Королевские "лабутены" и не менее... "восхитительные штаны". Королю в этом наряде - 63 года.
Французский король Людовик XIV - один из самых ярких и противоречивых персонажей истории. Официально он рулил Францией и модой - 72 года.
В эпоху его правления наряды мужчин по количеству украшений не уступали дамским платьям. Придворные кавалеры носили кудрявые парики, туфли на высоких каблуках и пользовались косметикой. Мужчина не мог появиться при дворе «ненакрашенным». А туфли на высоком красном каблуке стали привилегией дворянина.
Однако многие современники короля язвительно отмечали дурновкусие этих нарядов:
«От башмаков до шляпы - банты, ленты, банты, ленты! У тебя, я вижу, на штанах и то уж шелковый шнурок, а хватило бы вполне полдюжины простых завязок. А парик! Что за нужда тратиться на парики, когда и своих волос на голове достаточно? А волосы-то собственные нам даром даны. Бьюсь об заклад, ты на ленты да на парик промотал не меньше двадцати пистолей. А знаешь, сколько с двадцати пистолей в год получишь доходу? Восемнадцать ливров, шесть солей и восемь денье, даже если бы отдать деньги в рост всего лишь из восьми процентов» - писал драматург Мольер в комедии «Скупой», указав цену неужной роскоши.
Молодой 17-летний король в образе античного бога - Юпитера.
Королевский стиль Людовика XIV прославился своей роскошью на весь мир. Богатые наряды короля и придворных выставлялись напоказ перед иностранными гостями, стиль был королевской обязанностью. На придворных «было столько драгоценностей и золота, что они едва могли ходить» - пишут современники.
Людовик создал свое королевское шоу перед другими монархами Европы, историки называют его «первым среди лицедеев». Льстивые придворные называли Людовика - «Король-солнце». Это прозвище он получил после выступления в образе античного бога Аполлона.
Сценический костюм короля для роли Аполлона.
При этом роскошный король не боялся своего народа. Людовик любил гулять в одиночестве в дворцовом парке. Короля охраняли двое стражников, которые прятались неподалеку в кустах. Каждый горожанин мог подойти к Его Величеству во время прогулки и рассказать о своих нуждах. Как указывает историк Эрик Дешодт.
Однако честолюбивый король не любил насмешек в свой адрес, авторов насмешливых стихов о королевской жизни бросали в тюрьму. «Пусть меня не любят, лишь бы боялись» - говорил Людовик.
Авторы эпиграмм на короля часто приговаривались к исправительным работам, как поэт Кольте, которого отправили подметать улицы за насмешки над монархом.
«Коль с головы до пят в грязи дорожной
Поэт Кольте по улице идет,
То на поэте зришь ты непреложно
Следы от прошлогодних нечистот».
Король Людовик XIV в 1701 году. В 63 года Его Величество носил кокетливые короткие штанишки.
Рис. Гиацинт Риго.
Некоторые предметы гардероба из времен Людовика дошли и до наших дней, хотя теперь выглядят гораздо скромнее. Например, галстук, который французские дворяне переняли от хорватских солдат-наемников. По-французски галстук «cravate», от искаженного «хорват». В эпоху Людовика галстук выглядел как шелковый или кружевной бант, украшенный драгоценными камнями.
Людовик в 23 года (1661 год), парик уже в моде.
Характерной чертой стиля короля Людовика стали высокие парики, которые изготавливались из человеческих или конских волос, а также лошадиной шерсти. У короля было 48 придворных парикмахеров. Его Величество даже спал в специальном ночном парике.
Парик изобрел некий маркиз Монтозье, о котором упоминает Александр Дюма.
«Храбрый, отличившийся во многих сражениях офицер и удачливый любовник он также имел дар предсказывать будущее. После долгого и бесполезного ухаживанния за м-ль Рамбулье он собрался на войну, и, прощаясь с ней, в ответ на «До свидания!» со вздохом сказал:
- Нет, не до свидания, прощайте!
- Почему вы так говорите? - слегка удивилась м-ль Рамбулье.
- Потому что я на этой войне буду убит! - еще раз вздохнул маркиз. - А мой брат будет счастливее меня и женится на вас.
друзья посмеивались над этим пророчеством, но через три месяца узнали, что Монтозье был убит камнем в голову. Причем, он умер не сразу, ему хотели сделать операцию на черепе, но раненый отказался, заявив, что и без него на свете много дураков».
Явиться перед королем ко двору без парика - означало немедленное увольнение с придворной должности.
Мода на парики, которая распространилась по всей Европе, возмущала Римского Папу, который желал запретить это уродливое безобразие.
Король в 35 лет (1673 год). В тренде красные штаны и светлые удлиненные камзолы.
Церемония «одеть короля» была важным придворным ритуалом.
Король просыпался в 9 утра, придворные входили в спальню и приветствовали Его Величество, потом король оставался один для молитвы.
«По окончании краткой молитвы король звал слуг и они возвращались; король надевал халат, и в это время входили в комнату, по делам службы, различные должностные лица. …Луи XIV обувался всегда с особенной какой-то грацией и ловкостью. Потом король брился и надевал парик. Он носил короткий, ровно подстриженный парик, который бывал на нем и в постели, когда он по причине болезни принимал не вставая».
Король переодевался несколько раз в течение дня для разных мероприятий: встречи с министрами, похода в церковь, прогулки в парке с дамами, кормежке любимых собак.
