Игры престолов молодого Владимира

Jul 28, 2018 20:02



Князь Владимир-язычник (Рис. В. Васнецов).

Владимир Великий был внуком княгини Ольги. Сын князя Святослава и Малуши - ключницы, воспитывался своим дядей воеводой Добрыней. Хитроумный Владимир был новгородским князем-изгнанником, который захватил киевский престол своего старшего брата. Князь Владимир объединил под своим правлением Северную Русь (Великий Новгород) и Киевскую Русь.

«Владимир с помощью злодеяния и храбрых Варягов овладел Государством; но скоро доказал, что он родился быть Государем великим» - как характеризовал Карамзин, историк XIX века, - «Владимир, вместе со многими Героями древних и новых времен любя жен, любил и войну».

Путь к правлению молодого князя Владимира был стремительным в стиле средневековых «игр престолов». Будучи в изгнании князь участвовал в пиратских путешествиях с викингами.

В скандинавских сагах Владимир (конунг Вальдимар) упоминается как покровитель молодого норвежского короля Олафа, который в малолетние годы вместе с матерью был схвачен разбойниками и продан в рабство. Князь Владимир выкупил будущего короля из неволи. Повзрослевший Олаф стал бравым воином княжеской дружины.

«Вальдимар конунг сделал его начальником войска, которое он посылал на защиту своей страны» - гласят скандинавские хроники. В «Большой Саге» или «Саге Одда» упоминается, что Олаф побывал в Византии и принял христианство. Совет Олафа о христианстве послушал потом и князь Владимир, упоминают скандинавы.

Наставником молодого Владимира был воевода Добрыня, брат его матери Малуши - ключницы княгини Ольги. Предположительно, тот самый былинный герой Добрыня Никитич.



Добрыня Никитич с младшей сестрой Малушей.
(Рис. А. Рябушкин, 1895)

«Володимер бо бе от Малуши, ключнице Ользины, сестра же бе Добрыни, отец же бе има Малк Любечанин, и бе Добрыня уй (брат матери) Володимиру» - гласит «Повесть временных лет».

«Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, - и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици» - Никоновская летопись.



Владимир с наставником Добрыней
(Рис. С. Ефошкин)

У князя Святослава было три сына как в сказке, и он поделил княжение между ними: Ярополк княжил в Киеве, Олег - в Древлянской земле, младший сын Владимир - в Новгороде.

Княжеские браться не имели душевной привязанности друг к другу: разные матери, разные наставники и окружение. Князь Ярополк был добрым правителем, но безвольным, полагающимся на советы приближенных. Наставник Ярополка - Свинельд настраивал князя против братьев, призывая захватить их княжества.

«Позднее отсутствие взаимной симпатии и доверия между братьями сыграло с ними роковую роль. Амбиции наставников только усугубили разлад, наметившийся еще в их детских душах и с возрастом становившийся все сильнее» - пишет историк Богданов.

Между Ярополком и Олегом началась междуусобная война, во время одного из сражений Олег погиб. Ярополк не желал быть братоубийцей и искренне оплакивал мертвого брата.

«Ярополк вступил в город и хотел видеть брата: сей несчастный был раздавлен множеством людей и лошадьми, которые упали за ним с моста. Победитель, видя бездушный, окровавленный труп Олегов, лежащий на ковре пред его глазами, забыл свое торжество, слезами изъявил раскаяние и, с горестию указывая на мертвого, сказал Свенельду: Того ли хотелось тебе?»



Опасаясь властолюбия брата, князь Владимир «бежал за море к варягам» (скандинавам-вигингам). Ярополк назначил своих наместников в Новгородском княжестве и стал единым правителем над землями Новгородскими и Киевскими.

Владимир странствовал с викингами по морям от Германии до Италии. Возможно, он стал одним из пиратов-викингов, которые наводили ужас на богатые города и торговые корабли. В боях князь Владимир нашел своих верных союзников, готовых идти с ним на Новгород и Киев. Бравые варяги-викинги легко взяли Новгород, изгнав наместников Ярополка, и приготовились к походу на Киев град.



