Сумрачный пейзаж на месте останков древней крепости, как локация из «Сонной Лощины». Кажется, что из тумана появятся силуэты всадников-призраков. На коне явится сам Стефан Баторий - польский король-вампир.
Это древнее городище у села Велье (Псковская область) - крепость на границе пригорода вольного города Пскова. Укрепление отражало нападение рыцарей Ливонского ордена и врагу не сдавалось... Пока не появился суровый польский король Стефан Баторий - по рождению земляк графа Дракулы. Польский король был настолько суров, что даже Иван Грозный не решился выяснять с ним отношения.
Крепость Велье располагалась на холме вдоль двух древних дорог - в Литву и Ливонию. Рядом протекали реки Великая, Иса, Синяя - часть торгового пути «из варяг в греки», соединяющие Псков с Ливонией.
Впервые это городище упоминается в Псковских летописях в 1368 году - «В лето 6876 рать Немецкая у Велья из Налесья была…»
Суровый польский король Стефан Баторий.
В XVI веке крепость была разрушена во время войны с польским королем Стефаном Баторием. Сейчас сохранился только земляной вал крепости.
Стефан Баторий был уроженцем Трансильвании, земляк графа Дракулы. Он унаследовал польскую корону после бегства из Польши короля-француза Генриха Валуа в 1574 году. Король Генрих оказался слишком слаб для могущественной "польской империи" той эпохи.
Король Стефан Баторий не был дикарем, как его пытались описать враги. Он получил образование в Италии, считался человеком образованным - покровителем науки и искусства.
Уважение подданных король Стефан Баторий получил после отражения Татарского набега в 1575 году.
Стефан Баторий стал непобедимым полководцем своего времени, расширивший границы польской империи - Речи Посполитой.
Король с супругой Анной
Его полный королевский титул звучал внушительно: Божьей милостью король польский, великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемайтский, киевский, волынский, подляшский, инфлянтский, а также князь семиградский.
Не устояла перед польским королем и армия Ивана Грозного. После осаждения города Пскова, царь Иван Васильевич решился на перемирие.
«В грамоте же, которую ты прислал нам со своим гонцом Венцлавом Лопатинским, написано, что наши послы «призваны перед твой маестат» - как будто это какие-то безвестные сироты, а не послы, и поставили их, этих сирот, у порога дверей, и оттуда они беседуют с тобой как с Богом на небесах: так выглядит это «призвание послов перед твой маестат» и твоя безмерная гордость! Ни в каких землях такого не слыхано: когда к великому государю приходят послы не только от равного, но даже и не от великого государя, то держат их по посольским обычаям, а не как простых людей, не как данников, не ставят их «перед маестатом» - из послания Ивана Грозного, 29 июня 1581 года.
«Стефан Баторий под Псковом», монументальная картина польского художника Яна Матейко, 1872.
Для роли короля на картине «Стефан Баторий под Псковом» позировал армянин Юзеф Хассо-Агопсович.
Рядом с послами фигура в черной одежде - папский иезуит Антонио Поссевино, который выступил дипломатом Ивана Грозного. Он «уговаривает зверообразного Стефана Батория выслушать русских послов, просящих мира» - как писал критик Владимир Стасов.
Жесты посланника Ватикана красноречиво отражают дипломатию: одну руку он протягивает к Стефану Баторию, другой прикрывает послов Ивана Грозного.
«Матейко имел великую национальную душу и умел горячо и кстати выражать любовь к своему народу своим творчеством. В годину забитости, угнетения порабощенной своей нации он развернул перед ней великолепную картину былого её могущества и славы» - Илья Репин о картине «Стефан Баторий под Псковом».
На коленях перед королем стоит владыка полоцкий Киприан, протягивающий хлеб в знак перемирия. Рядом устало по-стариковски склонился посол Гргорий Нащокин. Воеводы за спиной царских послов стоят гордо и прямо - Псков не был захвачен.
Герб короля Стефана Батория
Деятельность итальянского дипломата по оценки историков может показаться странной.
«Когда московские послы хотели написать, что царь уступает королю Курляндию и Ливонию, то Поссевин опять стал кричать: «Вы пришли воровать, а не посольствовать!» У Алферьева вырвал из рук грамоту, кинул её в двери, князя Елецкого взял за воротник, за шубу, перевернул, пуговицы оборвал и кричал: «Подите от меня из избы вон, я с вами не стану ничего говорить!» - как пишет С. М. Соловьев «История России с древнейших времен».
Поссевино не позволил царским послам «казенные земли разбазаривать».
Вспоминается фильм Леонида Гайдая «Йя йя Кемска волость»… «Так никаких волостей на напасешься».
Предположительно за папским посланником Иван Грозный специально послал в Ватикан, чтобы «обуздать злого Обатуру». Стефан Баторий был добрым католиком и прислушивался к мнению посла Римского Папы.
Для перемирия с Речью Посполитой. царю Ивану Грозному пришлось отказаться от земель завоеванных прибалтийских княжеств, но он получил назад земли и города Псковского пригорода (такие как Порхов и Великие Луки).
Портрет короля (неизвестного художника).
В конце XVII века псковские земли утратили свое стратегическое значение, Петр I пожаловал владения села Велье графу Ягужинскому.
В 1777 году земли в награду получил фаворит Екатерины Великой - граф Потемкин. Императрица была очарована красотой местности и даже пожелала построить здесь дачный дворец, но не успела осуществить свой замысел.
В 1782 году Екатерина передала Велье своему новому фавориту - Ланскому.
В XIX веке в Велейской волости начался промышленный подъем, регион славился обработкой изделий из льна. Как свидетельство успешного развития региона той эпохи: в волости были открыты министерское училище, школы, больница, библиотека - читальня.
Сейчас село Велье и городище входят в состав Музея-заповедника А. С. Пушкина.
_________________________________________________________________
Все тексты и фото из путешествий в этом блоге сделаны мной. Прошу указывать ссылки на мой блог lenarudenko.lj.ru
Портреты короля из польской википедии