Карикатура на короля и его растраты
А вот духи король не любил, если верить Александру Дюма, Его Величество даже запрещал придворным являться к нему надушенными.
«Луи XIV не терпел никаких духов, делая исключение только для флёрдоранжа. Вследствие этого придворные или приближенные к нему особы никогда не являлись во дворец надушенными, хотя употребление духов было тогда в большой моде».
Скульптурный портрет работы итальянского мастера Бернини.
Во время прогулок с придворными король был единственным мужчиной, кто оставался в шляпе. Иногда Людовик разрешал придворным покрыть голову. «Король обыкновенно говорил: «Шляпу, господа!» И тотчас все окружавшие надевали шляпы».
А во время обеда в военном походе этикет требовал обратного. Все приближенные короля обедали в шляпах, и только король оставался с непокрытой головой. Иногда он мог оказать расположение своим родственникам и разрешить снять шляпу во время еды.
Король в военном походе в 54 года (1692 год).
Мода короля строго делила подданных на иерархии.
Придворный костюм «жюсткор», что означает «точно по фигуре» могли носить только знатные господа, получить это право считалось великой честью.
Также от статуса зависела возможность носить золотые пуговицы и драгоценности. Цвета тоже определяли статус человека. Богатый незнатный горожанин не мог быть одет богаче дворянина, хотя финансово мог себе это позволить.
Мода на детали костюма менялась быстро по воле короля. Если придворный уезжал в свое имение на лето, то осенью он возвращался настолько отсталым от моды, будто отсутствовал много лет.
Процесс раздевания короля перед отходом ко сну тоже был придворным ритуалом, когда король выбирал наряды на следующий день.
Вот как подробно вечерний этикет описывает Дюма:
«Когда король отходил ко сну, то заранее ставилось на стол в его спальне кушанье и питье на ночь; его кресло ставилось у камина, на него клали халат и ставили возле него туфли. Цирюльник приготовлял туалет и гребенки; роскошной отделки подсвечник с двумя свечами ставился на стол перед креслами. Король подходил тогда к креслам, снимал с себя часы и четки и клал на стол; потом снимал ленту, камзол и галстук; эти последние принадлежности своего туалета он отдавал дежурному камер-юнкеру; после этого он садился, и камер-лакей вместе с каким-нибудь другим лакеем развязывали королю подвязки, между тем как два других гардеробных лакея снимали с него башмаки, чулки и панталоны; два пажа подавали туфли.
Снова король в античном образе, ему 42 года (1680 год). Людовик изображен в образе юного божества.
В это время к королю подходил дофин и подавал ему ночную рубашку, которая предварительно нагревалась гардеробным лакеем. Камер-лакей брал подсвечник в две свечи, тот самый, который, как мы выше сказали, ставился на стол перед креслами; король сам назначал, кто из его вельмож должен был светить ему до его постели; потом, когда король делал свой выбор, привратник обращался к присутствующим и громко говорил:
«Господа, выходите!», - и находящиеся в комнате придворные чины выходили из комнаты.
Теперь король назначал платье, которое желал надеть на другой день, ложился в постель и делал медику знак, что он может подойти к его кровати и осведомиться о состоянии его здоровья. В это время камер-лакей зажигал или приказывал зажечь ночную лампу. Через несколько минут медик выходил из комнаты и с ним все лакеи. Дежурный камердинер оставался в спальне один, закрывал занавески кровати, тушил свечи и ложился на свою постель».
Король в 32 года (1670 год)
Рис. Робер Нантёйль
Король любил вкусно поесть, но при этом строго соблюдал все посты и давал благотворительные обеды в честь христианских праздников. Как добрый христианин Людовик причащался пять раз в год.
Последние годы жизни король стал наряжаться скромнее, предпочитая темные цвета. Единственным украшением короля была лента с бриллиантами стоимостью 10 миллионов.
Вот как описывает Дюма:
«С того времени как Луи XIV минуло 35 лет, он всегда носил платье более или менее темного цвета, с легкой золотой вышивкой; иногда на нем не было ничего блестящего, кроме одной золотой пуговки, которая прикреплялась к воротнику рубашки; иногда весь костюм его был сшит из черного бархата; что касается королевских жилетов, то они имели разные цвета: красные, синие, зеленые и всегда вышитые золотом и серебром; никогда король не носил перстней, и если были на нем драгоценные камни, то разве только на бантах башмаков, подвязок или на тесьме шляпы.
Портрет короля как покровителя науки и искусства, 1667 год.
Вопреки обычаю предшествовавших ему королей, он всегда носил под камзолом голубую ленту; в праздничные дни лента была длиннее обыкновенной и унизанной драгоценными камнями, а стоимость ее составляла до 10 миллионов. Это соблюдалось очень строго, исключая Пост и говение, которые, впрочем, были отменены, когда королю исполнилось 65 лет, и совсем забыты, когда он слег в постель, с которой уже не встал».
Король с большой семьей - портрет в античном стиле, 1670 год. Голый король в золотом покрывале - центральная фигура возвышается над остальными родственниками. Внизу фигура в белом покрывале - младший брат короля принц Филипп. Семья принца сидит ниже семьи короля.
Рис. Жан Нокре.
Король создал свой стиль, который вызвал зависть многих монархов, и сделал Францию законодательницей моды на многие века.
"Без плача проводы. Ты удивлен, не так ли?
Людовик, Франция в правление твое
Уж столько плакала, что слезы у нее,
Когда скончался ты, иссякли".
Писали шутники-поэты на смерть короля.