Варяги, (Рис. Н. Рерих, 1901)

Как гласят хроники: «Два года пробыл он в древнем отечестве своих предков, в земле Варяжской; участвовал, может быть, в смелых предприятиях Норманов, которых флаги развевались на всех морях Европейских и храбрость ужасала все страны от Германии до Италии; наконец собрал многих Варягов под свои знамена; прибыл (в 980 г.) с сей надежною дружиною в Новгород, сменил Посадников Ярополковых и сказал им с гордостию: «Идите к брату моему: да знает он, что я против него вооружаюсь, и да готовится отразить меня!»

Владимир решил отнять у Ярополка не только Киевский престол, но и невесту - полоцкую княжну Рогнеду, дочь князя Рогволда. Владимир послал сватов к княжне, но она гордо отвергла предложение князя и заявила «не хочу розути робичича» («не буду сочетаться браком с сыном рабыни»).

Месть разгневанного князя Владимира была жестокой. Он захватил Полоцк, умертвил отца княжны - Рогволода и двух ее братьев. Владимир взял Рогнеду в жены силой.



Владимир и Рогнеда
(Рис. А. Лосенко, 1770)

Отомстив дерзким князьям полоцким, Владимир со своей армией викингов и новгородцев направился на Киев град. Ярополк не хотел битвы и укрылся в городе, вокруг которого приказал вырыть глубокие рвы. Тогда Владимир подкупил воеводу Ярополка, который посоветовал осажденному князю бежать в городок Родень (Сейчас Черкасская область Украины).

Вероломный князь Владимир через предателя заманил брата на переговоры, а своим викингам приказал «поднять его мечами под пазухи». Только один мудрый слуга советовал Ярополку бежать: «Не ходи, Государь, к брату: ты погибнешь. Оставь Россию на время и собери войско в земле Печенегов». Ярополк, который имел «доброе, всегда неподозрительное сердце» не послушал совета, доверяя своему воеводе-предателю.

«Предатель ввел легковерного Государя своего в жилище брата, как в вертеп разбойников, и запер дверь, чтобы дружина Княжеская не могла войти за ними: там два наемника, племени Варяжского, пронзили мечами грудь Ярополкову... Верный слуга, который предсказал гибель сему несчастному, ушел к Печенегам, и Владимир едва мог возвратить его в отечество, дав клятву не мстить ему за любовь к Ярополку».



Смерть Ярополка.
Гравюра XIX века

Как точно заметил Карамзин: «Государь, который действует единственно по внушению любимцев, не умея ни защитить своего трона, ни умереть Героем, достоин сожаления, а не власти».

После победы викинги потребовали от князя для своего жалования обложить киевлян дополнительной данью по две гривны с каждого, но хитроумный скупой князь отправил часть войска варяг в Константинополь на службу Византийскому императору, а часть войска оставил при себе.



Былинный князь
Рис. А. Шишкин

Жену Ярополка, пленницу-гречанку из Византии, князь Владимир сделал своей наложницей. Среди славянских князей-язычников было распространено многоженство.

Карамзин описывает страсть князя Владимира к женщинам:
«Первою его супругою была Рогнеда, мать Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; умертвив брата, он взял в наложницы свою беременную невестку, родившую Святополка; от другой законной супруги, Чехини или Богемки, имел сына Вышеслава; от третьей Святослава и Мстислава; от четвертой, родом из Болгарии, Бориса и Глеба. Сверх того, ежели верить летописи, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в нынешней Белогородке (близ Киева), и 200 в селе Берестове. Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора: он презирал святость брачных союзов и невинности. Одним словом, Летописец называет его вторым Соломоном в женолюбии».

Рогнеда смирилась с участью жены убийцы ее семьи, но не могла простить удаления из Киева, когда князь предпочел других жен и редко навещал ее с сыном. Униженная княжна решилась убить князя.



Нападение Рогнеды на князя

Однажды, когда он был у нее в гостях, Рогнеда решила убить его кинжалом, но князь проснулся и отвел ее руку. В наказание он собрался собственноручно казнить вероломную жену. Он велел ей надеть красивые одежды и ждать смерти в храме богов.



