"Тайная Вечеря" при просмотре «вживую», действительно, создает эффект 3D. (Под потолком изображены гербы рода Сфорца)
Шедевр «Тайная вечеря» (Il Cenacolo или L’Ultima Cena) Леонардо да Винчи создал в Милане на службе у герцога Людовико Сфорца. Герцог заказал роспись трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, в котором желал сделать фамильную усыпальницу.
Леонардо изобразил эпизод «Тайной Вечери», когда Иисус Христос собрал всех своих учеников и произнес «Один из вас предаст меня». Леонардо был первым художником, который смог передать эмоции героев библейского сюжета: недоумение, растерянность, возмущение, испуг. Услышав слова Христа, апостолы спрашивают «Не я ли, Господи?» Зритель становится наблюдателем этой трагичной сцены. На картине Леонардо легко отличить Иуду среди остальных учеников.
Все ученики устремляются к центральной фигуре Иисуса Христа. Только Иуда испуганно отпрянул назад. Его темный профиль на светлом фоне символически указывает на нечистую совесть.
Христос произнес, что Его предаст тот, кто обмакнет хлеб в блюдо вместе с Ним. На картине Леонардо только рука Иуды тянется к блюду. Другие апостолы - эмоционально жестикулируют, обсуждая грядущее предательство.
Слева от Иуды "третья рука с кинжалом", которая непонятно кому принадлежит. Возможно, это появилось при первых неудачных попытках реставрации
Ценители искусства назвали работу Леонардо «гениальным синтезом всех искусств и всех наук, в которой душа Ломбардии и Италии чувствует отзвук своего величия и своих бедствий».
Работа над фреской заняла около трех лет (предположительно 1495-1498), Леонардо, занятый размышлениями и экспериментами, часто мог отложить живопись на несколько дней, обдумывая новые идеи для своего творения.
По одной из версий, Леонардо изобразил себя на картине в образе апостола Фаддея (в центре).
«Он имел обыкновение, как я много раз видел и наблюдал, рано утром влезать на помост и от восхода солнца до сумерек не выпускать кисти из рук и, забывая о еде и питье, беспрерывно писать. Однако затем могло пройти два, три и четыре дня, в течение которых он не брался за работу или проводил около картины один, два или три часа, но только созерцал, рассматривая и внутренне обсуждая и оценивая ее фигуры» - свидетельствует Банделло.
На стене напротив изображено "Распятие" работы Монторфано
К сожалению, шедевр ждала непростая судьба. Фреска начала разрушаться еще при жизни Леонардо. Одна из причин - эксперимент с красками, который помог создать "эффект присутствия", но оказался недолговечным.
Другая причина - акт вандализма в 1499 году при захвате Милана французами. В зале, где находилось творение знаменитого живописца, была устроена конюшня. Как обычно в истории, победители демонстрируют пренебрежение к культурным идеалам поверженного врага.
Живописцу пришлось покинуть захваченный Милан и поступить на службу к Чезаре Борджиа.
Победитель - король Франции Людовик XII был образованным человеком, и не одобрил бесчинств своих солдат. Узнав о разрушении шедевра великого Леонардо, он сокрушался, что нельзя увезти с собой в Париж всю стену с произведением великого мастера.
Потомки на протяжении 300 лет пытались восстановить картину, но только ухудшали ситуацию.
Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие сильно пострадал во Вторую мировую войну, все стены здания подверглись сильно повреждены, нетронутой осталась только стена с фреской Леонардо.
Основная реставрация «Тайной Вечери» началась в 1970-е годы и длилась более 20 лет, реставрационные работы были завершены в 1999 году.
К произведению Леонардо всегда был повышенный интерес, в наши дни творчество художника трактуется весьма своеобразно. Чего только не придумают, чтобы показать «сакральное послание» Леонардо потомкам: и круги с треугольниками, и прочие тайные знаки. В Италии ценители искусства не поддерживают эти глумления над классикой.
Репродукция шедевра
По одной из современных версий, слева между Иисусом Христом и Иудой изображен не младший ученик Иоанн, а Мария Магдалина. Эта версия объясняется «излишней миловидностью лица» персонажа. Искусствоведы возражают, по средневековым канонам младший ученик Иоанн всегда изображался с юным ангельским лицом, и Леонардо решил последовать этому привычному узнаваемому образу.
Историки критикуют картину за «недостоверность». Художник изобразил Христа и апостолов сидящими за столом по-европейски, а в древней Иудее пищу принимали лежа или сидя на полу.
Сейчас шедевр Леонардо находится за несколькими защитными дверьми. Для сохранения фрески в зале поддерживается определенная температура.
Фасад монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, где находится творение Леонардо
Теперь в Милане полюбоваться на работу гения может каждый желающий.
Для посещения нужно заранее заказать билет через интернет. Зрителей пускают в зал группами по 20 человек на 15 минут.
У сайта сложный интерфейс. Инструкция на русском языке, как купить билет на «Тайную Вечерю» описана на этом сайте:
http://easy-going.ru/vivaticket-davinchi.html