
Элизабет и Россетти поженились в 1860 году. Здоровье музы начинало резко ухудшаться, состояние усугубилось рождением мертвого ребенка. Медицина была тогда на низком уровне. Зимой 1862 года Элизабет умерла от передозировки опиумного лекарства, ей было 32 года.
Элизабет в образе Беатриче. Посмертный портрет
Безутешный супруг бросил в могилу умершей Элизабет рукописи своих стихов, но спустя годы пожалел об этом поступке. Желая опубликовать стихи, Россетти добился разрешения достать гроб из-под земли.
Викторина Мёран (1844-1927)
Натурщица и художница, которую увековечили работы Эдуарда Мане. Викторина позировала многим художникам конца XIX века, таким как Тома Кутюр, Эдгар Дега, Норбер Гонетт. В богемных кругах она снискала славу «своенравного существа» и ругалась как «уличные женщины».
"Олимпия" работы Мане (1863 год)
С художником Эдуардом Мане натурщица познакомилась в 1862 году, когда ей было 18 лет. Именно Викторина стала героиней полотен, которые принесли художнику мировую славу. Она не боялась скандалов и экспериментов в искусстве. Творческий союз модели и художника продлился 13 лет.
"Завтрак на траве" работы Мане (1863 год)
Викторина сама брала уроки живописи, ее работы выставлялись в парижских салонах. Первая ее картина - автопортрет «Вербное воскресенье» был представлен на выставке в Париже в 1885 году. Сейчас картины Викторины Мёран находятся в частных коллекциях и недоступны для публики.
"Железная дорога" (1872-1873)
В последние годы жизни натурщица пристрастилась к алкоголю, она зарабатывала на еду и выпивку иргой на гитаре на парижских улицах. Викторину сопровождала маленькая обезьянка, за что горожане ее провали - Старуха с обезьяной.
Умерла муза импрессионистов в 1927 году в возрасте 83 лет.
"Вербное воскресенье" - автопортрет Викторины
Жанна Эбютерн (1898-1920)
Натурщица и художница из парижского творческого круга Монпарнас, которая вдохновляла художника Амедео Модильяни.
Жанна Эбютерн
«Наш Модильяни, или Моди, как его называют, был типичным и вместе с тем очень талантливым представителем богемного Монмартра; скорее даже он был последним истинным представителем богемы» - отзывался о нем художник Людвиг Мейднер.
Модильяни на портрете Жанны (?)
Жанна познакомилась с Модильяни в 1917 году, когда ей было 19 лет, а художнику - 31 год. В 1918 году творческая пара опасаясь вторжения немецких войск (шла Первая мировая война) переехала из Парижа в Ниццу. У них родилась дочь Жанны.
Портрет Жанны работы Модильяни (1918 год)
В 1919 году они вернулись в Париж, чтобы принять участие в выставке «Осенний салон».
Печально, но этот союз продлился недолго. Модильяни умер через три года от туберкулеза 24 января 1920 года.
Обезумев от горя, беременная Жанна выбросилась в окно на следующий день после его смерти. Ей был 21 год.
Портрет Жанны работы Модильяни (1918 год)
Все тексты в этом блоге моего авторства, при копировании прошу давать ссылку на мой блог lenarudenko.lj.ru