Изяслав защищает мать

Как только князь вошел в храм, его встретил малолетний сын Изяслав, которого подговорила Рогнеда.
«Ты не один, о родитель мой! Сын будет свидетелем» - произнес ребенок и протянул князю меч. Владимир удалился к боярам на совет, не зная как поступить. «Государь! Прости виновную для сего младенца, и дай им в Удел бывшую область отца ее» - решили бояре. «Владимир согласился: построил новый город и, назвав его Изяславлем, отправил туда мать и сына». В народе многострадальную Рогнеду прозвали Горислава. Несмотря на сложные отношения, у Владимира и Рогнеды было семеро детей.

У князя было 18 детей от разных жен, дочери князя стали женами польских и венгерских королевичей.

По свидетельству исторических хроник, князь Владимир приносил жертвы богам в благодарность за свои победы. Жертвами диких обрядов становились молодые красивые юноши и девушки.

«Увенчанный победою и славою, Владимир хотел принести благодарность идолам и кровию человеческой обагрить олтари. Исполняя совет Бояр и старцев, он велел бросить жребий, кому из отроков и девиц Киевских надлежало погибнуть в удовольствие мнимых богов - и жребий пал на юного Варяга, прекрасного лицом и душою, коего отец был Христианином. Посланные от старцев объявили родителю о сем несчастии: вдохновенный любовию к сыну и ненавистию к такому ужасному суеверию, он начал говорить им о заблуждении язычников, о безумии кланяться тленному дереву вместо живого Бога, истинного Творца неба, земли и человека.



Федор варяг и сын его Иоанн
(Рис. П. Сорокин)

Киевляне терпели Христианство; но торжественное хуление Веры их произвело всеобщий мятеж в городе. Народ вооружился, разметал двор Варяжского Христианина и требовал жертвы. Отец, держа сына за руку, с твердостию сказал: «Ежели идолы ваши действительно боги, то пусть они сами извлекут его из моих объятий». Народ, в исступлении ярости, умертвил отца и сына, которые были таким образом первыми и последними мучениками Христианства в языческом Киеве. Церковь наша чтит их Святыми под именем Феодора и Иоанна».

Спустя годы князь Владимир осуществил мечту своей бабушки княгини Ольги, которая приняла христианство в Византии. С тех пор христианство стало государственной религией Древней Руси. Князь Владимир крестился в 988 году возрасте примерно 30 лет.

«В сей великий день, - говорит Летописец, - земля и небо ликовали».



Встреча византийской принцессы Анны
Рис. С. Ефошкин

Союз с Константинополем был скреплен династическим браком князя Владимира и византийской принцессы Анны, которая не желала этого союза. Условием свадьбы стало принятие Владимиром христианства. «Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство» - гласят арабские летописи.

По легенде принцесса-христианка исцелила князя от слепоты, и он сразу уверовал. «Она была орудием Небесной благодати, извлекшей Россию из тьмы идолопоклонства» - писал Карамзин.

«Анна ужаснулась: супружество с Князем народа, по мнению Греков, дикого и свирепого, казалось ей жестоким пленом и ненавистнее смерти. Но Политика требовала сей жертвы, и ревность к обращению идолопоклонников служила ей оправданием или предлогом. Горестная Царевна отправилась в Херсон на корабле, сопровождаемая знаменитыми духовными и гражданскими чиновниками: там народ встретил ее как свою избавительницу, со всеми знаками усердия и радости.



Владимир Красно Солнышко с супругой
(Рис. А. Рябушкин, 1895)

В летописи сказано, что Великий Князь тогда разболелся глазами и не мог ничего видеть; что Анна убедила его немедленно креститься и что он прозрел в самую ту минуту, когда Святитель возложил на него руку».
У Владимира и Анны была одна дочь Мария-Добронега, она стала королевой Польши, супругой короля Казимира Восстановителя.

В союзе с просвещенной Византией, как пишет летописец, князь Владимир создал первые школы в Древней Руси, которые пугали консервативных подданных: «Великий Князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России. Сие благодеяние казалось тогда страшною новостию, и жены знаменитые, у коих неволей брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством».



Крещение Руси, (В. Васнецов)

Летописцы утверждают, что князь изменил свою жизнь, перестал блудить и мстить врагам своим:
«Владимир, приняв Веру Спасителя, освятился Ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и - что всего ужаснее - братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах Христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества».

Средневековье, Славяне, Скандинавия, Легендарные личности

Previous post Next post
Up